Долгих полтора года всем и каждому объясняли: Валентина Матвиенко прислана в Санкт-Петербург президентом, проводит его политику и просто так ничего не делает и не говорит. В том числе и о возможном переселении федеральных учреждений - конкретно, судебной власти РФ - на берега Невы, про которое говорят уже несколько лет. Но неделю назад имидж сработал против питерской градоначальницы.
В речи, обращенной к президенту Американской торговой палаты в России Эндрю Сомерсу, председателю Совета директоров палаты Ричарду Броди, руководителям компаний "Дельта Капитал", "Альфа Капитал", "Юнайтед Текнолоджис", "Хьюлетт Паккард" и др., проблема переноса столичных функций стала только одним из пунктов разговора. Причем далеко не самым главным. Матвиенко говорила с американскими бизнесменами о новой сцене Мариинки, о развитии аэропорта "Пулково", о новом морском пассажирском комплексе, способном принимать огромные круизные лайнеры прямо в центре города, о Западном скоростном диаметре, о платном автобане Москва - Питер и многом другом. И лишь попутно Валентина Ивановна заговорила о статусе города. Дескать, объединение с Ленинградской областью в один субъект Федерации в ближайшие годы неактуально, а вот часть полномочий столицы непременно будет получена Санкт-Петербургом.
Последний тезис и обернулся конфузом - вплоть до официальных опровержений премьера Фрадкова и заявлений самой Матвиенко: "Меня не так поняли". Поняли ее действительно не вполне. Задача ведь стояла - не смущать умы россиян, а убедить американцев в прекрасном будущем Петербурга. Для чего, очевидно, требовалось во что бы то ни стало повысить ранг разговора - создать ощущение, что все либо уже решено, либо вот-вот решится. Отсюда и намек на готовое решение правительства, и другое любопытное заявление губернатора - якобы некая крупная компания в ближайшие две недели перерегистрируется в Петербурге и принесет городской казне не меньше 70 миллионов долларов дополнительной прибыли.
Лови консультанта!
Для Смольного, как ни странно, весьма кстати и сам скандал, и направленность начавшихся разговоров (поедут ли на Север суды, как скоро и поедут ли вообще). На задний план отошла крупная неудача городского правительства, которая, по одной из версий, и обусловила чрезмерную активность Валентины Матвиенко в общении с американцами.
За четыре дня до того, как губернатор Матвиенко появилась на ежегодном заседании торговой палаты США, в Питер заглянул глава Минэкономразвития Герман Греф. Он наведывался на строительство порта в Усть-Луге, но земляки улучили момент и позвали министра взглянуть на главный из упомянутых выше проектов - Западный скоростной диаметр (ЗСД). С помощью этой магистрали Смольный хочет связать северный и южный участки кольцевой автодороги (КАД), действующий Морской порт и новый морской пассажирский комплекс. Фактически речь идет об эстакаде, которая пройдет над водой гораздо ближе дамбы, над самым устьем Невы, и обойдется в 52 миллиарда рублей. 18 из них правительство Петербурга намеревалось взять из федерального бюджета. Причем уже в 2005 году город планировал получить 2,9 миллиарда и еще 5,5 млрд. - в 2006-м.
Герман Греф идею поддержал, но денег не дал. "Даже не просите. Можно говорить об участии федерального центра с 2006 года. В лучшем случае", - отрезал министр. Посоветовал приходить, когда отыщется крупный западный консультант, придумает, как привлечь деньги, и - по выражению Грефа - "пройдет ногами всю трассу". Министр намекнул, что Правительство РФ лучше вошло бы в дело гарантиями, а не средствами, и заметил: "Два объекта одновременно - и Западный диаметр, и КАД - мы не потянем".
Не в характере Валентины Матвиенко мириться с поражением. Через три дня, 14 июля, она вылетела в Москву с "финансовым" вице-губернатором Михаилом Осеевским и направилась прямиком в Администрацию президента. По некоторым данным, хотела пробиться к "самому", однако пришлось ограничиться беседой с главой Администрации Дмитрием Медведевым. Но и у того, судя по всему, управы на правительство не нашла. В противном случае, вернувшись тем же вечером в Питер и отправившись к американцам, не преминула бы похвастаться: "Я только что решила вопрос с финансированием первой очереди диаметра".
Мимо губернатора
Сложно сказать, в самом ли деле хозяйка Смольного рассчитывала выхлопотать для Питера дополнительные миллиарды или же действовала по принципу "просить больше, тогда дадут хоть что-нибудь". Ведь сооружение той же дамбы сейчас застопорилось. Как и прогнозировали "МН" (см. "Стройка особого режима" N 49, 2003г.), из необходимых на текущий год 900 миллионов рублей строители получили отведенные Государственной думой 150 миллионов - и сидят в ожидании средств. Такими темпами комплекс защиты Петербурга от наводнений вряд ли успеют доделать к 2008 году.
Ожидалось, что финансирование федеральных строек и последних задумок питерского правительства станет предметом разговора Президента России и губернатора 16 или 17 июля, когда Владимир Путин приложится к иконе Тихвинской Божьей Матери и посетит раскопки в Старой Ладоге. Однако президент, два дня кряду пересаживавшийся в аэропорту Пулково с самолета на вертолет, не повидался с Матвиенко и не перекинулся с ней даже парой слов. Вкупе с заявлениями пресс-службы Смольного ("В рабочий график Валентины Матвиенко не входит поездка в Тихвин"; "Предполагаемая встреча Матвиенко и Путина может состояться только в том случае, если президент сам инициирует такую встречу") это обстоятельство вызвало множество пересудов. Ведь накануне путинского визита информагентство "Росбалт", близкое к органам власти СЗФО, со ссылкой на пресс-службу главы государства сообщало, что "запланированы встречи президента с губернаторами Петербурга и Ленинградской области" и что "во время беседы с губернатором Санкт-Петербурга речь пойдет об инвестиционных проектах и строительстве КАД".
Для всякого, кто помнит живое участие Владимира Путина в судьбе Валентины Матвиенко, ситуация немыслимая. Если считать, что Матвиенко, рассказывая американцам про столичные функции, поторопилась или проговорилась, имеет смысл полагать случившееся своего рода наказанием. Хотя вероятно, что президенту и губернатору сегодня попросту нечего друг другу сказать.
Предел любви
Когда Петербург выбирал себе губернатора, у сторонников Матвиенко был совершенно убойный аргумент: ей президент деньги даст, а другим - вряд ли. Реакция Грефа (а еще раньше, во время Петербургского экономического форума, губернатор с аналогичной просьбой - и, похоже, с тем же результатом - обращалась к Михаилу Фрадкову) - едва ли не первый случай, когда федеральный центр отказал ставленнице Путина.
Резонов у российского правительства много. Экономические перспективы страны туманны. Затевать стройку в Финском заливе, пока нет работающей дамбы, небезопасно: а вдруг сильное наводнение? Кроме того, появление ЗСД обесценит строительство Западного полукольца КАД. Зачем ехать в объезд через Кронштадт, если город можно пересечь напрямую с ветерком (пусть и за деньги)?
Главное же, что правительство Петербурга сейчас берется одновременно за реализацию огромного количества масштабных и очень затратных проектов. В три ближайших года предстоит достроить кольцевую дорогу и дамбу. Кроме того, Смольный собрался радикально обновить свои инженерные, тепловые и электрические сети (только на реконструкцию и строительство подстанций и прокладку кабелей планируется истратить около 40 миллиардов), реконструировать восемь объектов культуры на средства МБРР (см. "МН" N 21). Плюс ЗСД, плюс Морвокзал на новых землях, намытых в Финском заливе (ориентировочная стоимость около 6 млрд. рублей), плюс ветхое и аварийное жилье, плюс новые станции метро... И почти по каждой позиции городские власти рассчитывали на федеральные субсидии.
Когда-то Путин должен был сказать своей ставленнице "стоп". Похоже, пора пришла. Вполне возможно, что первая встреча в новом качестве для обоих будет нелегкой. Но то, что к новой роли привыкать придется, Матвиенко, видимо, уже поняла.
ОДИН ПЕРЕЕЗД РАВЕН...
Борис Вишневский
Обсуждая очередную волну слухов о якобы неизбежной передаче Петербургу столичных функций, никто не задается простым вопросом: а зачем их, собственно, передавать?
Первый вариант ответа - чтобы перенести Государственный архив, для которого сейчас, по словам министра финансов Алексея Кудрина, "перестраивается здание Сената". При этом Управление делами президента выживает из знаменитого здания Сената и Синода Российский государственный исторический архив (РГИА). С одной стороны, его переезд ставит под угрозу сохранность уникальных документов и на годы парализует работу РГИА, с другой стороны, десятки миллионов долларов собираются потратить на перестройку под новое архивохранилище бывшего здания Банка России на окраине города, которое в принципе не годится под "архивные" цели.
Выходит, один архив будут выселять, чтобы разместить на его месте другой? Но как в этом случае быть с постоянными заявлениями Валентины Матвиенко о якобы "неудовлетворительном техническом состоянии" зданий Сената и Синода и "отсутствии условий хранения" архивных документов, чем традиционно объяснялась необходимость выселения РГИА? Или здание, не подходящее для питерского архива, вполне подходит для московского?
Второй вариант ответа - чтобы перевести в Петербург высшие судебные инстанции страны. Но этот переезд, как не раз заявляло руководство судов, дезорганизует их работу на долгое время: набор нового аппарата, решение жилищных вопросов, оборудование помещений... Наконец, подавляющее большинство дел, рассматриваемых в высших судебных инстанциях страны, связано с действиями других высших органов власти - президента, правительства, парламента. И соответственно требует частого общения с ними, а также присутствия их представителей на заседаниях. Придется им непрерывно путешествовать "меж Москвой и Ленинградом", как в известной песне Александра Городницкого. И платить за все это будут налогоплательщики, а не авторы идеи наделения Петербурга "столичными функциями".
...Помнится, в губернаторской программе Валентины Матвиенко "Семь шагов" было написано: надо "протянуть руку дружбы Москве", чтобы "федеральным ведомствам было легко, удобно и приятно работать в Петербурге". Но результатом этой "дружбы" будет лишь увеличение числа федеральных чиновников, которых придется "пристраивать" на жительство в Петербурге, новые трудности с проездом по городу и дефицит билетов в поезде "Красная стрела".
Да и вообще говорить о наделении "новыми" функциями есть смысл лишь тогда, когда полностью справляешься со "старыми". Разве питерская администрация уже научилась решать проблемы содержания жилья, уборки улиц и дворов, наладила работу общественного транспорта, отремонтировала школы и детские сады и прекратила пресловутую "уплотнительную застройку"? Защитила финансовые интересы Петербурга, которые ежегодно ущемляются Центром? В последние годы налогово-бюджетные новации ежегодно лишают Петербург нескольких миллиардов рублей - но ни прежний, ни нынешний губернатор не осмеливается перечить Кремлю.
МН ,
23.07.2004