|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Луч света в теневом секторе
Комитет по экономике и промышленности Санкт-Петербурга (КЭПП) - Министерство экономического развития и торговли России в миниатюре. Здесь, как в Москве, идет работа над прогнозами социально-экономического развития, просчитываются различные инвестиционные проекты, программы реформирования различных отраслей, и так далее. Вот только в отличие от федерального ведомства КЭПП это делает не применительно ко всей стране, а конкретно к одному городу.
"Правильная промышленная политика - это создание условий для развития реального сектора экономики", - говорит председатель комитета Анатолий Алексашин, демонстрируя толстые папки документов, в которых конкретные законопроекты для городских парламентариев и описания проектов строительства объектов. Примечательно, что большинство этих планов успешно реализуются и не остаются прожектами. Только за 9 месяцев 2000 года объем инвестиций в экономику города исчислялся 864 миллионами долларов США, что составило 84 процента от объема соответствующего периода 1999 года. Более 100 долларов на каждого жителя Питера. Неплохая цифра, даже по европейским меркам. Рост производства в городе в прошлом году составил 26 процентов. Питер вошел в пятерку наиболее экономически развитых регионов России. Однако главная забота - улучшение инвестиционного климата - остается. Ведь инвестору необходима не только политическая стабильность. Для реальных капитальных вложений необходимы четкая законодательная база, понятные правила игры и защита от недобросовестной конкуренции со стороны монополистов. Особенно важны все эти компоненты успеха для Санкт-Петербурга. Экономический потенциал города складывается из предприятий так называемой "оборонки". Конечно, за прошедшие годы экономических реформ многие из них сумели перепрофилироваться на выпуск мирной продукции, приспособиться к условиям резко сократившегося государственного оборонного заказа. Однако для обновления и модернизации производства необходимы значительные капитальные вложения. Причем срок их окупаемости составляет в лучшем случае несколько лет. "На один и тот же рубль мы должны давать горожанам более высокое качество жизни", - ставит задачу Анатолий Алексашин. Сделать это можно, оптимизировав расходы городского бюджета. При КЭПП было создано специальное управление формирования городского заказа, размещающего заявки на приобретение заказов и услуг для нужд города посредством конкурсов. Система, широко прижившаяся на федеральном уровне, пока медленно пробивает себе дорогу в регионах. Санкт-Петербург в этом отношении стал своеобразным локомотивом, и от того, насколько его опыт будет удачным, зависит многое. Результаты конкурсов проверяются независимой от КЭПП комиссией, на предварительной стадии информация о них размещается в двух специализированных журналах и даже на сайте в Интернете. Первые результаты оказались достаточно неожиданными. Городской бюджет уже сэкономил сотни миллионов рублей. Разрушены годами складывавшиеся монополии на топливном и алкогольном рынках. Эти наиболее криминализированные виды бизнеса ценой серьезного противостояния и бесконечных интриг, создаваемых вокруг КЭПП и его председателя, начали приобретать более цивилизованный характер. Раньше та же Петербургская топливная компания, пользуясь отсутствием конкуренции, поставляла топливо в город, получая от этого более 50 процентов чистой прибыли. Теперь же, почувствовав, что у городской администрации появился выбор, вынуждена снижать уровень рентабельности, по некоторым сведениям, до 15 процентов, как у других компаний аналогичного профиля. В результате Санкт-Петербург потерял у автомобилистов славу города с самым дорогим в России бензином на автозаправочных станциях. То же самое касается и рынка спиртных напитков. Принимаемые в Северной столице меры по ограничению незаконного оборота водки оказались более эффективными, чем в других регионах. Здесь не придумывают новых акцизных марок, не организуют ежедневных рейдов вооруженных спецназовцев в масках по оптовым рынкам. Здесь просто требуют от фирм, поставляющих алкогольную продукцию на прилавки, пройти аккредитацию в городской администрации. В прошлом году соответствующий патент получили 136 организаций. В этом к ним добавились еще 9. Как видим, конкуренцию никто не ограничивает. Однако в результате сбор акцизов в городскую казну вырос в 2 раза. В разы упало количество потребляемой горожанами некачественной продукции. Подобное тарифное регулирование - обычная практика для европейских стран. Специально принятая городской администрацией концепция тарифной политики, по мнению экспертов, действительно может принести пользу. На днях концепция тарифной политики, разработанная в КЭПП, была удостоена главной премии Государственной инспекции цен г. Москвы. По словам председателя КЭПП Анатолия Алексашина, концепция направлена на приведение городских тарифов к единой схеме, сделать более прозрачной работу конкурсных комиссий. "Я глубоко убежден, что мы вступили в стадию серьезного роста, и перед нашим комитетом стоит еще очень много задач. Надо только работать, - грамотно, профессионально, честно", - говорит сам Алексашин.
Иван Дубенецкий, Российская газета ,
15.06.2001
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |