|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
«Метрострой» Петербурга стал жертвой «банкротного рейдерства» с госучастием?
10.09.2021 21:22
Банкротство АО «Метрострой» имеет
неоднозначный характер. В СМИ расходятся мнения о причинах несостоятельности
компании. Одна сторона считает, что это – следствие внутренних финансовых
проблем акционерного общества. Другая сторона заявляет, что компания, возможно, могла
стать жертвой «банкротного рейдерства» при участии Смольного и, в частности,
вице-губернатора Максима Соколова. Последний связан с ВТБ, учредившим с городом
«Метрострой Северной Столицы». Агрессивный рынок «съел» «Метрострой» Открытие конкурсного производства
арбитражным судом в отношении АО «Метрострой» поставило точку в жизни единственного
подрядчика, строящего метрополитен Петербурга. Компания, просуществовавшая
более 80 лет, после удовлетворения требований кредиторов будет ликвидирована. Ее
место займет созданный годом ранее городом и банком ВТБ «Метрострой Северной Столицы»
(«МСС»). По официальной версии к банкротству
компанию привели накопившийся многомиллиардный долг и неспособность справиться
с финансовыми обязательствами. «Метрострой» задолжал как частным структурам,
так и государственным, в том числе ФНС. Ее иск стал «триггером», запустившим
ликвидационный процесс. В сложившихся обстоятельствах администрация города сочла
нецелесообразным оказание помощи компании, имеющей стратегическое значение, и
стала готовить город к переходу на работу с «МСС». Высказывалась и альтернативная точка
зрения. В соответствии с ней «Метрострой» был намеренно обанкрочен Смольным,
управление перехвачено при участии вице-губернатора Максима Соколова, а активы
(персонал, оборудование, площадки) подготовлены для передачи «МСС». В
экспертном сообществе уже высказывались мнения, что за банкротством на деле
скрывается «рейдерский захват». Но пояснений по этому поводу не было. Однако
есть ли основания предполагать подобное, хотя бы даже и косвенно? В российском законодательстве понятие «рейдерского
захвата» как комплексного явления не закреплено. Хотя эта проблема существует
последние 30 лет. Много внимания ей уделяют экономисты и юристы. В
многочисленных научных работах специалисты под «рейдерством в РФ» понимают
комплекс мер, направленный на принудительный захват коммерческих предприятий,
сопровождающийся переводом активов из собственности владельцев в пользу третьих
лиц. Это делается для быстрого обогащения после перепродажи полученных активов,
либо для устранения конкурента и получения монополии в отрасли в условиях агрессивной
рыночной экономики. Специалисты отмечают, что рейдерство
может проводиться компаниями-участниками рынка самостоятельно, либо с
использованием административного ресурса. В последнем случае госструктура
содействует поглощению или уничтожению компании, а рейдер остается в тени и
проявляется, в основном, при распределении активов. Выделяют несколько схем рейдерства. «Черные» схемы – насильственный захват в духе 90-х с вторжением на территорию предприятия и стрельбой. Сейчас такой подход практически не применяется. «Серые» – полулегальный захват через использование «миноритарного законодательства», скупку акций и последующее переизбрание коллективных управляющих органов компании. «Белые» схемы – основанные на эксплуатации пробелов в законодательстве. К последнему типу относится рейдерство с использованием банкротного механизма. По
оценке специалистов, ФЗ «О банкротстве» несовершенен и представляет собой
своеобразный «инструмент захвата», который дает возможность закамуфлировать поглощение
под легальный процесс получения активов при взыскании долгов. В таких условиях
доказать противоправный умысел практически невозможно, равно как и перевести
спор в уголовную плоскость из гражданской. О «банкротном рейдерстве» опубликовано
множество материалов, в которых описаны схемы получения сторонней собственности,
в том числе с участием госструктур. Условно и обобщенно выделяют несколько
стадий. Первая – намеренное ухудшение финансового состояния организации сторонней
компанией или собственным акционером в интересах заинтересованного лица. В
рамках этой стадии компании, например, могут создать фиктивный долг или
подложить контракт с кабальными условиями. Вторая стадия – установление
контроля над предприятием. На этом этапе, как правило, меняется руководство
компании-цели для контроля процесса банкротства. Третья стадия – инициация
банкротного дела, доведение его до финала со скупкой долгов. На этом этапе
реальный интересант выкупает долги у других кредиторов, достигая
преимущественного положения на собрании кредиторов и получая по итогу основную
массу активов. Наша редакция решила сопоставить несостоятельность «Метростроя»
с признаками «банкротного рейдерства» на основе событий, описанных в СМИ. Ухудшение финансового состояния Арбитражный управляющий Григорий
Авдеев, ранее занимающийся банкротством компании, заявлял, что «Метрострой» заключал убыточные контракты. Например, к таковым были отнесены два
госконтракта на строительство оранжевой и коричневой веток метрополитена
Петербурга. Убыток от них составил более 2,5 млрд рублей. Это повлияло на
ухудшение финансового состояния организации. Отметим важный нюанс. «Метрострой» и
город созависимы. АО – единственный подрядчик на строительство метро, а
Смольный – главный госзаказчик, к тому же еще и являющийся акционером
«Метростроя» (21% принадлежит КИО и 25% – ГУП «Петербургский метрополитен»). Отказаться
от работ компания вряд ли может. В этом контексте примечательно, что город дал ей
убыточные контракты. Учитывая размер убытка, понесенного «Метростроем», не
исключено, что в контрактах были заложены кабальные условия. Помимо этого, в январе 2019 года
Смольный разорвал все контракты на строительство тоннелей и станций с
«Метростроем», лишив компанию нескольких десятков миллиардов рублей. К тому же
было принято решение не заключать новых сделок с АО якобы ввиду ненадлежащего
исполнения последним своих обязательств. Эксперты уже высказывали мнение, что наличие
контрактов могло бы позволить компании избежать конкурсного производства и
решить проблемы с долгами в рамках финансового оздоровления или внешнего
управления. «Для введения процедуры финансового
оздоровления или внешнего управления у «Метростроя» должны быть средства для
погашения долгов в короткий срок, «Метрострой» мог бы закрыть долги за счет
новых контрактов, но их нет»,
- заявлял изданию «Ведомости» партнер юридической фирмы Ru.Courts Илья
Кавинский. Установление абсолютного контроля над
банкротством Схемы
банкротства могут применяться самые разные. От создания фиктивных кредиторов
для получения преимущества в процедурах при банкротстве в суде до
принудительной смены гендиректора компании. Развитие событий с «Метростроем»
показало, что, скорее всего, был выбран второй вариант. В СМИ сообщали, что Николаю
Александрову, когда он еще был гендиректором «Метростроя», Смольный объявлял ультиматум.
Ему предлагали добровольно отдать АО администрации города, заявляя о
возможности принудительного отбора компании.
Известно, что бизнесмен не принял эти условия. В итоге отказ Александрова
совпал с возбуждением уголовных дел в 2019 и 2020 годах и последующим фактическим
его отстранением от управления «Метростроем». Затем Смольный для установления контроля
над предприятием в течении нескольких лет назначал на должность руководителя своих
ставленников. В СМИ отмечалось, что с наибольшей вероятностью, это было
необходимо для доведения компании до несостоятельности, а процессом якобы руководил вице-губернатор
Максим Соколов. По его рекомендациям и наставлениям, на основе достигнутых с
заинтересованными сторонами договоренностей, согласовывалась ротация гендиректоров
с 2019 года. В разные периоды компанией управляли связанные со Смольным
«менеджеры»: Сергей Харлашкин (экс-глава КРТИ), Иван Каргин (бывший заместитель
Харлашкина в КРТИ), а также Алексей Старков. В СМИ
Соколова называют одним из основных интересантов банкротства «Метростроя» из-за
связи чиновника с соучредителем «МСС» – банком ВТБ. По данным прессы, в ВТБ
должность старшего вице-президента занимает бывший вице-губернатор Петербурга
Юрий Молчанов, который также предположительно приходится отчимом Андрею
Молчанову – главе «ЛСР». Журналисты писали, что дружба с семьей Молчановых
стала одним из инструментов удачного построения карьеры Соколова. Не
исключается, что отыгрыш в пользу «МСС», вероятно, будет использован Соколовым
для подключения к строительству метро Петербурга, финансируемого из
регионального и федерального бюджетов, дружественных компаний: как «ЛСР» с ее
огромными ресурсами, так и иных строительных предприятий своих друзей и
родственников? Выгода действительно есть – строительство 1 км путей
метрополитена в Петербурге оценивается в 8 млрд рублей. Отметим, есть подозрения, что
уголовные дела против экс-главы компании Александрова могут носить
необъективный характер. Ранее канал ВЧК-ОГПУ опубликовал
запись со скрытой камеры из кабинета
гендиректора «Метростроя», на которой якобы запечатлено знакомство Соколова с
предположительно сотрудником ФСБ, курирующим дело Александрова. На видео показано, как Соколов
благодарит силовика и отмечает, что без его участия не удалось бы «справиться
со следствием». Скупка долгов компании-цели Выше
отмечалось, что «банкротное рейдерство» может осуществляться с использованием
админресурса при сокрытии интересанта. Из контекста ситуации следует, что Смольный
свою роль в подготовке компании к поглощению активов выполнил? А вот основным бенефициаром
теперь станет «МСС». Ранее
СМИ сообщали, что в кредиторах «Метростроя» числилось 14 компаний с общей
суммой требований в 5,8 млрд рублей. Это 94,9% от общей суммы требований к
компании. Самые крупные требования – у банков («Россия» – 3,3 млрд и «Открытие»
– 796 млн), ФНС (450 млн), компании «Таск» (392 млн). Однако в конце августа
стало известно, что итоговый состав кредиторов изменится. «МСС» выкупил право
требования долгов «Метростроя» у «Таска», который предварительно аккумулировал
в своем портфеле задолженности «Метростроя» перед банками «Россия» и «Открытие».
Таким образом, «МСС» выкупил долги на 3,7 млрд рублей (65% реестровой
задолженности) и занял позицию крупнейшего кредитора «Метростроя», получив
преимущества в банкротном деле. «Метрострою Северной Столицы» отойдут основные
активы должника – очень дорогое оборудование, площадки, персонал. В этой связи примечательно,
что без процедуры случайной выборки на должность конкурсного управляющего была
утверждена Светлана Судья – кандидатура, предложенная со стороны «МСС». Издание
«Деловой Петербург» писало,
что это может привести к конфликту интересов из-за фактической аффилированности
«Метростроя» (должника) и «МСС» (кредитора). Смольный является совладельцем
обеих компаний. Проблема – в разнице интересов: должник намерен продать активы
дороже, а кредитор – подешевле. Специалисты, занимающиеся банкротствами,
отмечают нежелательность допуска к управлению конкурсным производством лиц по
рекомендациям, так как такой управляющий может быть лучшим союзником
недружественных кредиторов. В особенности – при распродаже активов на торгах,
реализуемых без согласия должника и не отличающихся прозрачностью. Именно
конкурсный управляющий привлекает оценщика, который может оказаться не
беспристрастным и оценить активы очень низко в интересах нужного кредитора. Наша редакция не может утверждать, что произошло враждебное поглощение активов метростроительной компании. Это прерогатива компетентных органов. Однако, есть признаки того, что «Метрострой» Петербурга стал жертвой «банкротного рейдерства». Причем в самой худшей его форме – с возможным привлечением административного ресурса. Действия Смольного, равно как и возможная связь вице-губернатора Соколова с учредителем «МСС», сегодня вызывают множество вопросов. Специалисты отмечают, что рейдерство
является серьезной угрозой для экономической безопасности государства.
Агрессивные поглощения и уничтожения компаний способствуют росту теневой
экономики, ликвидации уникальных производств и технологий, снижению инвестпривлекательности,
мешают развитию отраслей. В случае с «Метростроем», который ожидает ликвидация,
это актуально. Уничтожена уникальная компания с 80-летним опытом работы. В
экспертном сообществе уже высказывались мнения, что на восстановление темпов
строительства станций в Петербурге может уйти десятилетие.
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |