Настоящим шоком для петербуржцев явилось внесение фаворитом губернаторской гонки денежного залога. Сумма примерно в 250 тысяч долларов остается в понимании большинства горожан несметным состоянием, и если эти деньги не «освоены» из государственной казны, значит, каким-то образом заработаны.
В цивилизованной Европе семейный бизнес давно считается наиболее устойчивым капиталистическим началом. Высокопоставленные «семьи» множатся и на широких российских просторах. Похоже, вместе с борьбой за кресло градоначальника эта мода дошла и до Северной столицы. Вот, например, интересная компания «Петромед». Будто бы в продвижении фармацевтической фирмы заинтересована целая плеяда выпускников Военно-медицинской академии, среди которых нынешний министр здравоохранения России генерал-полковник медицинской службы Юрий Шевченко и его однокашники Сергей Колесников, Дмитрий Горелов и Владимир Матвиенко. Сергей Владимирович и Дмитрий Владимирович успели после военной службы поработать в Главном управлении здравоохранения нашего города, а Владимир Васильевич – просто муж. Кстати, несколько банковских счетов «Петромеда» по совершенно случайному совпадению обслуживаются в банке «Санкт-Петербург», одним из руководителей которого с некоторых пор является ближайший родственник Владимира Матвиенко – Сергей.
В годы правления Анатолия Собчака «военным фармацевтам» был дан зеленый свет, однако после избрания Владимира Яковлева губернатором Санкт-Петербурга, судя по всему, придворный «Петромед» начали плавно выдавливать с берегов Невы. В результате к 2002 году доля поставок компанией лекарственных средств в Санкт-Петербург сократилась практически до одного процента в общем объеме местного фармацевтического рынка. Однако с недавних пор «Петромед» получил постоянные финансовые гарантии практически на любом уровне для получения кредитов, а также целевое финансирование. Что неудивительно: во-первых, теперь бывшие военные врачи имеют в регионе прямой выход на человека с полпредскими полномочиями, во-вторых – главный конкурент, Костя-Могила, естественным образом вычеркнут из списка «деловых врагов», а фармацевтический магнат Денис Волчек вовсе не желает ссориться с Петровской набережной.
Не отстает от родителя и наследник. Деловая активность Сергея Матвиенко почему-то совпала с работой энергичной дамы на посту вице-премьера по социальным вопросам. В 1999 году в Санкт-Петербурге, например, носителем украинской фамилии были учреждены ООО «МСТ группа» и «Сенной ломбард», а через два года мини-империя приросла «МСТ-холдингом» и компанией «Стрелец-2». Говорят, нынешние амбиции Матвиенко-младшего нацелены на «экономический захват» памятника архитектуры форта «Александр I» с целью превращения его в увеселительное местечко для золотой молодежи. Кстати, происходит это в ущерб первоначальному замыслу, по которому форт должен был стать туристической меккой и пополнять городской бюджет. Знающие люди поговаривают, что новоявленный банкир озабочен и тем, как с наибольшей пользой для себя использовать статус свободной экономической зоны Кронштадта. Конечно, создать на территории, подведомственной Санкт-Петербургу, «домашний оффшор» – довольно трудно. Но перспектива для неожиданных финансовых операций открывается немаленькая.
Именно с лоббированием интересов компании «Петромед» и, соответственно, увеличением финансовых потоков банка «Санкт-Петербург» связывают некоторые аналитики то пристальное внимание, которое оказывают высокопоставленные чиновники развитию (или переделу) фармацевтического рынка. В малопонятных для обывателей рейдах по городским аптекам успели «засветиться» и и.о. губернатора, и президентский ставленник. Зато, говорят, в бюджете на 2003 год Министерство финансов выделяет «Петромеду» по контракту на поставку медицинского оборудования для лечебно-профилактических учреждений Санкт-Петербурга целых 160,2 млн. рублей. Стоит ли удивляться, откуда у простого государственного служащего взялись деньги на залог, когда победа, а заодно и будущее лобби, куется в коммерческих и банковских структурах «семейного» полета?
Версия-СПб ,
11.08.2003