|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
"Подберезовики" на берегах Невы в ожидании золотого дождя
Пару лет назад в Петербурге открылся ресторан «Монополия». Хитом горячих закусок в этом заведении наряду с утиным филе с апельсинами и молодой стерлядью, припущенной в шампанском, по сей день остается кура "По-Березовски". Рецепт данного блюда был создан шеф-поваром на основе имевшейся информации о вкусовых пристрастиях экс-олигарха всех времен и народов. Как оказалось, Борис Березовский знает толк в хорошей трапезе: кусочки курицы, предварительно вымоченные в сливках, а затем запеченные в воловане (слоеной корзиночке), имеют исключительно нежный вкус.
К сожалению, горячее меню «Монополии» – это не единственное, что связывает БАБа с городом на Неве. Экспансивный и дальновидный медиа-магнат несколько лет стремился установить свою монополию над многими сферами питерского бизнеса, словно предвидя, что Петербург обязательно превратится в историческую родину нового российского президента. Невская резидентура БАБа В разное время и в разных газетах имя Березовского связывали с различными питерскими чиновниками, авторитеными бизнесменами и просто авторитетными в Петербурге людьми. Давно ни для кого не являются секретом теплые отношения БАБа с Александром Невзоровым. Борис Абрамович неизменно поддерживал материально многие творческие и политические начинания Александра Глебовича. Только вот больших прибылей, на которые расчитывал БАБ, эта дружба в конечном итоге не принесла. В период взаимопонимания БАБа и Ходорковского «ЮКОС» при помощи БФПГактивно пытались подмять нефтерынок Петербурга. Все закончилось убийством главы БФПГ Капыша, и грандиозным планам не суждено было сбыться. Еще одной связью Березовского в Петербурге был управляющий СЗРЦ Инкомбанка Зингман. По некоторым данным и публикациям в свое время он организовал встречу Березовского и Когана (ПСБ). Если это и было в свое время, то сейчас эти связи вряд ли актуальны… Замкнутый круг интересов Очертим и круг бизнес-интересов Березовского на берегах Невы. На питерском автомобильном рынке давно присутствует «ЛогоВАЗ-Нева». Особыми успехами это подразделение московской автодилерской конторы БАБа в Петербурге не блистало и выполняло, скорее всего, роль стартового плацдарма для проникновения в бизнес Северо-Западного региона. Еще в апреле 1998 года появились сообщения о том, что Березовский в содружестве с Рупертом Мэрдоком намерен приобрести телекоммуникационную компанию «Петерстар». Сумма сделки должна была составить 48 млн. долларов. Осуществить ее помешал дефолт. В начале прошлого года одна из московских газет, в политическом эстеблишменте имеющая репутацию "боевого листка Березовского", неожиданно обеспокоилась качеством обслуживания на авиапредприятии "Пулково". В принципе, это могло означать две вещи. Одна из них вполне безобидная: борьба за клиента на важнейшем направлении Москва - Петербург. Помимо "Пулково" на этом направлении активно работали также "Аэрофлот" и "Трансаэро" - авиакомпании, на тот момент тесно связанные с финансовыми интересами Бориса Абрамыча. Но, скорее всего, БАБ начал играть против базирующейся в Петербурге авиакомпании для того, чтобы прибрать ее к рукам (по сей день авиапредприятие «Пулково» является государственным). Тем более, что авиарейсы Москва - Петербург в последние годы приобрели воистину стратегическое значение. Десяткам петербуржцев, обживших в Москве кремлевские кабинеты, как минимум раз в неделю надо летать на побывку в Питер: с друзьями встретиться, сплетни последние рассказать, водки попить, наконец. Но это все мелочи, по сравнению с теми лоббистскмим усилиями, которые прикладывал БАБ в деле торможения начала строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС). Компании «Сибнефть», которая являлась любимым детищем Березовского и всегда экспортировала львиную долю добываемой нефти через Вентспилс и Новороссийск, новые терминалы в Северо-западном регионе были без надобности. Более того, такие перевалочные мощности только мешали бы отлаженному бизнесу «Сибнефти», поскольку в отличие от «Сургутнефти» и «Лкойла», она свою нефтетрейдерскую деятельность в Петербурге даже и не пыталась начинать. Другое дело – питерские морские порты. Некоторые компании афилированные с Березовским давно положили глаз на «Морской порт Санкт-Петербурга» и заинтересованы в его модернизации… Словом, притязания БАБа к питерскому бизнесу были обширными, хотя и зачастую безуспешными. Борису Абрамовичу явно не хватало одного весьма важного фактора: своего влиятельного агента в губернаторской администрации Петербурга. Впрочем, скорее всего, БАБ такого человека имел, но не особенно торопился его использовать, сделав все ставки в большой политической игре на питерского преемника Ельцина – Путина. Кто же мог подумать еще год назад, что этим тонким расчетам не суждено было сбыться? «Крот» в губернаторской администрации До недавнего времени осведомленные источники называли самым высокопоставленным «человеком БАБа» в Смольном председателя Комитета по потребительскому рынку администрации города Николая Луговского. Но в 1999 году этот чиновник был арестован за злоупотребление служебным положением и финансовые махинации. Хотя “дело Луговского” и развалилось, не дойдя до суда, былой влиятельности сановный “подберезовик” лишился окнчательно. А как же глобальные планы по захвату “Пулково” и “Морского порта”, которые БАБ продолжал вынашивать и после ареста Луговского? Кто-то же в Смольном их должен был продвигать? Если внимательно проанализировать все бизнес-устремления БАБа в Петербурге (транспорт, топливо, связь, морские порты), то за ними вырисовывается мощная фигура вице-губернатора Юрия Антонова, официально курировавшего до недавнего времени эти сферы городского хозяйства в администрации губернатора Яковлева (и продолжающего это делать негласно по сей день). И подтверждающие примеры долго искать не нужно, они у всех на виду. По всей видимости, интенсивные контакты с топливными структурами, близкими к Борису Березовскому, начались у Антонова в 1999 году, когда «ЮКОС» и БФПГ пытались захватить бензиновый рынок Петербурга. Из интервью Юрия Антонова газете «Коммерсант-СПб» 19 августа 1999 года: «…Операторы, которые получили бензин в этом месяце - "Фаэтон", "Линос", Восход" - все так или иначе связаны соглашениями с муниципальными или жизненно важными для города транспортными организациями. Для нас это главное. И сейчас, и на будущее. Координационный совет при губернаторе, который составляет рекомендации, выбирал именно таких операторов, кто с городом работает. Несколько другая история с БФПГ. После убийства Капыша надо было поддержать компанию, и в этом месяце она должна получить шесть тысяч тонн бензина. Только, ради Бога, не думайте, что у БФПГ какие-то сложности. Капыш, как известно, замыкал на себя много региональных связей, и мы просто решили подстраховать их, пока все не утрясется и не восстановится...» Как мы видим, уже тогда Антонов намекал на возможность смены приоритетов. Поэтому после победы «Балт-Трейда» на конкурсе в 2000 году наблюдатели заговорили о резкой смене ориентиров Юрия Антонова, который прекратил активно лоббировать интересы ПТК и нашел новых друзей. В начале прошлого года контроль над двумя районами петербургского морского порта - третьим и четвертым - получила одна из московских финансовых групп. По некоторым данным эта группа подконтрольна Борису Березовскому. Таким образом БАБ получил контроль над 30-35% грузооборота порта, а в перспективе расширит свое влияние еще на 20-25% объемов грузооборота. Главным образом, за счет экспорта удобрений, совместное строительство новых мощностей по перевалке которых ведется с пермской группой «УралКалий» (в группу внедрены люди БАБа). В связи с этим понятен интерес Березовского в частности к проекту по развитию транспортных подходов к морскому порту Петербурга, который был утвержден в начале февраля этого года МПС России. Проект предусматривает строительство транспортных развязок на проспекте Стачек, улице Краснопутиловской и развитие ж/д станции "Автово", одной из двух ж/д станций, обслуживающих морпорт Петербурга, что позволит увеличить грузопоток через этот транспортный узел с 7,5-8 до 15 млн тонн в год. А ответственным за железнодорожную модернизацию сегодня является не кто иной, как Юрий Антонов. Именно он сегодня пребывает в должности сопредседателя координационного совета по реконструкции Большого Морского порта Санкт-Петербурга. Вице-губернатор Антонов – ныне и самый яростный противник строительства БТС в администрации города. Он упирает на экологическую непроработанность строительства нефтеналивного терминала под Приморском. Много вопросов у Антонова и «зеленых» вызывают проект перехода "нефтяной трубы" под Невой. и факт близости БТС к орнитологическому заказнику "Березовые острова"(симптоматичное совпадение). На первый взгляд, Антонов пытается затормозить строительство БТС в интересах своих давних друзей из «Сургутнефтегаза», которые уверяют общественность, что "при наличии порта в бухте Батарейная БТС не нужна совсем". Но вспомним, как долгие годы отчаянное сопротивление проекту БТС оказывал и Березовский, используя все свои кремлевские связи. Некоторые скептики могут вспомнить скандальный случай с выдворением из Смольного «правой руки» БАБа – Бадри Патаркацишвили. Пропуск для него в коридоры питерской власти пробил Березовский, но инициатором изгания Бадри был вице-губернатор Антонов. Не для того ли, чтобы самому занять место главного лоббиста БАБа в губернаторской администрации? Юбилейная тень Березовского В последние дни центральные СМИ полнятся слухами и фактами о возвращении Березовского в Россию и большую российскую политику. БАБ юридически воцарился на ТВ-6, собирается вылить ушаты pr-грязи на профсоюзного лидера Шмакова, чтобы заменить его своим человеком – так удобнее будет устраивать массовые акции социального протеста против «питерской команды» Путина, он якобы сотрудничает с ЦРУ в «деле BONY» и стучит на предавших его бывших соратников по «семибанкирщине», доверенные «подберезовики» без устали распространяют социологические слухи о рейтинговом падении репутации Путина… Последнее обстоятельство особенно заботит БАБа. Как опытный политтехнолог и pr-интриган он прекрасно понимает, что «жажада власти – ничто, а политический имидж – все». И вряд ли опальный олигарх упустит возможность воспользоваться неотвратимо надвигающимся 300-летием Санкт-Петербурга. БАБу, как воздух, необходим провал этого празднества, призванного поднять престиж родного города президента, а вместе с тем и самого Путина. Вслед за этим провалом круто вниз устремится и кривая популярности путинской команды. А успех предстоящего юбилея, кстати, настолько заботит «питерскую команду» в Кремле, что ради этого «в жертву» могут принести даже нынешненго полпреда по Северо-Западному региону Черкесова.Наши источники в Кремле утверждают, что углубляющийся конфликт между Яковлевым и Черкесовым сейчас крайне беспокоит «питерское крыло» кремлевской администрации. «Разруливать” этот конфликт призваны Якунин, и Муров. Официально Муров приезжал подписывать договор между ФСО и Герценским университетом о “поставке” кадров для кремлевской охраны. Якунин уже “внедрен” “московскими чекистами” в губернаторскую администрацию отслеживать финансовые потоки в Петербурге, которые будут выделяться на 300-летие (этот офицер действующего резерва ФСБ о финансовом состоянии дел в Петербурге регулярно докладывает лично С. Иванову). Муров прорабатывал два возможных варианта замены Черкесова: 1)на Якунина, 2)на Григорьева (бывший шеф УФСБ СПб). Черкесова пытаются убрать в Москву, для него готовят пост министра юстиции. А от кого будет зависеть успех или неудача юбилея? От того, в чьих руках будут сосредоточены юбилейные финансовые потоки. Вот тут-то может и пригодится глубоко законсперированный «крот» БАБа в администрации Владимира Яковлева – вице-губернатор Юрий Антонов, сохраняющий сегодня все шансы стать основным распорядителем средств, уже потенциально выделенных из госбюджета на проведение 300-летия Санкт-Петербурга.
Московский Комсомолец-СПб ,
28.03.2001
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |