Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Не надо бояться чекистов во власти
- Давайте знакомиться, Сергей Борисович.
- Я готов рассказать вам о себе, но сразу должен предупредить: не ждите подробностей о восемнадцати годах, проведенных в разведке. Это исключено по определению.
- Хотя бы географически обозначьте места зарубежных командировок.
- Недавно "Комсомолка" написала, что я работал в Швеции, а этого не было. Мне приходилось неоднократно посещать эту страну, но не более того. Разведывательной деятельностью я занимался в Европе и Африке, а конкретнее, извините, сказать не могу. Да и ни один разведчик не сказал бы больше - ни американский, ни английский, ни израильский. Есть неписаная этика, она едина и в ЦРУ, и в СВР.
- Ясно, на этой теме - шлагбаум. Впрочем, теперь хотя бы знаем, что в Швеции вы не служили. А к питерской команде, активно занимающей командные высоты в Москве, вас приписывают заслуженно?
- Как посмотреть" Я уехал из Питера в 1980 году и последние двадцать лет прописан в Москве, хотя реально не прожил здесь и половины этого срока - все остальное время находился в зарубежных командировках. Что касается знакомства с Путиным, то, действительно, мы с Владимиром Владимировичем учились в университете в одно время, но тогда наши дороги не пересеклись, что в общем-то логично. Разве можно перезнакомиться с каждым из пятнадцати тысяч студентов? После университета я получил контрразведывательное образование в Высшей школе КГБ в Минске и был направлен на работу в Управление госбезопасности Ленинграда и области. Там же в это время оказался и Владимир Путин, который попал в одно со мной подразделение - оно занималось разведкой.
- И кто из вас кем командовал?
- Мы ровесники, были равны в званиях и должностях. А командовал нами замечательный человек Феликс Дмитриевич Сутырин. Его назвать я могу, поскольку он давно в отставке. Сутырин из тех старых питерских интеллигентов, которые одинаково хорошо разбираются в искусстве, живописи, философии, владеют иностранными языками. Феликс Дмитриевич около сорока лет отдал разведке, был нашим резидентом за рубежом" Вот он и учил молодых офицеров Путина и Иванова уму-разуму. Правда, года через три я уехал в Москву, в Краснознаменный институт, как тогда называлась Академия СВР.
- Но ведь и Путин заканчивал эту академию.
- После меня. Да и учился он на другом факультете. То есть в чем-то повторилась университетская ситуация: наши пути на этом этапе не совпали. Словом, уехал я в столицу и в Питер больше не возвращался. Что Владимир Владимирович после командировки в Германию работает в мэрии у Собчака, я знал, но встретиться как-то не получалось, поскольку в родной город я обычно наведывался с конкретной целью - проведать маму. Отец-то давно умер... Мама у меня замечательная! Сейчас ей 78 лет, она всю жизнь проработала инженером-оптиком на одном и том же предприятии. Это мама настояла, чтобы я занимался в английской спецшколе. Жили мы всегда скромно, лишнего рубля в доме не водилось, но на книги, дополнительные занятия родители денег не жалели. Еще мама мечтала об отдельной квартире - у нас было две комнатушки в коммуналке, и маме казалось, что в таких условиях мне трудно учиться. Чтобы накопить на кооператив, мама лет десять подрабатывала сверхурочно, и только после моего поступления в университет мы переехали в собственную квартиру. В ней мама и живет по сей день. А я стараюсь ее навещать хотя бы раза три в год. Но мы отвлеклись от темы. После переезда в Москву я встречался с Владимиром Владимировичем всего пару раз на совещаниях, хотя, конечно, мы не теряли друг друга из поля зрения. И когда Путин стал директором ФСБ, он позвал меня на должность своего заместителя. Я курировал информационно-аналитическое управление, отвечал за контакты с общественностью, внешние связи ФСБ. Дальнейшее вам известно: после назначения премьер-министром России Владимир Владимирович рекомендовал меня в секретари Совбеза. 15 ноября 1999-го я заступил на этот пост.
- Словом, хоть вы, Сергей Борисович, и не вписываетесь в питерскую команду, человеком Путина можете считаться с полным основанием.
- Владимир Владимирович знает, на что я способен, очевидно, доверяет мне, а я стараюсь, как говорится, соответствовать.Что же касается путинской команды" Сейчас все активнее пробрасывается мысль (и у нас, и на Западе), что к власти в России приходят чекисты. Мол, в этом явная угроза демократии. Всем, кто всерьез этого опасается, предлагаю вспомнить, как в прежние годы набирались кадры в КГБ. Делалось это сверхтребовательно и жестко. Поверьте, в органы попадали лучшие.
- Ум, честь и совесть эпохи?
- Да, тогда КГБ мог позволить себе роскошь просеивать все население страны, останавливаясь на отборных кадрах. Знаете, какие были проверки и перепроверки? Все учитывалось: коммуникабельность, порядочность, эрудиция, честность, физическая подготовка" Только перечень критериев занимал двадцать машинописных страниц! "Слияние и укрупнение спецслужб не планируется"
- Интересно, а с правозащитниками и диссидентами этот список достоинств согласовывали?
- Понимаю, о чем вы, но в данном случае речь не о репрессивной сталинской машине ГУЛАГа, а о КГБ последних десятилетий. А еще точнее - о разведке. Еще раз могу повторить: туда попадали сливки. И, к слову, о правозащитниках. Андрей Сахаров незадолго до смерти сказал, что единственная организация, которая вызывает у него уважение, это КГБ. Мнению этого человека вы доверяете?
- Признаться, не слышал этих слов Андрея Дмитриевича, но не буду спорить, тем более что наша тема все же не КГБ, а СБ. Сейчас вы занимаете кабинет, в котором до вас сидели лишь два секретаря Совбеза - Кокошин и Путин. Всем прочим - Рыбкину, Бордюже - кто там еще был? - места в Кремле не находилось. Очевидно, по аппаратным меркам кремлевские апартаменты - это тоже знак высокого доверия?
- Знаете, я ни о чем не просил, а лишь поинтересовался у Александра Волошина, где будет мое рабочее место. Конечно, важно, в каком кабинете ты сидишь, но еще существеннее, чем ты в нем занимаешься.
- Тогда вопрос по существу, господин секретарь. Ответьте стране: броня по-прежнему крепка и танки наши быстры?
- Военные вопросы не единственные, которыми занимается СБ, хотя они, безусловно, важны. Все же армия - последний аргумент в системе безопасности государства, и то, что сейчас происходит, скажем, в Чечне, лишь попытка исправить ошибки, допущенные ранее. Если бы мы работали на опережение, все обошлось бы меньшей кровью и стоило бы гораздо дешевле, поскольку война - самое дорогое, что может быть. В этом смысле выгоднее заниматься разведкой, прогнозированием, словом, уделять внимание превентивным мерам, которые не позволят дойти до крайности. Именно поэтому в поле нашего зрения постоянно находятся вопросы экономической безопасности, здравоохранения, образования.
- А не поздно ли мы спохватились?
- Конечно, не нужно дожидаться войны, чтобы вспомнить: солдата, оказывается, надо обуть, одеть, накормить и научить воевать! Нельзя и лучшие образцы вооружений гнать только на экспорт, не занимаясь переоснащением своей армии. Поддержание ядерного щита в боевом состоянии - тоже серьезная задача. Много вопросов по эффективному использованию спецслужб. Кстати, в последнее время в прессе появились публикации о том, что якобы готовится слияние Федеральной службы охраны, Погранслужбы и ФСБ, а то и вовсе объединение всех силовых ведомств в одну структуру. Не хочу никого голословно обвинять, но такое ощущение, что все эти материалы готовятся соответствующими изданиями для придания "пикантности" грядущим президентским выборам. Чтобы не было дальнейших спекуляций на эту тему, хочу четко заявить: никаких слияний, укрупнений, объединений не планировалось и не планируется. Все это полный бред. Другое дело, что иным спецслужбам стоит пристальнее присмотреться к методам своей работы и кое-что изменить. В частности, я имею в виду такое мощное оружие, как информационные войны, что становится особенно актуальным в связи с чеченской кампанией. Пять лет назад мы проиграли в этом, сейчас нельзя наступать на те же грабли. Ведь и международное право, мировой опыт на нашей стороне. К примеру, вы знаете, что член Ирландской республиканской армии ни под каким видом не получит эфир в Великобритании? Так предписывает закон: террорист не должен использовать СМИ в своих целях. А у нас что получается? Бандиты дают интервью, выходят в прямой эфир" Главное, что никто не несет за это никакой ответственности - ни журналист, ни редактор.
- Важно, чтобы эта ответственность в цензуру не превратилась.
- Я не посягаю на свободу слова, но должны быть рамки и четкое понимание, что можно делать, а что нельзя.
- Рамки и свобода плохо совместимы" Когда есть, скажем так, определенное недоверие к официальным источникам информации, возникает желание обратиться к альтернативным.
- Хотите использовать чеченских информаторов - пожалуйста. Только не давайте голоса террористов в эфир! А что касается доверия, то работающий на бандитов интернетовский сайт "Кавказ" постоянно гонит "дезу", откровенно врет, но на него продолжают упорно ссылаться даже государственные российские СМИ.
- Неужели информационное противостояние больше всего беспокоит вас в чеченской войне?
- Остальное мне кажется более очевидным. Проведение крупномасштабной военной операции, на мой взгляд, выглядит абсолютно оправданным - нельзя было позволять далее сохраняться бандитскому анклаву на территории страны. Если интересно, могу дать вам материалы, документально подтверждающие, что в последние годы Чечня жила исключительно за счет воровства нефти, работорговли, похищения заложников, наркотрафика. Навести порядок в республике можно было только силой. И сто спецназовцев и даже два десантных полка проблему не решали. Военная стадия операции заканчивается - это уже ясно. Когда именно прозвучит отбой, пусть решают генералы, это их хлеб. К слову, очень хорошо, что мы наконец перестали дергать армию и требовать от нее победы к определенному сроку. Все же, думаю, через месяц-полтора активная фаза завершится.
- И что тогда?
- Постепенная нормализация обстановки. Сколько на это уйдет времени? Годы.
- А сколько жизней?
- Знаете, это будет зависеть уже не от армии, а от гражданских властей, которые должны создать в Чечне хоть какие-то условия для человеческого существования.
- В обязанности СБ входит разработка программы такой реабилитации?
- В феврале мы планируем заседание, на котором рассмотрим перспективы социально-экономического развития Чечни. Конечно, жизнь не скоро вернется в нормальное русло. Какое-то время будут продолжаться и отдельные бандитские вылазки, и диверсии.
- И все же: какое "какое-то"?
- Давайте вспомним Западную Украину и Прибалтику после вхождения в СССР.
- Офицерам десять лет стреляли в спину.
- Значит, и в Чечне надо настраиваться на столько же. "Россия еще не разучилась огрызаться"
- Хороша перспектива социально-экономического развития!
- А что вы хотите? С 1991 года история тянется, в один присест все, что запустили, не исправить. Да, провокации и теракты в Москве, других городах еще долго будут весьма вероятны. Поэтому надо предельно жестко перекрыть границу, создать обстановку, при которой террористы, вытесненные из Чечни, поймут, что у них нет шансов вернуться в республику. То есть из так называемых борцов за независимость они превратятся в заурядных международных бандитов, которых гоняют по всему свету. Если это случится, то истребление террористов станет не только нашей заботой, но и проблемой мирового сообщества.
- Это самое сообщество нам и сейчас покоя за Чечню не дает. Санкциями пугает.
- Пока это все декорации. По программе ТАСИС почти все выделенные России деньги шли на оплату командировок западных чиновников в нашу страну. Ну меньше к нам бюрократов приедет, велика проблема? Свою сельхозпродукцию грозятся не поставлять сюда? Так она нам сейчас не особо и нужна. Серьезные попытки прищемить Россию, полагаю, не в интересах самого Запада. Что бы о нас ни говорили, а российский рынок терять никому не хочется, он весьма перспективен. И европейцы с американцами это прекрасно понимают. Уйдут они, придут китайцы с японцами. Знаете, с Запада нам четко намекают, правда, шепотом: заканчивали бы вы поскорее в Чечне, и мы отстанем. Но поскорее - значит, с большим количеством жертв, Россия же кровью своих солдат отныне дорожит. Поэтому мы не торопимся, но и давление на боевиков не ослабляем.
- А вам не кажется, что уйдет чеченская тема и Запад придумает новую?
- Очень может быть. Последние годы приучили всех к мысли, что Россия потеряла свой голос, а тут вдруг оказалось, что мы еще и огрызаться умеем. Кому это понравится?
- Никому. Значит, весь вопрос в том, действительно ли крепка наша броня и быстры танки или же мы лишь делаем хорошую мину при плохой игре?
- Россия пока в самом деле сильна. У нас прекрасные традиции в оборонке, есть замечательные достижения в авиационной, морской технике. Наша ахиллесова пята - экономическая слабость. Стоят в конструкторских бюро уникальные образцы вооружения, а запустить их в серийное производство нет средств. Нужно серьезное финансирование. Кажется, сейчас эта проблема может сдвинуться с мертвой точки. Очевидно, вы слышали выступление Владимира Путина на недавнем заседании правительства, где было заявлено, что оборонный заказ увеличивается в полтора раза. Как говорится, первая ласточка"
- Какой вопрос требует скорейшего решения?
- Проблемы есть везде - и в авиации, и на флоте, и в войсках стратегического назначения, но, на мой взгляд, приоритетная задача - создание полноценных мобильных сухопутных войск. Это связано с угрозой локальных военных конфликтов, требующих моментального реагирования.
- А ратификация ОСВ-2 может подождать?
- Да, эта старая проблема тоже вопиет. Четыре года договор лежит в Думе без движения. Вопрос принципиальный: нужно ли нам сохранять такое же количество ядерных боеголовок, как США. Я в этом сомневаюсь. Все-таки надо опираться на здравый смысл. Если американцы будут знать, что не менее трети наших ракет долетит до Штатов в ответ на их удар, никто нас атаковать не станет. В США живут не самоубийцы. Поэтому нет нужды нашим депутатам цепляться за каждую боеголовку. Никто не покушается на ядерную безопасность страны. Тем более что сейчас американцы собираются модернизировать, а фактически выйти из договора по ПРО, объясняя это тем, что мы не ратифицируем ОСВ-2. Сделав это, Дума выбьет у Штатов последний козырь, поскольку в случае нарушения американцами договора по ПРО мы вправе будем автоматически аннулировать и ОСВ-1, и ОСВ-2. Словом, бояться нам в данном случае абсолютно нечего. На воду могут дуть лишь люди с богатым воображением и начитавшиеся романов о звездных войнах.
- Вы такое чтиво не жалуете?
- У меня большая библиотека на английском языке. Например, есть весь Форсайт.
- И как вы оцениваете все эти литературные шпионские страсти с позиций профессионального разведчика?
- С одной стороны, смеешься от наивности, с другой - все же интересно следить за развитием сюжета. Тот же Форсайт привлекает меня тем, что даже байкам умеет придать правдоподобный вид. У него есть источники в спецслужбах, прежде чем писать, Форсайт обязательно объезжает места, где будет происходить действие романа, все досконально изучает. Фактологических ошибок у него нет, и это уже хорошо. К тому же Форсайт берет беспроигрышные сюжеты. Помните его "День Шакала"? Покушение на де Голля - исторический факт.
- А фильмы про Бонда смотрите?
- В основном дети, хотя и они понимают, что правды в этих боевиках - ни на грамм.
- Сыновья вашу стезю выбрали?
- Нет. Они учатся в вузах, но в каких именно, если позволите, уточнять не стану. Фамилия, к счастью, позволяет хранить инкогнито, никто из окружения моих детей не знает, где я работаю, хотелось бы, чтобы такое положение продлилось подольше. Кстати, и жена убедительно просит не разглашать ее место службы. Скажу лишь, что у супруги высшее экономическое образование, она коренная москвичка, а поженились мы в 1976 году. На этом точка. Так нам всем будет спокойнее.

Из досье "КП"

Совет безопасности (СБ) РФ образован 3. 06. 92 г. Указом Б. Ельцина.
Цель образования - подготовка решений Президента РФ в области обеспечения безопасности государства. До сентября 1993 г. СБ был коллегиальным органом в составе руководителей исполнительной и законодательной власти - все постоянные члены входили в него по должности.
С 21. 09. 93 г. Б. Ельцин взял на себя формирование персонального состава СБ, тем самым фактически превратив его в совещательный орган при Президенте РФ.
Сегодня в составе СБ пять постоянных членов (В. Путин - председатель, С. Иванов - секретарь, И. Иванов, Н. Патрушев, И. Сергеев) и 16 обычных членов (от Е. Адамова и Н. Аксененко до С. Шойгу и А. Шаповальянца). Решения СБ принимаются постоянными членами простым большинством голосов и вступают в силу после утверждения председателем СБ (Президентом РФ).
Аппарат СБ размещается в Москве, на Варварке, 5а. Кабинет секретаря СБ - в Кремле.
Заседания СБ, по закону, проводятся не реже одного раза в месяц.
Секретарями СБ были: Ю. Скоков (1992 -1993 гг.), Е. Шапошников (1993 г.), О. Лобов (1993 - 1996 гг.), А. Лебедь (1996 г.), И. Рыбкин (1996-1998 гг.), А. Кокошин (1998 г.), Н. Бордюжа (1998-1999 гг.), В. Путин (1999 г.), С. Иванов (1999 г. - наст. время).
Согласно Указу Президента РФ от 9. 04. 97 г., секретарь СБ получает 7200 руб. - наравне с первыми вице-премьерами.
В апреле 1999 г. должностной оклад увеличен в 1,5 раза.
Комсомольская правда , 3.02.2000

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

В Питере все растет
Петербургский Час Пик
"Газпром" под колпаком Миллера
Комсомольская правда
Чехарда во власти
Известия-СПб

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru