Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Остановка трубопровода "Дружба": диверсия или халатность
5.05.2019 15:04
Ситуация с загрязнением нефти развивалась стремительно. 22 апреля о российской нефти с повышенным содержанием хлорорганики сообщил Мозырский НПЗ — она вывела из строя его воздушный холодильник. 23 апреля Белоруссия приостановила экспорт бензина и дизтоплива в страны Балтии, Украину и Польшу. Следом Германия, Украина и Словакия приостановили поставки сырой нефти из России по той же причине. Минск оценивал объемы некачественной нефти в своих нефтепроводах ориентировочно в 1 миллион тонн.

25 апреля вице-премьер Дмитрий Козак пообещал возобновить работу нефтепровода в течение двух недель. 29 апреля его представитель отчитался, что в 12:00 «соответствующая евразийскому техрегламенту нефть» достигла приграничной линейной производственной диспетчерской станции «Унеча». Но в Белоруссии пока её не заметили, поскольку для восстановления полноценной работы трубопровода необходимо гораздо больше времени.
 
«Транснефть» теряет от простоя нефтепровода «Дружба» около 15 млн долларов в день.  Это сумма, чувствительная даже для такого гиганта. Потери России пока оценить сложно, так как ожидается, что в мае нормальная работа трубопровода будет восстановлена, однако есть риски, что объем экспорта нефти из России может сократиться на 20% из-за простоя нефтепровода, причем не все эти объемы удастся перенаправить другими маршрутами – по железной дороге до портов.

Из трубопровода придется куда-то откачивать некондиционную нефть, чтобы освободить трубу для возобновления поставок нормальной, куда-то её вывозить, где-то хранить, провести очистку. После этого значительная часть нефти может вернуться в оборот, но затраты будут явно немаленькие.

Плюс штрафы и неустойки за недопоставку объемов. И хорошо еще, если обойдется без порчи дорогостоящего оборудования. Уже понятно, что счет может перевалить за сотни миллионов долларов, и чем дольше разрешается эта ситуация, тем больший размер ущерба и претензий получится в итоге.

Если прокачку не удастся восстановить долго, на европейском нефтяном рынке возможен скачок цен на нефть и топливо. Пока у потребителей есть запасы в хранилищах. Но если устранить проблему не получится быстро, может возникнуть дефицит сырья, который к тому же совпадет с эмбарго на покупку нефти из Ирана.

Разобраться в истории с «Дружбой» в конце апреля потребовали в Кремле. И виновного оперативно представили — частный «Самаратранснефть-терминал», обслуживающий несколько малых производителей, якобы мог умышленно вбросить в систему некачественный продукт. Было возбуждено уголовное дело. Но компания уже отвергла все претензии, заявив, что еще в 2017 году продала узел слива, через который, возможно, произошел вброс загрязненной нефти, ООО «Нефтеперевалка» – компанию с уставным капиталом 10 тысяч рублей из села Николаевка, в которой, по данным СПАРК, работает до 5 человек.

Эксперты, говорят, что все началось еще семь лет назад, когда нефтяникам разрешили закачивать в землю хлорорганику, для повышения нефтеотдачи – вязкая парафинистая нефть плохо поднимается на поверхность, и тогда в скважины впрыскивают различные растворители. Использование хлора было под запретом, однако в мае 2012 года министр Шматко его снял.

По мнению экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, которое он изложил на личной странице в Facebook, на самарских месторождениях с парафинистой нефтью хлорорганика действительно может дать приличную прибавку в объемах добычи.
«Дальше предположения: на хлорорганику нефть не проверяют. На узле учета в Самаре (маленьком и сельском) могут прозевать заход нефти с большой долей примесей, а могут принять умышленно. Компании выгодно не до конца очистить скважинную жидкость, поскольку учет идет по объему», – расписал он.

Для информации: годовая добыча большинства из них (компаний) исчисляется всего лишь в тысячах, ну, десятках тысяч тонн. Лучшие из этих компаний достигают рубежа годовой добычи в несколько сотен тысяч тонн. А напомним, СМИ сообщили нам об одном миллионе тонн нефти, в которой загрязнение хлорорганикой превысило норму в десятки раз. Причём загрязнение это накопилось не за год, а за весьма ограниченный период, измеряемый несколькими днями.

Так что, даже если согласиться с версией о вине мелкой компании, то она должна была сдать в трубу «Транснефти» не просто нефть, не очищенную после ГРП (гидравлического разрыва пласта) с использованием хлорорганики, а саму эту хлорорганику, что называется, в чистом виде.

На профильных форумах высказываются опасения, что хлор, годами закачиваемый в землю, добрался до отборных скважин, и под ударом оказались крупные месторождения.

Более убедительной выглядит версия, что скважинная жидкость в смеси с соединениями хлора могла поступать из одного или нескольких месторождений. После того, как в 2012 году запрет на использование веществ с соединениями хлора для повышения нефтеотдачи истощаемых месторождений был отменен, их вполне могли использовать в промышленных масштабах. И в какой-то момент их содержание в извлекаемой жидкости могло превысить норму. А цепь совпадений могла привести к потере контроля качества нефти, подаваемой в трубопровод.

Риск повторения ситуации с загрязнением пока остается, это понимают и западные партнеры. Эксперты обсуждают в Сети, что европейцам в будущем рациональнее может оказаться один раз потратиться на переориентацию своих заводов на прием арабской, штатовской или норвежской нефти вместо Urals, чем каждый раз рисковать своим оборудованием и заниматься последующей очисткой поставок из России.

Ситуация может привести к сокращению доли России на нефтяном рынке Европы. На нефть марки Urals приходится до трети европейского импорта нефти. В 2018 году уже фиксировалось снижение закупок российской нефти из-за повышения содержания серы. Нынешняя история с хлором подтвердит опасения переработчиков, которые начнут искать более стабильную замену.

Аналоги нефти Urals есть в разных странах и есть таблицы, по которым можно привести нефть к тем характеристикам, что потребляются в Европе. Например, взять более легкую американскую, смешать с более тяжелой канадской, и сделать примерно ту нефть, которая нужна. Это не смертельная проблема для потребителей. В отличие от российских компаний-поставщиков.

Как у них будет развиваться ситуация, теперь зависит от поведения российских властей и нефтяных монополистов.
В будущем должно быть повышение контроля за качеством нефти, которая поступает в нефтепровод «Дружба» и другие российские нефтепроводы. В первую очередь это вопрос к «Транснефти». Возможно, будут и правовые решения, например, уголовная ответственность за использование запрещенных веществ для повышения нефтеотдачи пласта.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru