Ужесточение требований иностранных банков, обернувшееся длительными задержками и отказами в оформлении платежей для российских компаний, заставляет некоторых возвращаться к практикам времен «дикого капитализма». Бартерные сделки грозят падением сборов в бюджет, но правительство больше озабочено поддержанием импорта в необходимых объемах.
Министерство экономического развития в январе разработало по поручению тогдашнего первого вице-премьера Андрея Белоусова (сейчас – министр обороны) руководство для компаний о проведении бартерных сделок.
«Навигатор по внешнеторговым бартерным сделкам» включает «описание видов бартерных сделок и их преимуществ… пошаговую инструкцию по организации внешнеторговой бартерной сделки, порядок определения равной стоимости обмениваемых товаров или услуг» и др.
Саратовская «Астарта-агротрейдинг» следовала навигатору при подготовке своей первой такой сделки с двумя пакистанскими компаниями, рассказал Financial Times ее директор по развитию международного бизнеса Cамвел Багдасарян.
По договоренности, «Астарта» должна обменять 15 000 тонн нута (турецкого гороха) на такую же по весу партию мандаринов и 10 000 тонн чечевицы — на картофель. Другой договор предусматривает обмен 20 000 тонн нута на аналогичную партию риса. «Мы собираемся отправить пилотные партии, чтобы, так сказать, опробовать этот механизм. В теории наши возможности гораздо больше», — сказал Багдасарян.
Другая сделка предусматривает более экзотический обмен — бытовой техники, строительных материалов и других товаров из Китая на российские семена льна на равнозначную сумму.