|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Шок - это не по-нашему.
16.08.2001 00:01
Снижение инфляции, оказывается, может быть шоком. Во всяком случае, это следует из слов министра финансов Алексея Кудрина, который, описывая достоинства проекта бюджета-2002, обратил внимание на то, что он предполагает мягкое, не вызывающее шока у экономики, снижение темпа роста цен.
Когда-то шоком считалось многократное повышение цен после их либерализации, теперь под шоковым понимается резкое снижение темпов инфляции. И в самом деле: бюджет недополучает инфляционные доходы, курсовая политика, и без того противоречивая, еще больше осложняется, граждане и вовсе остаются в недоумении. Но дефляционного шока не будет, и в этом нет никакой заслуги правительства - просто инфляция никак не хочет снижаться. Прогноз инфляционной погоды на будущий год согласно бюджетному проекту - 10-13 процентов. В этом году, несмотря на набранные почти 13 процентов за первое полугодие, правительство рассчитывает не превысить порога 18 процентов годовых. Теоретически это возможно, во всяком случае, финансово-экономические ведомства очень стараются, даже рост тарифов естественных монополий сдерживают. Они, правда, все равно вырастут - не в этом году, так в следующем. А пропорции роста зависят не столько от экономической целесообразности, которую теперь будет определять Единый тарифный орган, сколько от лоббистских усилий различных ведомств. Однако на всякий случай Кудрин сказал, что Минфин лишь рассчитывает показатели инфляции при верстке бюджета, а вот прогноз дает Минэкономразвития. Значит, во всем виноват или будет виноват Герман Греф. Вот уже в течение нескольких лет каждый новый бюджет считается прорывным, а его принятие обставляется драматическими сюжетами политической, номенклатурной, подковерной борьбы. Не так давно существовала традиция отчаянной битвы за основные параметры бюджета, а внутри этих показателей оставалось широкое поле для лоббистской борьбы. В результате бюджет накачивался благими пожеланиями, денежным воздухом, и его всякий раз - опять-таки со стонами и политическими скандалами - приходилось секвестровать. Однако эпоха дефицитных бюджетов прошла, начался период профицита и рационализации бюджетной политики. Элементами ее орнамента стали Бюджетный кодекс, бюджетные послания президента, внедрение новых либеральных идей и, как ни странно, резкое повышение бюджетной культуры депутатов. Можно считать, что созданы и некоторые барьеры для лоббистов. Во всяком случае, в бюджете-2001 уже можно было разглядеть приоритеты, то есть бюджетная "политика" стала походить на осмысленную политику. Бюджет-2002 мог бы стать настоящей сенсацией, если бы в нем была реализована идея бюджетного послания и просто послания Федеральному собранию, согласно которой в стране должен появиться стабилизационный фонд - в него направлялись бы все сверхплановые дармовые доходы, в основном полученные от благоприятной сырьевой конъюнктуры. Этого не произошло - хотя бы потому, что объемы бюджета, даже при том, что он профицитен, по мировым меркам по-прежнему ничтожны. Фундаментальная проблема осталась: как накормить огромный народ семью хлебами, кому первому выдавать каравай и как правильно распределить граммы. Тем не менее бюджет-2002 по-своему - явление беспрецедентное. Потому что сделана попытка все-таки реализовать разумную бюджетную идеологию, включающую в себя отказ - насколько это политически возможно - от невыполнимых обязательств, принципиальное стремление платить сполна по внешнему долгу и планировать профицит (превышение доходов над расходами существует по факту, однако впервые оно запланировано). Сама по себе структура экономики и принципиальные перемены в ее укладе несколько снижают возможности "групп интересов" и наркотическую зависимость властей от политэкономического влияния на бюджетный процесс организованных лоббистских группировок. Власть становится все менее чувствительной к давлению и восприимчивой к трагическим доводам, всхлипам и стонам. Зато сама устанавливает приоритеты - ее несколько милитаризованный уклон обещает более или менее нормальную жизнь всему силовому и военному, а стремление поддерживать высокий рейтинг доверия наверняка позволит получить свое "гражданским" бюджетникам. Это не совсем очищенный от большой политики подход, но существующие объемы бюджета, которые зависят от уровня развития экономики, не позволяют совсем уж деполитизировать бюджетный процесс. Кстати, о развитии. Проект федерального бюджета-2002 фиксирует сложившуюся в этом году новую тенденцию - рост ВВП превышает рост производства (запланировано соответственно 4, 3 и 4 процента). Не бог весть что, особенно в свете теории "догоняющего развития" (кажется, для начала мы должны догнать Португалию - лет этак за 15). Но ведь рост - не спад, в конце концов. Да и то сказать: слишком быстрые темпы - это шок. А шок теперь - это не по-нашему.
Андрей КОЛЕСНИКОВ, международная аудиторская компания ФБК, - специально для "время МН", Время MN ,
16.08.2001
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |