Видишь, встал из песка Шаумян...
Конец прошлого года стал своеобразным рубежом в экономическом развитии Птербурга. Ключевой сектор городской экономики привлек пристальное внимание федеральных нефтяных компаний «олигархического» типа. На региональном топливном рынке появились новые серьезные игроки. Замаячили не менее серьезные перспективы. А вместе с ними - проблемы, от экономических до природоохранных. Возможно, даже призрак экологической катастрофы, невиданной на невских берегах, но хорошо известной волжанам.
Заявка по вертикали
Первой ласточкой, прилетевшей из Москвы на питерский нефтерынок, стала Государственная нефтегазовая компания (ГНГК) «Славнефть». Мощная транснациональная корпорация, соединяющая энергетические отрасли России и Белоруссии, заявила в декабре о своих намерениях устами президента ГНГК Михаила Гуцериева. «Славнефть» намерена развить свою деятельность в регионе», - сообщил Михаил Сафарбекович президентскому полпреду по Северо-Западному округу Виктору Черкесову.
Питерская розничная сеть «Славнефти» в ближайшее время возрастет до восьмидесяти автозаправочных станций (в настоящее время «Славнефть» имеет в городе лишь две собственные АЗС, не считая франчайзинговых). Производственной же базой компании станет в Петербурге завод имени Шаумяна, который «Славнефть» намерена приобрести в собственность.
Все это звучало не как декларация о намерениях или план, предназначенный для согласования. Гуцериев довел до сведения Черкесова принятое решение, обсуждать которое в общемто уже незачем. Его заявлениям предшествовала большая работа, проведенная не только в регионе, но прежде всего на федеральном уровне. Федеральная власть, кажется, нашла в лице «Славнефти» эффективный рычаг экономического контроля над Северо-Западом.
Казалось, скандал с «паленым» бензином, разразившийся в августе-сентябре и получивший широкую огласку, подорвал позиции «Славнефти». Однако за кулисами успешно шли переговоры. В них участвовали люди и структуры, предложения которых в наше время никогда не встречают отказа.
ГНГК «Славнефть», акционерный капитал которой на три четверти принадлежит правительству РФ, давно играет роль государственного лоббиста в пресловутом олигархическом сообществе.
Схема петербургского развертывания «Славнефти» обкатывалась по властной вертикали от президентской администрации до полпредства. Не случайно декабрьское программное заявление Гуцериева прозвучало на встрече с Виктором Черкесовым.
«Славнефть» в Петербурге, возможно, ставит интересный эксперимент:
чего ждать от тех, кто после «равноудаления» старых олигархов рассчитывает на собственное «равноприближение» к власти и бюджету государства.
Базовый завод
Шаги «Славнефти» в регионе звучат негромко, но твердо. Открытие новой АЗС, на церемонии которого присутствовал сам Гуцериев, символически прикрывало более значимые события.
В мае 2000 года ГНГК подписывает франчайзинговое соглашение с топливной компанией «Линос», в ноябре следующего года - с нефтяной компанией «Фаэтон». Под флагом «Славнефти» оказалось три десятка автозаправок, реализующих продукцию государственной компании, но не предоставляющих потребителям государственной гарантии качества.
Одновременно стали происходить события, некоторыми наблюдателями воспринятые как разъяснительная работа с «непонятливыми» топливными операторами. Например, по символическому стечению обстоятельств через три недели после заключения договора с «Фаэтоном» внезапно оказался в «Крестах» хозяин небольшой бензиновой фирмы. Ему предъявлено уголовное обвинение, а ставшие бесхозными заправки ждут нового хозяина.
Главным же элементом продвижения стал процесс покупки «Славнефтью» петербургского ЗАО «Моторные масла - завод имени Шаумяна». «Славнефть» имеет огромный интерес к заводу», - публично заявил Гуцериев во время своего визита в Петербург. Анонсированный объем первоначальных вложений - 50 миллионов рублей, минимальная смета на последующую модернизацию - 1 миллион долларов. Сбыт производимых на заводе дизельных масел, автосмазочных материалов и технических жидкостей планируется осуществлять через «Русойл», оптовое подразделение компании. Таким образом, создается плацдарм для тотального вытеснения региональных топливных компаний.
Два месяца назад было объявлено о покупке завода «Славнефтью». Практически сразу, однако, последовали уточнения: в настоящее время идет судебное разбирательство между акционерами предприятия, поэтому договор пока не подписан.
Но «Славнефть» к этой коллизии как бы не имеет отношения. Как только суд вынесет вердикт, завод будет куплен.
Получается, есть немного времени подумать о перспективах и последствиях. И не только экономических - дело имеет и другие столь же серьезные аспекты. Например, экологические, о которых в данной связи стараются не вспоминать.
Словно не существует примера Ярославского нефтеперерабатывающего завода имени Менделеева. На его опыте можно судить о том, что может сулить Петербургу аналогичная модель хозяйствования.
Волжская тень над Невой
В нынешнем году Ярославский НПЗ отметит своеобразный юбилей - 123 года. Завод занимается непрерывной нефтеперегонкой по технологии великого русского ученого, именем которого названо предприятие. Продукция та же, что на питерском «Шаумяне» - моторные и смазочные масла.
Без малого век с четвертью - срок почтенный. Но лишь в последние годы Япославский НПЗ превратился в очаг экологической катастрофы, причем международного значения. Именно эти годы предприятие работает в организационно-правовой форме ОАО «Славнефть - НПЗ им. Менделеева».
Специалисты Госкомэкологии РФ, проанализировав положение, сложившееся на стыке рек Волга и Печегда, охарактеризовали опасность как беспрецедентную. Выбросы этим заводом кислого гудрона (побочный продукт производства масел) превышают все сколько-нибудь допустимые показатели. В семнадцати искусственных прудах-накопителях, расположенных вблизи от завода, хранится почти полмиллиона тонн отходов с 50-процентным средним содержанием серной кислоты.
Промышленные отходы сбрасываются в Волгу все в большем количестве. Прогнозы государственного научно-производственного предприятия «Кадастр» не исключают неконтролируемого стока накопителей. Это означало бы небывалую хозяйственно-экологическую катастрофу - тотальное заражение волжской воды с одновременным параличом водоснабжения большинства приволжских городов.
Критическая ситуация давно получила огласку. Руководство ГНГК «Славнефть» обязалось реконструировать НПЗ и предназначило на эти цели около 15 миллионов долларов (сравним с суммами, которые предполагается вложить в реконструкцию питерского завода). Михаил Гуцериев лично заверял губернатора Ярославской области, что компания разработала новую эффективную технологию утилизации кислого гудрона.
Эти заверения сыграли немалую роль при приобретении завода «Славнефтью». Однако они остались на бумаге. Неудивительно. Экологические затраты таковы, что ни одна компания не пойдет на них без жесткого нажима.
На «Славнефть» же давить оказалось некому - государственная принадлежность компании обеспечивает привилегированный статус.
Нынешние темпы утилизации отходов – предельные для действующей технологии – растягивают период переработки гудрона минимум до сотни лет. Это при том, что импортные утилизационные установки выработали срок и нуждаются в замене. Последние три года на их ремонт и дополнительное оснащение тратится большая часть средств, выделяемых заводу из федерального экологического фонда.
В очередной раз изобретен вечный двигатель. Завод выбрасывает гудрон, закупает очистители, амортизирует их, закупает запчасти, снова выбрасывает гудрон, снова закупает запчасти... Работы на сто лет. Должен же в этом быть какой-то смысл?
Смысл есть. Например, почему бы не сделать бизнес на... экологической угрозе, создаваемой собственным заводом? Объявленный в Ярославле тендер на метод утилизации не дал продуктивных результатов. Соискатели нашлись, но серьезных предложений от них не поступило. Зато НПЗ имени Менделеева был освобожден от выплат в региональный экологический фонд, получив финансовый карт-бланш на сохранение прежних технологий. Тем временем на чрезвычайных межведомственных совещаниях уже говорится о грядущем разрушении волжского берега. Гласности достаточно, но слушать некому.
Теперь вернемся на нашу родную, питерскую землю. Завод имени Шаумяна находится на улице Салова. Создан он был в 1910 году и к настоящему времени пришел в крайне удручающее состояние. Достаточно пройти по территории завода, чтобы убедиться, что для налаживания нормального производства, а тем более для того, чтобы сделать завод, как заявляют представители «Славнефти», одним из лидеров отрасли, требуется отнюдь не миллион долларов, а гораздо больше. Резервуарный парк, трубопроводы, непосредственно производственная площадь просто залиты производственными отходами. Обратившая свой взор на этот завод нефтяная компания ЛУКОЙЛ после тщательного анализа сделала вывод о нецелесообразности вложения инвестиций в развитие здесь производства. А уж у ЛУКОЙЛа денег больше, чем у «Славнефти». Просто одна компания - частная, где хозяин считает деньги, а другая - государственная, где тратят деньги налогоплательщиков. Остается заметить, что через строительство или реконструкцию подобных объектов списать деньги проще всго.
А «совершенствованием организации работы предприятия», как заявили в пресс-службе «Славнефти», вопрос подъема предприятия не решишь.
Потенциальную экологическую проблему усугубляет расположение завода. Еще в 1999 году губернатор Петербурга Владимир Яковлев принял решение о переносе производственных объектов на периферию. Завод имени Шаумяна простаивает уже почти год. И это очень удобный случай возобновить его деятельность в другом, более безопасном для горожан месте.
Нева - не Волга. Здесь экологической катастрофа не придется ждать 120 лет. Особенно если учесть быстроту и натиск, которые «Славнефть» демонстрирует на невских берегах.
Если Завод имени Шаумяна действительно получит в лице «Славнефти» нового собственника, рост производственных показателей компании, может, и произойдет, хотя никакого технико-экономического обоснования специалисты компании не представили. На экологические же последствия обратят внимание, как всегда, в последнюю очередь. Тогда «Славнефть» может предложить в течение пяти лет сдавать бизнес-планы и технико-экономические обоснования. А заодно добиться освобождения от платежей в питерский бюджет.
...Михаил Гуцериев сильный менеджер и опытный политик. Государственная компания умеет добиваться своего. Вероятно, у «Славнефти» в Петербурге большое будущее. Не пришлось бы только с ностальгией вспоминать прошлое.
Новая газета-СПб ,
31.01.2002