|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Алексашин убеждал ПТК на пальцах
Смена трейдера, о которой стало известно 22 декабря прошлого года, многих привела в недоумение. "Петербургская топливная компания" (ПТК) добровольно уступила пальму первенства и право снабжать крупнейшего потребителя среди бюджетных организаций бензином и дизтопливом на сумму $18 млн. компании "Балт-Трейд" (Балтийская финансово-промышленная группа).
Впрочем, понятие "добровольно" у нас чаще всего звучит в связке с "принудительно" -как-то уж так сложилось исторически. В данном случае руководство ПТК ошеломили условия заключения договора между компанией и ГП "Пассажиравтотранс". Например, если ГП задолжает за топливо, на котором работают автобусы, перевозящие инвалидов, пенсионеров и ветеранов, то никаких штрафных санкций к нему предъявлять не полагается. Если же ПТК нарушит какое-либо из своих обязательств -меры должны быть приняты незамедлительно. Скажем, при заправке автобуса более 8 минут поставщик несет серьезные штрафные санкции вплоть до поставки топлива в день задержки бесплатно по всему автобусному парку. Топливная компания имеет право отказаться от поставок до окончания срока договора. Однако в этом случае она должна выплатить неустойку в размере стоимости всего непоставленного топлива. Таким образом, даже если компания перестанет заправлять городские автобусы, ей фактически придется оплатить закупку бензина и дизтоплива у конкурентов. Цена топлива, по которой компания поставляет его ГП, хотя и учитывает рыночные колебания, регламентирована. Она может рассчитываться по двум формулам. Первая: среднерыночная стоимость топлива минус 15%. Вторая: оптовая цена топлива в оферте умноженная на коэффициент, равный отношению оптовой цены "Киришинефтеоргсинтез" на текущую дату к оптовой цене на дату подачи оферта. Причем из этих двух формул выбирается та, результат расчетов по которой наименьший. В результате получилось, что при избытке нефтепродуктов на рынке эта методика ценообразования позволяет поставлять топливо по цене выше среднерозничной, а при дефиците -оператор несет серьезные убытки. Руководство ПТК решило, что подобные условия экономически невыгодны, о чем в письменном виде сообщило губернатору города, и отказалось от победы в шести лотах. "Балт-Трейд" все это, видимо, не смутило, и компания подписала договоры на заправку автопарков N 1, 2, 4, 5, 6, 7 и Колпинского. Помимо этого груза "Балт-Трейд" взял на себя и оплату нулевых пробегов, которые автобусам придется совершить, чтобы попасть на заправку компании. Из семи парков до сих пор три заправляются в городе, в двух лишь недавно установили контейнерные АЭС. По мнению Андрея Михеева, заместителя генерального директора ЗАО "ПТК", такие условия поставок появились из-за переизбытка нефтепродуктов на рынке. Нефтетрейдеры дают топливным компаниям большие товарные кредиты. Но долго такая ситуация не продлится. И тогда условия договора могут привести компанию не только к нулевой, но и к отрицательной рентабельности. Впрочем, совать голову в эту петлю или нет -личное дело каждой компании. Интересно другое: кто и для чего такие условия выдумал? На первый взгляд, это сделано в интересах ГП "Пассажиравтотранс", за которым до сих пор тянется хвост солидной кредиторской задолженности перед ПТК. Однако пока что ГП первое и пострадало. "Балт-Трейд", уже начав экономить, заправил автобусы вместо зимнего дизтоплива летним, с присадками. Результат -половина машин не вышла на линию, поскольку топливо загустевало от холода и моторы глохли. Не решена и проблема обеспечения топливом трех парков предприятия: 3-го АП, Пушкинского и Петродворцового. Для них был объявлен дополнительный конкурс, в котором приняла участие только одна компания "Фаэтон". Поскольку ее предложения не соответствовали требованиям конкурсной документации, тендер объявили несостоявшимся. Выяснилось и другое: все вышеперечисленные требования к топливной компании появились в условиях конкурса после их согласования в Комитете экономики и промышленной политики администрации Петербурга. В отличие от предыдущих лет, КЭПП принял очень близкое участие в проведении топливного тендера 2001 года. Тот же А. Михеев рассказал, что были попытки объясниться с Анатолием Алексашиным, вице-губернатором, председателем КЭПП. Однако никаких обоснований позиции КЭПП "с цифрами в руках", позволяющих говорить об экономической целесообразности требований конкурса, предложено не было. Один из аргументов, приведенных вице-губернатором, был связан с рентабельностью компании. По его мнению, она составляет 50% (5-25% по данным А. Михеева), а следовательно, ПТК вполне по силам предъявленные условия.
Кира Малинина, Экономика и время ,
5.03.2001
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |