|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Остановка трубопровода "Дружба": диверсия или халатность
5.05.2019 15:04
Ситуация с загрязнением нефти развивалась стремительно. 22 апреля о российской нефти с повышенным содержанием хлорорганики сообщил Мозырский НПЗ — она вывела из строя его воздушный холодильник. 23 апреля Белоруссия приостановила экспорт бензина и дизтоплива в страны Балтии, Украину и Польшу. Следом Германия, Украина и Словакия приостановили поставки сырой нефти из России по той же причине. Минск оценивал объемы некачественной нефти в своих нефтепроводах ориентировочно в 1 миллион тонн. 25 апреля вице-премьер Дмитрий Козак пообещал возобновить работу нефтепровода в течение двух недель. 29 апреля его представитель отчитался, что в 12:00 «соответствующая евразийскому техрегламенту нефть» достигла приграничной линейной производственной диспетчерской станции «Унеча». Но в Белоруссии пока её не заметили, поскольку для восстановления полноценной работы трубопровода необходимо гораздо больше времени. «Транснефть» теряет от простоя нефтепровода «Дружба» около 15 млн долларов в день. Это сумма, чувствительная даже для такого гиганта. Потери России пока оценить сложно, так как ожидается, что в мае нормальная работа трубопровода будет восстановлена, однако есть риски, что объем экспорта нефти из России может сократиться на 20% из-за простоя нефтепровода, причем не все эти объемы удастся перенаправить другими маршрутами – по железной дороге до портов. Из трубопровода придется куда-то откачивать некондиционную нефть, чтобы освободить трубу для возобновления поставок нормальной, куда-то её вывозить, где-то хранить, провести очистку. После этого значительная часть нефти может вернуться в оборот, но затраты будут явно немаленькие. Плюс штрафы и неустойки за недопоставку объемов. И хорошо еще, если обойдется без порчи дорогостоящего оборудования. Уже понятно, что счет может перевалить за сотни миллионов долларов, и чем дольше разрешается эта ситуация, тем больший размер ущерба и претензий получится в итоге. Если прокачку не удастся восстановить долго, на европейском нефтяном рынке возможен скачок цен на нефть и топливо. Пока у потребителей есть запасы в хранилищах. Но если устранить проблему не получится быстро, может возникнуть дефицит сырья, который к тому же совпадет с эмбарго на покупку нефти из Ирана. Разобраться в истории с «Дружбой» в конце апреля потребовали в Кремле. И виновного оперативно представили — частный «Самаратранснефть-терминал», обслуживающий несколько малых производителей, якобы мог умышленно вбросить в систему некачественный продукт. Было возбуждено уголовное дело. Но компания уже отвергла все претензии, заявив, что еще в 2017 году продала узел слива, через который, возможно, произошел вброс загрязненной нефти, ООО «Нефтеперевалка» – компанию с уставным капиталом 10 тысяч рублей из села Николаевка, в которой, по данным СПАРК, работает до 5 человек. Эксперты, говорят, что все началось еще семь лет назад, когда нефтяникам разрешили закачивать в землю хлорорганику, для повышения нефтеотдачи – вязкая парафинистая нефть плохо поднимается на поверхность, и тогда в скважины впрыскивают различные растворители. Использование хлора было под запретом, однако в мае 2012 года министр Шматко его снял. По мнению экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, которое он изложил на личной странице в Facebook, на самарских месторождениях с парафинистой нефтью хлорорганика действительно может дать приличную прибавку в объемах добычи. «Дальше предположения: на хлорорганику нефть не проверяют. На узле учета в Самаре (маленьком и сельском) могут прозевать заход нефти с большой долей примесей, а могут принять умышленно. Компании выгодно не до конца очистить скважинную жидкость, поскольку учет идет по объему», – расписал он. Для информации: годовая добыча большинства из них (компаний) исчисляется всего лишь в тысячах, ну, десятках тысяч тонн. Лучшие из этих компаний достигают рубежа годовой добычи в несколько сотен тысяч тонн. А напомним, СМИ сообщили нам об одном миллионе тонн нефти, в которой загрязнение хлорорганикой превысило норму в десятки раз. Причём загрязнение это накопилось не за год, а за весьма ограниченный период, измеряемый несколькими днями. Так что, даже если согласиться с версией о вине мелкой компании, то она должна была сдать в трубу «Транснефти» не просто нефть, не очищенную после ГРП (гидравлического разрыва пласта) с использованием хлорорганики, а саму эту хлорорганику, что называется, в чистом виде. На профильных форумах высказываются опасения, что хлор, годами закачиваемый в землю, добрался до отборных скважин, и под ударом оказались крупные месторождения. Более убедительной выглядит версия, что скважинная жидкость в смеси с соединениями хлора могла поступать из одного или нескольких месторождений. После того, как в 2012 году запрет на использование веществ с соединениями хлора для повышения нефтеотдачи истощаемых месторождений был отменен, их вполне могли использовать в промышленных масштабах. И в какой-то момент их содержание в извлекаемой жидкости могло превысить норму. А цепь совпадений могла привести к потере контроля качества нефти, подаваемой в трубопровод. Риск повторения ситуации с загрязнением пока остается, это понимают и западные партнеры. Эксперты обсуждают в Сети, что европейцам в будущем рациональнее может оказаться один раз потратиться на переориентацию своих заводов на прием арабской, штатовской или норвежской нефти вместо Urals, чем каждый раз рисковать своим оборудованием и заниматься последующей очисткой поставок из России. Ситуация может привести к сокращению доли России на нефтяном рынке Европы. На нефть марки Urals приходится до трети европейского импорта нефти. В 2018 году уже фиксировалось снижение закупок российской нефти из-за повышения содержания серы. Нынешняя история с хлором подтвердит опасения переработчиков, которые начнут искать более стабильную замену. Аналоги нефти Urals есть в разных странах и есть таблицы, по которым можно привести нефть к тем характеристикам, что потребляются в Европе. Например, взять более легкую американскую, смешать с более тяжелой канадской, и сделать примерно ту нефть, которая нужна. Это не смертельная проблема для потребителей. В отличие от российских компаний-поставщиков. Как у них будет развиваться ситуация, теперь зависит от поведения российских властей и нефтяных монополистов. В будущем должно быть повышение контроля за качеством нефти, которая поступает в нефтепровод «Дружба» и другие российские нефтепроводы. В первую очередь это вопрос к «Транснефти». Возможно, будут и правовые решения, например, уголовная ответственность за использование запрещенных веществ для повышения нефтеотдачи пласта.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |