Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
"Подберезовики" на берегах Невы в ожидании золотого дождя
Пару лет назад в Петербурге открылся ресторан «Монополия». Хитом горячих закусок в этом заведении наряду с утиным филе с апельсинами и молодой стерлядью, припущенной в шампанском, по сей день остается кура "По-Березовски". Рецепт данного блюда был создан шеф-поваром на основе имевшейся информации о вкусовых пристрастиях экс-олигарха всех времен и народов. Как оказалось, Борис Березовский знает толк в хорошей трапезе: кусочки курицы, предварительно вымоченные в сливках, а затем запеченные в воловане (слоеной корзиночке), имеют исключительно нежный вкус.

К сожалению, горячее меню «Монополии» – это не единственное, что связывает БАБа с городом на Неве. Экспансивный и дальновидный медиа-магнат несколько лет стремился установить свою монополию над многими сферами питерского бизнеса, словно предвидя, что Петербург обязательно превратится в историческую родину нового российского президента.

Невская резидентура БАБа

В разное время и в разных газетах имя Березовского связывали с различными питерскими чиновниками, авторитеными бизнесменами и просто авторитетными в Петербурге людьми.

Давно ни для кого не являются секретом теплые отношения БАБа с Александром Невзоровым. Борис Абрамович неизменно поддерживал материально многие творческие и политические начинания Александра Глебовича. Только вот больших прибылей, на которые расчитывал БАБ, эта дружба в конечном итоге не принесла.

В период взаимопонимания БАБа и Ходорковского «ЮКОС» при помощи БФПГактивно пытались подмять нефтерынок Петербурга. Все закончилось убийством главы БФПГ Капыша, и грандиозным планам не суждено было сбыться.

Еще одной связью Березовского в Петербурге был управляющий СЗРЦ Инкомбанка Зингман. По некоторым данным и публикациям в свое время он организовал встречу Березовского и Когана (ПСБ). Если это и было в свое время, то сейчас эти связи вряд ли актуальны…

Замкнутый круг интересов

Очертим и круг бизнес-интересов Березовского на берегах Невы.
На питерском автомобильном рынке давно присутствует «ЛогоВАЗ-Нева». Особыми успехами это подразделение московской автодилерской конторы БАБа в Петербурге не блистало и выполняло, скорее всего, роль стартового плацдарма для проникновения в бизнес Северо-Западного региона.

Еще в апреле 1998 года появились сообщения о том, что Березовский в содружестве с Рупертом Мэрдоком намерен приобрести телекоммуникационную компанию «Петерстар». Сумма сделки должна была составить 48 млн. долларов. Осуществить ее помешал дефолт.

В начале прошлого года одна из московских газет, в политическом эстеблишменте имеющая репутацию "боевого листка Березовского", неожиданно обеспокоилась качеством обслуживания на авиапредприятии "Пулково". В принципе, это могло означать две вещи. Одна из них вполне безобидная: борьба за клиента на важнейшем направлении Москва - Петербург. Помимо "Пулково" на этом направлении активно работали также "Аэрофлот" и "Трансаэро" - авиакомпании, на тот момент тесно связанные с финансовыми интересами Бориса Абрамыча. Но, скорее всего, БАБ начал играть против базирующейся в Петербурге авиакомпании для того, чтобы прибрать ее к рукам (по сей день авиапредприятие «Пулково» является государственным). Тем более, что авиарейсы Москва - Петербург в последние годы приобрели воистину стратегическое значение. Десяткам петербуржцев, обживших в Москве кремлевские кабинеты, как минимум раз в неделю надо летать на побывку в Питер: с друзьями встретиться, сплетни последние рассказать, водки попить, наконец.

Но это все мелочи, по сравнению с теми лоббистскмим усилиями, которые прикладывал БАБ в деле торможения начала строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС). Компании «Сибнефть», которая являлась любимым детищем Березовского и всегда экспортировала львиную долю добываемой нефти через Вентспилс и Новороссийск, новые терминалы в Северо-западном регионе были без надобности. Более того, такие перевалочные мощности только мешали бы отлаженному бизнесу «Сибнефти», поскольку в отличие от «Сургутнефти» и «Лкойла», она свою нефтетрейдерскую деятельность в Петербурге даже и не пыталась начинать.

Другое дело – питерские морские порты. Некоторые компании афилированные с Березовским давно положили глаз на «Морской порт Санкт-Петербурга» и заинтересованы в его модернизации…

Словом, притязания БАБа к питерскому бизнесу были обширными, хотя и зачастую безуспешными. Борису Абрамовичу явно не хватало одного весьма важного фактора: своего влиятельного агента в губернаторской администрации Петербурга. Впрочем, скорее всего, БАБ такого человека имел, но не особенно торопился его использовать, сделав все ставки в большой политической игре на питерского преемника Ельцина – Путина. Кто же мог подумать еще год назад, что этим тонким расчетам не суждено было сбыться?

«Крот» в губернаторской администрации

До недавнего времени осведомленные источники называли самым высокопоставленным «человеком БАБа» в Смольном председателя Комитета по потребительскому рынку администрации города Николая Луговского. Но в 1999 году этот чиновник был арестован за злоупотребление служебным положением и финансовые махинации. Хотя “дело Луговского” и развалилось, не дойдя до суда, былой влиятельности сановный “подберезовик” лишился окнчательно. А как же глобальные планы по захвату “Пулково” и “Морского порта”, которые БАБ продолжал вынашивать и после ареста Луговского? Кто-то же в Смольном их должен был продвигать?

Если внимательно проанализировать все бизнес-устремления БАБа в Петербурге (транспорт, топливо, связь, морские порты), то за ними вырисовывается мощная фигура вице-губернатора Юрия Антонова, официально курировавшего до недавнего времени эти сферы городского хозяйства в администрации губернатора Яковлева (и продолжающего это делать негласно по сей день). И подтверждающие примеры долго искать не нужно, они у всех на виду.

По всей видимости, интенсивные контакты с топливными структурами, близкими к Борису Березовскому, начались у Антонова в 1999 году, когда «ЮКОС» и БФПГ пытались захватить бензиновый рынок Петербурга.

Из интервью Юрия Антонова газете «Коммерсант-СПб» 19 августа 1999 года: «…Операторы, которые получили бензин в этом месяце - "Фаэтон", "Линос", Восход" - все так или иначе связаны соглашениями с муниципальными или жизненно важными для города транспортными организациями. Для нас это главное. И сейчас, и на будущее. Координационный совет при губернаторе, который составляет рекомендации, выбирал именно таких операторов, кто с городом работает. Несколько другая история с БФПГ. После убийства Капыша надо было поддержать компанию, и в этом месяце она должна получить шесть тысяч тонн бензина. Только, ради Бога, не думайте, что у БФПГ какие-то сложности. Капыш, как известно, замыкал на себя много региональных связей, и мы просто решили подстраховать их, пока все не утрясется и не восстановится...»

Как мы видим, уже тогда Антонов намекал на возможность смены приоритетов. Поэтому после победы «Балт-Трейда» на конкурсе в 2000 году наблюдатели заговорили о резкой смене ориентиров Юрия Антонова, который прекратил активно лоббировать интересы ПТК и нашел новых друзей.

В начале прошлого года контроль над двумя районами петербургского морского порта - третьим и четвертым - получила одна из московских финансовых групп. По некоторым данным эта группа подконтрольна Борису Березовскому. Таким образом БАБ получил контроль над 30-35% грузооборота порта, а в перспективе расширит свое влияние еще на 20-25% объемов грузооборота. Главным образом, за счет экспорта удобрений, совместное строительство новых мощностей по перевалке которых ведется с пермской группой «УралКалий»

(в группу внедрены люди БАБа). В связи с этим понятен интерес Березовского в частности к проекту по развитию транспортных подходов к морскому порту Петербурга, который был утвержден в начале февраля этого года МПС России. Проект предусматривает строительство транспортных развязок на проспекте Стачек, улице Краснопутиловской и развитие ж/д станции "Автово", одной из двух ж/д станций, обслуживающих морпорт Петербурга, что позволит увеличить грузопоток через этот транспортный узел с 7,5-8 до 15 млн тонн в год. А ответственным за железнодорожную модернизацию сегодня является не кто иной, как Юрий Антонов. Именно он сегодня пребывает в должности сопредседателя координационного совета по реконструкции Большого Морского порта Санкт-Петербурга.

Вице-губернатор Антонов – ныне и самый яростный противник строительства БТС в администрации города. Он упирает на экологическую непроработанность строительства нефтеналивного терминала под Приморском. Много вопросов у Антонова и «зеленых» вызывают проект перехода "нефтяной трубы" под Невой. и факт близости БТС к орнитологическому заказнику "Березовые острова"(симптоматичное совпадение). На первый взгляд, Антонов пытается затормозить строительство БТС в интересах своих давних друзей из «Сургутнефтегаза», которые уверяют общественность, что "при наличии порта в бухте Батарейная БТС не нужна совсем". Но вспомним, как долгие годы отчаянное сопротивление проекту БТС оказывал и Березовский, используя все свои кремлевские связи.

Некоторые скептики могут вспомнить скандальный случай с выдворением из Смольного «правой руки» БАБа – Бадри Патаркацишвили. Пропуск для него в коридоры питерской власти пробил Березовский, но инициатором изгания Бадри был вице-губернатор Антонов. Не для того ли, чтобы самому занять место главного лоббиста БАБа в губернаторской администрации?

Юбилейная тень Березовского

В последние дни центральные СМИ полнятся слухами и фактами о возвращении Березовского в Россию и большую российскую политику. БАБ юридически воцарился на ТВ-6, собирается вылить ушаты pr-грязи на профсоюзного лидера Шмакова, чтобы заменить его своим человеком – так удобнее будет устраивать массовые акции социального протеста против «питерской команды» Путина, он якобы сотрудничает с ЦРУ в «деле BONY» и стучит на предавших его бывших соратников по «семибанкирщине», доверенные «подберезовики» без устали распространяют социологические слухи о рейтинговом падении репутации Путина…

Последнее обстоятельство особенно заботит БАБа. Как опытный политтехнолог и pr-интриган он прекрасно понимает, что «жажада власти – ничто, а политический имидж – все». И вряд ли опальный олигарх упустит возможность воспользоваться неотвратимо надвигающимся 300-летием Санкт-Петербурга. БАБу, как воздух, необходим провал этого празднества, призванного поднять престиж родного города президента, а вместе с тем и самого Путина. Вслед за этим провалом круто вниз устремится и кривая популярности путинской команды.

А успех предстоящего юбилея, кстати, настолько заботит «питерскую команду» в Кремле, что ради этого «в жертву» могут принести даже нынешненго полпреда по Северо-Западному региону Черкесова.Наши источники в Кремле утверждают, что углубляющийся конфликт между Яковлевым и Черкесовым сейчас крайне беспокоит «питерское крыло» кремлевской администрации. «Разруливать” этот конфликт призваны Якунин, и Муров. Официально Муров приезжал подписывать договор между ФСО и Герценским университетом о “поставке” кадров для кремлевской охраны. Якунин уже “внедрен” “московскими чекистами” в губернаторскую администрацию отслеживать финансовые потоки в Петербурге, которые будут выделяться на 300-летие (этот офицер действующего резерва ФСБ о финансовом состоянии дел в Петербурге регулярно докладывает лично С. Иванову). Муров прорабатывал два возможных варианта замены Черкесова: 1)на Якунина, 2)на Григорьева (бывший шеф УФСБ СПб). Черкесова пытаются убрать в Москву, для него готовят пост министра юстиции. А от кого будет зависеть успех или неудача юбилея? От того, в чьих руках будут сосредоточены юбилейные финансовые потоки. Вот тут-то может и пригодится глубоко законсперированный «крот» БАБа в администрации Владимира Яковлева – вице-губернатор Юрий Антонов, сохраняющий сегодня все шансы стать основным распорядителем средств, уже потенциально выделенных из госбюджета на проведение 300-летия Санкт-Петербурга.
Московский Комсомолец-СПб , 28.03.2001

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

В Питере все растет
Петербургский Час Пик
"Газпром" под колпаком Миллера
Комсомольская правда
Чехарда во власти
Известия-СПб

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru