Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Война криминальных гигантов
В Санкт-Петербурге началась большая бандитская война. Противоречия между двумя крупнейшими группировками города оказались настолько неразрешимыми, что выплеснулись через край. Тамбовцы и люди Кости-Могилы пытались договориться, но - не судьба. Слава богу, пока не слышно беспорядочных автоматных очередей, хотя одна жертва уже состоялась - 26 апреля был застрелен Георгий Поздняков, личный телохранитель Владимира Кумарина. Но в основном война идет лишь на газетных полосах, где каждый день появляются статьи, заказанные то той, то другой группировкой.

"Питер тащат в Тамбов", - утверждают авторы одних публикаций, в которых прослеживается явный уклон в пользу Кости-Могилы и которые можно смело ставить под рубрику "Тамбовцы - главное зло". "Мы знаем, откуда разливается кровь", - спорят с ними журналисты, ангажированные тамбовцами. После прочтения этих статей даже первокласснику становится понятно, что кровь льется по вине Могилы.

Поводом к войне послужили два события: убийство депутата питерского ЗакСа Виктора Новоселова, случившееся 20 октября прошлого года (Новоселов, по оценкам многих, был крупной тамбовской шишкой, а по совместительству - самым перспективным политиком города), и покушение на Костю-Могилу, которое предотвратила его служба безопасности 13 марта уже нынешнего года. Обе стороны подозревают в организации этих преступлений друг друга.

До поры до времени выяснение отношений шло под ковром. Настоящий взрыв произошел 6 апреля, когда по обвинению в вымогательстве 50 000 долларов горпрокуратура арестовала депутата ЗакСа Сергея Шевченко и объявила в федеральный розыск его старшего брата Вячеслава, в недавнем прошлом депутата Государственной Думы. Братья Шевченко считались неприкасаемыми, и их преследование было воспринято как попытка подорвать тамбовское благополучие. Конфликт накалился до предела.

Заявить на Сергея и Вячеслава Шевченко осмелился директор издательства "Северная столица", хозяин журнала "Телеман" Максим Кузахметов. По словам Максима, с братьями он познакомился не по своей воле - они нашли его, прочитав в "Телемане" критическую статью о клубе "Голливудские ночи". Кузахметову объяснили, что клуб принадлежит тамбовцам и писать о нем плохо не стоит.

Второй неприятный разговор состоялся в 1998 году после истории с гастролями группы "Prodigy". Оказалось, что под видом культовых музыкантов в Питер приехали двойники. В прессе разгорелся скандал, и "Телеман" играл в нем первую скрипку. Кто же знал, что организацией гастролей "Prodigy" занимались именно братья Шевченко? Встретившись с Кузахметовым, они заявили, что срыв запланированных концертов нанес им ущерб в 50 000 баксов, и в настойчивой форме предложили эту сумму возвратить. Кузахметов, при посредничестве известного авторитета Руслана Коляка (своего бизнес-партнера), сумел откупиться десятью, но вынужден был расстаться с торговой маркой журнала "Телевик", также входившего в издательскую группу "Северная столица".

Почему Кузахметов не обратился в правоохранительные органы сразу, а сделал это лишь спустя два года? Говорит, что боялся. К тому же Шевченко-старший обладал депутатским иммунитетом и лишился его только после декабрьских выборов в Думу, которые проиграл.

Помощник находящегося в бегах Вячеслава Шевченко изложил свою версию событий. По его словам, братья вложили в издательские проекты Кузахметова огромные деньги и потому были вправе требовать лояльного к себе отношения. А заявление о вымогательстве стало итогом ссоры братьев-депутатов с недавно вышедшим на свободу Русланом Коляком. Кузахметов все эти сведения решительно опроверг.

Как бы то ни было, арест Шевченко-младшего и вынужденный уход в подполье Шевченко-старшего нанесли непоправимый удар по тамбовцам. Их позиции в городе зашатались.

Тамбовская банда появилась в нашем городе в середине восьмидесятых. Ее лидеры, и прежде всего Владимир Кумарин, действительно были уроженцами славного города Тамбова, однако по мере роста и усиления группировки к ней присоединялись уже без географических предрассудков. Начинали тамбовцы, как и все, - с рэкета, "крышевания" и прочих мелковатых дел. В середине девяностых они уже участвовали в одной войне - с казанскими - и понесли в ней огромные потери. В результате покушения в июне 1994 года Кумарин потерял руку и вынужден был долго лечиться за границей.

С тех пор многое изменилось. Тамбовцы победили почти всех конкурентов и сделались главной группировкой, с которой никто старается не связываться. Их лидеры, некогда промышлявшие "наперсточничеством" и "вышибальством", превратились в крутых бизнесменов, чьи фамилии в рейтингах влиятельности идут следом за фамилиями губернатора, прокурора и начальника ГУВД.

Они вообще стараются создать впечатление легальности, законности своей деятельности, говорят, что навсегда распрощались с криминальным прошлым. Некоторые из них, как, например, Михаил Глущенко, Михаил Монастырский или те же братья Шевченко, окунулись в политику, работали в российском парламенте. Другие, как Кумарин, возглавили крупные коммерческие структуры.

Сегодня, по оценке правоохранительных органов, тамбовцы контролируют до 70 процентов экономики Санкт-Петербурга. В их руках целые отрасли - нефтебизнес, пищепром, недвижимость, сфера услуг. Себя они называют теперь "патриотическим капиталом", своих противников - "столичными захватчиками". То есть мы, тамбовцы, работаем на благо города, но это кое-кому не нравится. Кому? Представителям московских олигархов, конечно, отвечали на мой вопрос члены группировки.

По мнению тамбовцев, эти "представители", и прежде всего Костя-Могила, хотят перекроить криминальную карту города под себя и с этой целью методично выбивают из рядов "патриотического капитала" самые главные звенья. Борьба идет, разумеется, за нефть. Долгое время "патриоты" терпели, понимая, что быть первыми всегда непросто. Но когда убили Новоселова - флагмана тамбовской политики, лучшего друга Кумарина и Шевченко, - и киллер Артур Гудков был схвачен на месте преступления, терпение иссякло. Тамбовцы почему-то решили, что Гудков и его напарник - Александр Малыш, задержанный двумя месяцами позже, - работают на Могилу. Будто бы правая рука Могилы - человек по фамилии Кулебаба - когда-то вместе с ними прыгал с парашютом в сосновоборском авиаклубе. А когда выяснилось, что группа Гудкова Малыша вела наблюдение за офисом Владимира Кумарина, тамбовцам все окончательно стало "ясно": ах, они самого Владимира Сергеевича хотели завалить! И понеслось...

МОГИЛА, он же Константин Карольевич Яковлев, обвинения в причастности к смерти Новоселова переживал остро. Не только потому, что с Виктором Семеновичем он был отлично знаком - как-никак росли в соседних дворах, но и потому, что Яковлев изо всех сил старался преподнести себя как бизнесмена, порвавшего с криминальным прошлым. В этом с Кумариным они очень похожи. Много общего у них и в биографиях.

В юности Могила работал какое-то время вышибалой в кафе "Роза ветров" - оттуда же вышел и Кумарин. Они почти одновременно сколотили свои коллективы и "крутились" на одинаковых темах. Но Могила первым из авторитетов, задолго до Кумарина, пересел в офис, то есть легализовался, и обзавелся такими колоссальными связями, особенно в Москве, что тамбовцам по этой части его никогда не переплюнуть. В сферу интересов Константина Карольевича входят электронные СМИ (под его влиянием находятся почти все дециметровые телеканалы), рекламный бизнес, строительство, фармация и др. Он не скрывает тесных связей с Березовским, но сам, в отличие от Кумарина, старается не выходить из тени. Свое пугающее прозвище Яковлев получил, работая могильщиком на Южном кладбище (кстати, его рекорд по рытью могил - 43 минуты голыми руками при помощи одной лишь лопаты-так до сих пор не побит).

С 1993 года Константин Яковлев пережил как минимум пять покушений. 13 марта 2000 года должно было произойти шестое, последнее. Но его предотвратили. Сотрудники службы безопасности Могилы за неделю до этого обнаружили постороннее наблюдение. Однако не стали отсекать его, а решили сами проследить за людьми, выслеживающими их шефа. Очень скоро выяснилось, что "наблюдатели" выбирают удобное место для ликвидации Могилы. В момент, когда эта ликвидация должна была состояться, охрана скрутила двоих вооруженных киллеров и передала их в милицию. Ребята оказались нестойкими и сразу же сознались, что якобы хотели убить Константина Яковлева по заданию крупного тамбовского бригадира Боба Кемеровского, хорошо знакомого с Кумариным.

Тамбовцы в разговоре со мной назвали историю с покушением на Могилу провокацией, подчеркнув, что Боб Кемеровский давно уже не "их" человек...

"Мы – не бвндиты», убеждали меня помощники Кости-Могилы. - Настоящие бандиты в городе одни - тамбовцы. Почти все заказные убийства - это их внутренние разборки, борьба за власть внутри группировки, за близость к лидеру".

"Московские олигархи с помощью своих представителей пытаются захватить власть в Петербурге, сделать его своей дойной коровой, нарушить сложившийся паритет. Наших людей отстреливают и сажают поодиночке и нетрудно догадаться, кому это выгодно", - говорили тамбовцы.

Итак, у двух крупнейших питерских группировок есть серьезные претензии друг к другу. Тамбовцы подозревают, что Могила имеет какое-то отношение к смерти Новоселова. Люди же Могилы уверены, что тамбовцы готовили покушение на их лидера. Где правда?

В городской прокуратуре нам удалось получить уникальные сведения, полностью меняющие картину происходящего. Заместитель прокурора Санкт-Петербурга Николай Винниченко подтвердил, что Артур Гудков и Александр Малыш - киллеры, взорвавшие депутата Новоселова, - когда-то действительно входили в группировку Кости-Могилы, но покинули ее несколько лет назад. Выполняя этот заказ, они работали на совершенно другого, не связанного ни с Могилой, ни с Кумариным человека. На третью силу.

Совершенно очевидно, что речь идет об одной из преступных группировок, утративших свое влияние в Петербурге и жаждущих его восстановить (таких штук пять у нас наберется). В интересах этой третьей силы - устранение и кумаринцев, и могильцев, то есть расчистка площадки для триумфального возвращения. Как проще всего это сделать? Да стравить их меж собой - пусть воюют, грызутся, убивают друг друга. До полного уничтожения. Очень может быть, что на убийство Новоселова специально были брошены люди, состоявшие когда-то в группировке Могилы. И очень может быть, что также специально убивать самого Могилу послали людей, когда-то имевших отношение к тамбовцам.

Остановит ли моя публикация новую криминальную войну, я не знаю. Если честно, по мне - чем больше бандитов друг друга перестреляют, тем лучше. Обидно только за город, который полощут в связи с этой войной совершенно безосновательно и жестоко. Бандиты - еще не весь Петербург
Московский Комсомолец - СПб , 18.05.2000

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

В Питере все растет
Петербургский Час Пик
"Газпром" под колпаком Миллера
Комсомольская правда
Чехарда во власти
Известия-СПб

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru