|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Приключения олимпийских денег
"Верите ли вы, что Петербург может стать столицей Олимпиады-2004?" Социологи никогда не задавали этот вопрос жителям северной столицы, а жаль! Потому что смею предположить, что большинство из них оценивали ситуацию вполне реалистично. Для петербуржцев решение Международного олимпийского комитета не стало неприятным сюрпризом
Олимпийский принцип "главное - не победа, а участие" оправдывает себя не только на спортивных площадках. Хотя бы потому, что участие в престижном конкурсе само по себе открывает доступ к большим бюджетным деньгам... По данным Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ, расходы фонда "Санкт-Петербург-2004 - Заявочный комитет" в период с июня 1995-го по 1 апреля 1997 года составили 75 млрд 241 млн рублей. При этом "стоимость" финансовых нарушений, с точки зрения КРУ, составляет как минимум 9 млрд 466 млн рублей, или 12 процентов всех расходов. Все документы, связанные с результатами проверки, находятся в городском Отделе борьбы с кономическими преступлениями (ОБЭП). Будем надеяться, что там к ним отнесутся с достаточным вниманием. Но на многие вопросы можно ответить уже сегодня. В 1995-м, когда разговоры о выдвижении Петербурга только начинались, нам обещали, что из городского бюджета не придется брать ни копейки. Но, как выясняется, речь шла о средствах, которые из года в год оставались в Питере и использовались для реализации федеральных программ. Проще говоря, не выдвигались бы на конкурс - смогли бы эти миллиарды на строительство метро потратить. При обсуждении федерального бюджета питерские депутаты Госдумы настояли на том, чтобы на реконструкцию исторического центра Петербурга выделили 64 млрд рублей. Каково же было их удивление, когда выяснилось, что Виктор Черномырдин разрешил президенту фонда "Санкт-Петербург-2004 - Заявочный комитет" вице-губернатору Валерию Малышеву использовать эти средства для оплаты работ французской фирме "Текникап". В соответствии с уже подписанным контрактом фирма принимала на себя "разработку технико-экономического обоснования проектирования строительства трассы Западного скоростного диаметра, разработку проекта строительства велотрека, а также аудит проекта модернизации стадиона имени Кирова". За это ей предлагалось заплатить ни много ни мало 11 миллионов долларов. Деньги, выделенные на реконструкцию, удалось отбить. Но другим партнерам фонда повезло значительно больше. Судя по документам, главным из них стала швейцарская фирма IMS/STUDIO-6. ервый договор с ней был заключен еще 12 мая 1995 года. От лица Комитета по выдвижению кандидатуры Санкт-Петербурга на проведение Олимпийских игр его подписал Анатолий Собчак. В соответствии с этим договором STUDIO-6 предоставляет комитету "всю свою компетентность и знания в области маркетинга, связей с общественностью, рекламы и пропаганды, консалтинга и координации материально-технического обеспечения". Стоимость "компетентности и знаний" швейцарской фирмы составляет 1,8 млн долларов. О, спорт, ты - миф! Первые 600 тысяч долларов, причитавшиеся швейцарцам, Анатолий Александрович обязался выплатить уже 18 мая. Вопросы, связанные с финансированием олимпийского проекта, в тот момент были не решены. Более того, комитет, от лица которого Собчак подписывал договор, еще не был создан. Но уважаемого мэра все это не смутило. Подумаешь, заплатили 15,5 тысячи долларов пени за просрочку оплаты. Правда, в том, что такого важного сотворила STUDIO-6, ревизорам КРУ разобраться не удалось. Согласно актам сдачи-приемки работ отчеты направлялись конфиденциально в Комитет экономики и финансов. "Сугубо конфиденциальными", вероятно, являются и документы, подтверждающие расходы швейцарской компании по приему делегации Санкт-Петербурга на Олимпийских играх в Атланте на сумму 100 тысяч долларов - по крайней мере ревизорам их не показали. (Кстати, обслуживанием петербуржцев в Атланте помимо STUDIO-6 занималась нью-йоркская фирма "Transcontinental Marketing Inc.". В соответствии с контрактом ей поручалось, в частности, информационное обеспечение делегации. "Трансконтиненталю" заплатили 110 тысяч долларов, но выяснить, о чем за эти же деньги информировала делегатов уважаемая фирма, контролеры не сумели - ни акта о выполнении работ, ни каких-то иных документов в фонде не сохранилось.) Главной "продукцией" фонда должна была стать заявочная книга. Именно со STUDIO-6 подписали контракт о ее оформлении согласно требованиям МОК. Соглашение, предусматривающее выполнение швейцарской фирмой работы по оформлению заявочной книги, заключено за месяц до ее сдачи в МОК. А контракт и вовсе подписан за пять дней до срока. Неудивительно, что при таких условиях было не до контроля за качеством. Тираж книги, на подготовку которой было уже израсходовано около 12 млрд рублей, вообще не поступал в фонд. Ревизорам из КРУ смогли предъявить лишь факс от главы отдела по связям с городами – кандидатами МОК на имя вице-губернатора Валерия Малышева, в котором подтверждается факт получения 70 кземпляров питерской заявочной книги. "Качественно и в срок" выполнила STUDIO-6 и работы по другому контракту. Компьютерная разработка и согласование фирменного знака "Санкт-Петербург-2004" обошлись налогоплательщикам в 577 с лишним тысяч долларов, подготовка к приезду комиссии МОК аудиовизуального представления Санкт-Петербурга стоила 1 млн 232 тыс. долларов. Наконец за "организацию и обеспечение представления Санкт-Петербурга на территории иностранных государств во время проведения выездных сессий МОК" уплачено 437 486 долларов. Нетрудно подсчитать, что за полтора года швейцарская фирма получила от питерских "олимпийцев" более пяти миллионов долларов. И если учесть, что программу-представление Петербурга фонду не передали, то придется признать товарный знак единственным реальным приобретением, которое сделал за эти деньги город. Контракты с IMS/STUDIO-6 предусматривали, что расходы, связанные с выполнением фирмой своих обязательств, фонд возмещает отдельно. И когда г-н Такач и его сотрудники приезжали в Петербург, фирма выставляла отдельные счета за проживание, авиабилеты, перевозку оборудования. Видимо, партнеры фонда быстро оценили, что такое настоящее русское гостеприимство: господину президенту и его супруге оплачивали питание в ресторанах, услуги бара и мини-бара, услуги прачечной, телефонные переговоры, билеты в театр, цветы, сувениры... всего на сумму 42 млн рублей. Судя по всему, фонд не оскорблял уважаемых партнеров лишними проверками. Если фирма выставляет, скажем, счет за проживание г-на Такача в отеле "Невский палас" в январе 1996-го на сумму 1345,8 доллара - значит, так тому и быть. Это только неделикатное КРУ может зарыться в бумагах и выяснить, что, во-первых, январский счет из "Паласа" составляет всего 514 долларов, а во-вторых, фонд сразу же оплатил номер, в котором останавливался на сутки президент швейцарской фирмы. Между тем многочисленные счета из питерских и не только питерских отелей ревизоров КРУ, кажется, заинтересовали чрезвычайно. Выяснилось, например, что петербуржцы - сотрудники фонда тоже были очень не прочь отвлечься от бытовых неурядиц и на какое-то время переселиться, скажем, в "Европу" или "Прибалтийскую": на оплату номеров для проживающих в Петербурге "олимпийцев" и оказание им всяческих платных услуг израсходовано 39 млн рублей. Значительно дороже обошелся фонду его генеральный директор, вице-президент Национального олимпийского комитета г-н Козловский, проживающий в Москве. Его проезд к месту работы и обратно (естественно, вместе с супругой), проживание в лучших отелях, питание (разумеется, в ресторанах), а также разные мелочи типа услуг сауны и мини-бара составили 242 млн рублей. Справедливости ради надо отметить, что г-н Козловский работал почти на голом энтузиазме и как генеральный директор фонда зарплату не получал: 67 млн рублей выплачены ему как главному редактору заявочной книги. Если бы не КРУ, никто бы вообще не заинтересовался ни гостиничными недоразумениями, ни тем, что при выездах за границу "олимпийцы" установили себе командировочные как членам правительственных делегаций, ни чеками за якобы приобретенные за рубежом и там же розданные сувениры, ни множеством других нарушений - мелких, крупных, на любой вкус. Фонд не скупился ни по отношению к своим сотрудникам, ни по отношению к деловым партнерам. Ревизия КРУ показала, что во многих случаях при заключении договоров стоимость работ существенно завышалась. Можно понять Комитет по градостроительству, Ленинградский республиканский радиотелевизионный передающий центр и другие организации, стремившиеся получить за "олимпийские" заказы по максимуму. Но, к сожалению, для них существует целый ряд правил и инструкций, определяющих порядок ценообразования. Ну а часть договоров просто не лезет ни в какие ворота. Например, контракт с ООО "Хегарон", которое подрядилось изготовить для фонда оригинал-макеты сувенирной и иной продукции. Заместитель гендиректора фонда г-н Костецкий подписал акт сдачи-приемки работ, распорядился перевести "Хегарону" 198 млн рублей, после чего... направил своим партнерам уведомление: перечень оригинал-макетов изменен, сумма поставки уменьшена. Надо отдать "Хегарону" должное, часть денег он дисциплинированно вернул. Хотя и непонятно зачем, если руководство фонда приняло работу в полном объеме. Следов этой работы, впрочем, обнаружить не удалось. Вероятно, сотрудникам ОБЭПа придется также изучать контракт со швейцарской фирмой "Идея маркетинг Лтд.". Хотя бы для того, чтобы выяснить, кому же пришла идея арендовать у нее за 25 тысяч долларов тент-палатку, два стола, восемь стульев и одну кофеварку. В соответствии с договором об аренде (а на нем, кстати, нет даже печати арендодателя) фонд получил вышеуказанное имущество во временное пользование на период проведения международных соревнований Гран-при "Формула-1 на воде". Все бы ничего, но означенные соревнования проходили... в Петербурге. Здесь что, простите, не нашлось своей кофеварки? Или столов не хватало, пришлось из Швейцарии везти? И зачем вообще фонду потребовались соревнования, которые проходили после того, как Петербург выбыл из конкурса городов-кандидатов? Когда вице-губернатор Валерий Малышев патетически восклицает: "Я и сегодня убежден, что Петербургу надо ыло бороться за право проводить Олимпиаду!", то сомнений в его искренности не возникает. Потому что для самого Валерия Ивановича, для сотрудников возглавляемого им фонда и их партнеров борьба за Олимпиаду имела несомненный практический смысл. А до финиша еще далеко После того как Петербург выбыл из конкурса, бюджетное финансирование проекта было прекращено. Но это совсем не означает, что с тратами на несостоявшуюся Олимпиаду покончено. Фонд получил ссуду от Государственного комитета по физической культуре и туризму. В соответствии с условиями договора она должна быть возвращена. Естественно, городом. Кроме того, "олимпийцы" отягощены долгами. Отвечая на вопрос депутатов законодательного собрания, сколько же они задолжали своим партнерам, Валерий Малышев затруднился назвать точную сумму, но заверил, что она невелика. Городские финансисты с такой оценкой скорее всего не согласятся. Судя по документам, задолженность фонда перед исполнителями заявочной книги на 1 марта составляла 86 млрд 927 млн рублей. Есть еще два непогашенных кредита банкам на общую сумму более 4 миллиардов. Для Малышева это, может быть, и небольшие деньги, но для города - весьма значительные. В общем, питерской администрации придется еще поволноваться из-за олимпийских трат. А вот руководство фонда сохраняет поистине олимпийское спокойствие. Что ж, их можно понять, КРУ завершило проверку в конце мая. Правоохранительные органы к работе пока не приступали, авось и не приступят. У губернатора тоже было достаточно времени, чтобы разобраться со своими подчиненными, но никаких признаков того, что над головой Валерия Малышева сгущаются тучи, нет. До тех пор, пока Петербург не вылетел из конкурса, у администрации были вполне уважительные причины для ездействия. Но теперь уже, видимо, стоит поискать другие объяснения...
Новая газета ,
27.10.1997
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |