Чеболь Ковальчуков хочет стать безраздельными владельцем Севморпути
Северный морской путь – это такой сложный комплекс портов, флотов, логистических систем, подъездных путей и прочей инфраструктуры, что он технически не может иметь единого оператора. Ну, всё равно, что на Великом шелковом пути все караваны, караван-сараи, базары и вплоть до колодцев в оазисах принадлежали бы какому-то одному купцу. В этом случае мы никогда об этом Великом пути не узнали, да и великим бы его никто не назвал – было бы пару свидетельств, известным специалистам по истории Центральной Азии, да пару псевдоисторических романов о том, как один там китаец пытался создать что-то такое мега глобальное, да ничего не вышло.
И у Севморпути операторов, естественно, куча. Но Ковальчуками пробит некоторый эксклюзив на развитие мегаструктуры для фактически принадлежащего им «Росатома». Казалось бы, причём тут «Росатом», чья объективная роль может начинаться и заканчиваться исключительно на поставках малых реакторов для судовых двигателей десятка ледоколов-атомоходов. Ни при чём, конечно. Причём - чеболь Ковальчуков.
Чеболи – южно-корейские семейно-олигархические структуры, прообраз суперкорпораций, которые в антиутопиях дербанят весь мир. Чеболи порождены сверхкоррупцией, ранее за пределами Южной Кореи не встречались, но у нас всё же сформировались в силу сходных условий развития плутократической формы капитализма.
Чеболю может противостоять только другой чеболь. В нашем случае – скажем, сечинская Роснефть, у которой там свои завиральные планы по сжижению газа на Ямале. Но в реальности там всего лишь жалкий Минтранс, даже не РЖД, у которого, впрочем, Якунина больше нет, а значит, нет на данном этапе и сравнимого по могуществу чеболя.
Поэтому «Росатом» начал развивать успех. В 2018 он получил с тоскливо срежиссированной подачи Медведева статус почти единого почти оператора Севморпути. Минтранс выкинуть совсем не удалось, он, в частности, сохранил за собой выдачу разрешений на право прохода судов, а это, собственно, точка монетизации, это то самое, ради чего всё.
Теперь, воспользовавшись затором из целых 20 судов, который по неизвестным, никем не расследованным и никак не проанализированным обстоятельствам, состоялся в конце прошлогодней навигации, «Росатом» идёт в новую атаку и требует передать весь минтрансовский функционал себе. Очередное воплощение русской сказки о том, как была у зайца избушка лубяная, а у лисички ледяная, и когда лисичкина растаяла, она сначала хвостик попросила зайца разместить погреться, а вскоре заяц уже пошел бомжевать.
В данном случае у «Росатома», однако, есть шансы всё сразу не получить: вопрос курирует вице-премьер Белоусов, а Минтранс как раз под ним, в то время как «Росатом» - в ведении конкурирующего вице-премьера Борисова. Но движение будет поступательным и неостановимым, потому что чеболь Ковальчуков – это серьезнее всех вице-премьеров вместе взятых. Вопрос только в том, где они остановятся. Скорее всего, полномочия Минтранса, в конце концов, будут кончаться где-то на подъездных путях к портам СМП.