АДМИНИСТРАТИВНАЯ реформа, которая должна начаться с реорганизации правительства, призвана очистить ряды госслужащих от бюрократов и коррупционеров. Между тем в кулуарах Белого дома все острее борьба за то, какой вариант брать за основу.
В ВЕДОМСТВЕ Г. Грефа настроены на то, чтобы радикально сократить функции правительственного аппарата и усилить роль министерств. В руководстве Белого дома, напротив, хотели бы кардинально ничего не менять и в очередной раз ограничиться изъятием у министерств и ведомств избыточных функций и полномочий. В крайнем случае упразднить из них наиболее скандальные и провальные.
В результате ситуация, когда правительственные чиновники придумывают варианты того, как самих себя реформировать, а на деле воюют друг с другом за усиление собственного аппаратного веса, все больше смахивает на анекдот. Респектабельный гражданин жует на улице бублик с поджаристой золотистой корочкой. «Дяденька, дай бублик», — подбегает к нему бедный мальчик. «Что ты, дорогой, разве то, что я ем, похоже на бублик?»- ласково отвечает тот. «Баранки, дай кусочек баранки», — не отстает попрошайка.
«Малыш, да ты повнимательней посмотри: это же всего лишь сушка», — говорит господин, с аппетитом уминая очередной кусок. «Сушку, сушку дай!» — хватает его за руку мальчишка. «А ну пошел отсюда, оборванец. Сам не знаешь, чего хочешь», — теряет терпение господин.
НА САМОМ деле аналогичная попытка реформировать правительство два года назад уже была. Тогда борьба реформаторов из Белого дома друг с другом и споры между М. Касьяновым с одной стороны и Г. Грефом и А. Кудриным с другой закончились, по определению премьера, «тонкой настройкой» правительственного кабинета. Радикально сокращать чиновников и менять структуру правительства тогда никто не решился.
Пока вырисовывается примерно следующая картина. Жертвой преобразований, скорее всего, окажутся Госкомрыболовство (Е. Наздратенко), Минпромнауки (И. Клебанов) и Госкомстат (В. Соколин). Эти ведомства расформируют, а их полномочия поделят между другими министерствами. Так, часть функций Госкомрыболовства отойдет Минсельхозу, другая — Минэкономразвития. В ведомство Г. Грефа предполагается влить Госкомстат и вопросы промышленности, которые сейчас в ведении Минпромнауки.
Остальные функции ведомства И. Клебанова перейдут к Минобразованию. Еще одна идея — слить Минфин и МНС, но она пока лишь витает в воздухе. По слухам, такой вариант реформы прорабатывается сейчас в окружении М. Касьянова.
В Минэкономразвития (Г. Греф) к числу урезанных и сокращенных хотели бы добавить МАП, Минприроды, Минтруд, Минсельхоз, ГТК и Госстрой.
Однако Таможенный комитет, наряду с другими доходными ведомствами — Минимуществом и Федеральной службой по банкротству, находится под личным контролем М. Касьянова. Руководящие должности в них занимают люди из команды премьера. Случись что, он всегда может воспользоваться их помощью для того, чтоб залатать внезапные пробоины в бюджете. Лишаться контрольных функций М. Касьянов явно не намерен. Ведь за экономическую ситуацию в стране отвечает премьер.
Непонятно, что обо всех идеях правительства думает президент. Пока он явно не спешит занимать чью-либо сторону. Между тем люди, которые имеют возможность встречаться с В. Путиным, говорят, что у президента в последнее время появилось ощущение, что экономика сильно пробуксовывает. С другой стороны, ему часто приходится выслушивать жалобы олигархов и бизнесменов на бюрократические проволочки госаппарата и «рост коррупционной емкости рынка» (выражение одного их олигархов).
Примером тому недавняя встреча В. Путина с представителями РСПП. К тому же появилось много желающих потеснить с правительственных постов прежнюю команду, и они тоже давят на главу государства. Словом, обстоятельства вновь подталкивают Кремль усовершенствовать механизм управления страной. В администрации президента дают понять, что свою точку зрения на то, как должна выглядеть административная реформа, В. Путин выскажет в Послании Федеральному собранию.
Однако на этом фоне в последнее время неожиданно стали набирать обороты разговоры о возможности перехода России к парламентской республике. Впервые эта идея прозвучала осенью на российско-американском «нефтяном» саммите в Хьюстоне, куда съехались многие олигархи. Затем мысль о том, что партия, которая получит большинство на парламентских выборах, вполне могла бы выдвигать кандидатуру премьера и назначать ключевых министров, не раз озвучивал близкий к Кремлю политолог Г. Павловский. И вот о ней заговорили с трибуны съезда «Единой России».
Многие эксперты считают, что российская Конституция дает главе государства право на такой эксперимент. По мнению А. Шохина, такое правительство становится ответственным перед Думой и президентом, но по закону глава государства вправе отправить его в отставку.
Такой вариант привлекателен и тем, что по окончании срока президентских полномочий В. Путин как кандидат партии большинства может занять кресло премьера.
И если эксперимент себя оправдает, то и в Конституцию можно внести изменения. Правда, для этого «Единой России» как минимум предстоит получить на выборах большинство мест в парламенте.
Аргументы и факты ,
3.04.2003