|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Фальшак из запасников КГБ
23.12.2019 23:50
В Бельгии арестованы супруги Игорь и Ольга Топоровские, замешанные в скандале с подделками русского авангарда. Они прогремели в конце 2017-го — после показа в гентском Музее изящных искусств двадцати четырех никогда прежде не выставлявшихся произведений русского авангарда: Малевич, Кандинский, Лисицкий, Гончарова, Ларионов... Прялка Малевича В прошлом году в Музее изящных искусств бельгийского Гента (MSK) разразился очередной грандиозный скандал вокруг экспозиции якобы никогда не выставлявшихся 24 работ русских авангардистов (Василия Кандинского, Казимира Малевича, Наталии Гончаровой, Ольги Розановой, Владимира Татлина, Любови Поповой, Александры Экстер, Павла Филонова, Александра Родченко) из частной коллекции. Сама выставка открылась в MSK в конце октября 2017 года и произвела эффект разорвавшейся бомбы. Владельцы коллекции, эмигранты из России супружеская пара Игорь и Ольга Топоровские сообщили, что это лишь малая доля их собрания картин, это «тизер» грядущей гораздо более крупной выставки, ожидаемой в MSK к концу 2018 года и призванной «переписать историю русского авангарда». Это подтвердила и директор MSK Катрин де Зегер в интервью бельгийской газете La Libre. Вместе с тем ряд ведущих специалистов по русскому авангарду обратились к руководству MSK с открытым письмом, в котором предложили «не вводить публику в заблуждение» и убрать экспонаты, пока не будет доказана их подлинность. «Все выставленные работы могут быть описаны как вызывающие множество вопросов», – интеллигентно говорится в открытом письме, которое опубликовало издание The Art Newspaper. Слов «фальшивка» или «подделка» тогда еще никто не произносил. «У них нет выставочной истории, они никогда не были упомянуты в серьезных научных публикациях, и нельзя проследить историю их покупок. Выставленные полотна Кандинского и Явленского не включены в каталоги-резоне — международно признанные источники данных о работах этих художников. Некоторые предметы, например, сундук и прялка, якобы расписанные Казимиром Малевичем, не имеют известных аналогов, и нет никаких исторических данных или даже упоминаний о том, что художник имел отношение к росписи подобных вещей…», - говорится в письме. Ведущая фламандская газета De Standaard в свою очередь опубликовала подробное интервью с четой Топоровских о том, каким образом им удалось собрать коллекцию из нескольких сотен неизвестных работ русских авангардистов. Часть коллекции якобы досталась Ольге по наследству от родственников, бежавших от революции за границу. Другая часть – от советского коллекционера Георгия Костаки. Основной же массив работ супруги якобы недорого скупили из запасников музеев и частных коллекций, поездив по союзным республикам в ходе распада СССР в начале 90-х. В том числе якобы приобрели часть мифической коллекции директора Эрмитажа Иосифа Орбели (1934–1951), которую тот пытался спасти от уничтожения, спрятав в Армении. Бывший директор Музее изящных искусств бельгийского Гента (MSK) де Зегер и Игорь Топоровский. Топоровский говорил и о других источниках происхождения принадлежащих ему произведений. Было, по его словам, «два типа распродаж: в республиках, которые сейчас не входят в Российскую Федерацию — Украине, Белоруссии, Узбекистане и т.д., — и, прежде всего, распродажи, управляемые Министерством обороны и КГБ». Он также рассказывал, что народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский создал по всей России сеть музеев, показывавших модернизм. «Все они были уничтожены Сталиным, некоторые произведения были сожжены или исчезли. Но другие были сохранены службами, ответственными за ликвидацию, военными или КГБ», — утверждал коллекционер. Семья Топоровских, кстати, собиралась не только представить публике экспозиции в MSK, но и открыть в конце 2020 года в полуразрушенном особняке, выкупленном фондом Дилегем (Dieleghem Foundation) у муниципалитета в Жете, под Брюсселем, центр по изучению русского авангарда. В здании площадью 1200 кв. м. фонд Дилегем планировал представить сотни «ранее неизвестных» работ русских художников-авангардистов. Откуда "дровишки"? Журналисты издания The Art Newspaper поговорили с потомками Певзнеров, Костаки и Орбели, но никто из них никогда не слышал о людях с фамилией Топоровские. Зато удалось обнаружить следы Топоровских в знаменитом уголовном деле антикваров Преображенских, более десяти лет назад осуждённых за продажу поддельных картин. Дело Преображенских Преображенские перепродавали «перелицовки». Их бизнес заключался в приобретении картин европейских мастеров ХIХ века, близких по манере исполнения и сюжету к работам русских художников того же периода, и дальнейшую подделку указанных работ под русские шедевры Шишкина, Маковского. Киселева. К примеру, на аукционе в Дании были приобретены ряд картин никому неизвестных Януса ла Кура (1837-1909) и Андерсена-Лундбю (1840-1923), которые затем стали «работами» модных сейчас у российских нуворишей передвижников XIX века. Таким образом, стоимость картины вырастала с $5-6 тыс. до $120-150 тыс. Холсты старые, химический состав красок соответствует XIX веку – не подкопаешься. Дело против владельцев галереи «Русская коллекция» началось в 2004 году. В октябре 2005 года супругов арестовали. Причем захват галерейщиков едва не закончился стрельбой: увидев бойцов СОБРа, Татьяна Преображенская выхватила стреляющий травматическими пулями пистолет "Оса". В 2008 году был вынесен приговор: искусствовед Татьяна Преображенская получила девять лет лишения свободы, ее муж, преподаватель Общевойсковой академии, — восемь. Кроме всего прочего, продавая картины, Татьяна Преображенская не заключала официальных договоров, в результате чего в госказну не поступило 4,7 миллиона рублей налоговых отчислений. Но в 2009 году Преображенскую суд досрочно отпустил на свободу, муж остался сидеть. В этом деле, как выяснилось, есть собственноручная расписка Игоря Топоровского в получении от Преображенских почти $3 млн. за две картины, которые антиквары взяли у него для продажи. Следствием было установлено, что Преображенские взяли у Топоровского две работы, Кандинского и Малевича, на экспертизу, продали их потом клиенту, рассчитались с Топоровским, а разницу оставили себе. Покупателем этих картин стал крупный олигарх, который отказался общаться со следствием и передать купленные картины на экспертизу, заявив в телефонном разговоре, что «с его картинами полный порядок». Без самих предметов невозможно было доказать, что продали подделки. Но в 2013 году к следователю по делу Преображенских обратился один художник (его имя не называется), который утверждал, что продал около 50 картин (в среднем по €1,5 тыс.) «в стиле русских авангардистов» Топоровскому и некоему русскому арт-дилеру с галереями в Париже и Нью-Йорке. Когда покупатели отказались платить, художник обратился в полицию, где показал фотографии проданных работ… Возможно, теперь его показания вновь пригодятся? Скандал закончился пшиком В связи с разразившимся скандалом в MSK было принято решение передать часть экспозиции Топоровских на химическую экспертизу в лабораторию. Организацией и финансированием работы независимой экспертной комиссии занялся сам министр культуры Фландрии Свен Гатц. А парламент Фландрии проголосовал за снятие всех картин с экспозиции музея. Но экспертная комиссия была распущена, так и не начав работу. Адвокаты Игоря Топоровского не допустили членов комиссии к снятым с экспозиции картинам, выдвинув ряд дополнительных условий и тем самым сделав работу экспертов невозможной. Фонд Дилегем, основанный Топоровским, собирался провести экспертизу работ в известных международных лабораториях самостоятельно. Об этом заявил глава брюссельской коммуны Жет и по совместительству председатель фонда Эрве Дуайен, не уточнив при этом, когда будут известны результаты исследования. Бельгийская полиция провела обыски дома у Топоровского и в Гентском музее, что-то, наверное, изъяли. С тех пор – тишина. В тени осталась ключевая фигура авантюры с прялкой Малевича - член правления «научного и альтруистического» фонда Дилегем Кристиан Пинт? Оказывается, он много лет руководил пополнением художественных собраний бельгийских банков Dexia и Paribas. Пинт лично управлял выделением банковских средств для оплаты тысяч произведений искусства. Вряд ли без него Топоровский смог устроить выставку, достать где-то для нее картины, купить поместье… В дальнейшем, видимо, предполагалось перепродать неизвестную прялку Малевича и другие «шедевры», выставленные в Гентском музее, вышеназванным крупнейшим в мире банкам? Но что-то пошло не по сценарию. На заседании правительственной комиссии Бельгии государственный секретарь Зухал Демир официально заявила: «Еще в январе 2016 года федеральное научное учреждение Королевский институт культурного наследия (КИК) провел материально-технический анализ картин Топоровского. Образцы красочного слоя были взяты в доме Топоровского из 5 картин для проведения анализа цветных пигментов. После получения результатов исследований Топоровский стал избегать любых контактов с КИК». Выходит, что после разоблачающей экспертизы 2016 года в KIK, де Зегер и Топоровский экспонировали заведомые фальшивки? В свою очередь городской совет Гента по искусству и дизайну проголосовал за отстранение Катрин де Зегер от должности директора и проведение аудита деятельности музея. По мнению горсовета, де Зегер дискредитировала город, выставив в MSK сомнительные работы русского авангарда. По словам самой Катрин де Зегер, «такие истории происходят и в других музеях, особенно когда речь идет об авангарде, с которым необходимо соблюдать особую осторожность». Авангард без провенанса Русский авангард в мире открыли после Второй мировой войны, в начале 1960-х годов. Несколько западных дилеров были в этом деле пионерами. Например, галереи Антонины Гмуржинской и Якова и Кенды Бар-Гера в Кельне, Аннели Джуда в Лондоне, Леонарда и Ингрид Хаттон в США. Впрочем, первые фальшивки русского авангарда появились еще в 1950-е годы, о чем рассказывали коллекционеры Георгий Костаки и Валентин Воробьев. Но тогда подделки носили уникальный характер. Вал пошел в конце 1960-х — начале 1970-х, и связано это было с формированием интереса к авангарду. Кажущаяся простота в исполнении геометрических композиций притягивала многих мошенников от изобразительного искусства. Фактически весь русский авангард, попавший в те годы в Европу или Америку, не имел провенанса! А когда покупатели о нем спрашивали, им таинственным шепотом сообщали: «Как мы вам можем сказать, когда люди, которые это передали, находятся в лапах КГБ?». В итоге «железный занавес» рухнул вместе с СССР, открылись архивы, на свет появились оригиналы работ, копии которых уже много лет гуляли по аукционам. И начались скандалы. А в 90-е на рынок пришли богатые покупатели из России, и спрос породил новую волну подделок, во много раз превосходящую ту, что захлестнула его раньше. После развала Советского Союза сотрудники российских музеев (Третьяковка и Центр Грабаря) почему-то решили, что они могут давать сертификаты, подтверждающие подлинность картин. Их на бланках музеев стали штамповать, как на конвейере. В результате после дела антикваров Преображенских в этот процесс вынуждено было вмешаться Министерство культуры. И только осенью 2006 года экспертам государственных музеев запретили давать заключения о подлинности произведений искусства из частных коллекций. Начал выходить «Каталог подделок произведений живописи» Росохранкультуры (на сегодняшний день опубликовано уже шесть томов). Но это не остановило торговцев «фальшаком». Основные производители фальшивого русского авангарда — это Россия, Израиль, Германия, Франция. А скандалы с подделками происходят по всей Европе. Количество обращающихся на рынке подделок под произведения русских художников-авангардистов превысило количество подлинников. К такому выводу пришли журналисты издания ARTnews, еще в 2009 году опубликовав отчет о положении дел с русским авангардом на арт-рынке. Сотрудники ARTnews в течение полугода опрашивали искусствоведов, арт-дилеров, покупателей в США, России, Германии, Франции и Испании. В отчете утверждалось, что многие попавшие в европейские галереи и аукционные дома полотна, приписываемые Василию Кандинскому, Казимиру Малевичу, Михаилу Ларионову и другим художникам, заверены экспертизами государственных музеев, но подлинниками при этом не являются. Часто музеи удостоверяли подлинность полотен с неясным происхождением: например, они якобы появились из ранее неизвестных частных коллекций или были в свое время конфискованы КГБ. Арест за арестом В марте 2009 году около 200 произведений русской авангардистки Александры Экстер арестовали во французском городе Туре. Причиной этому стало обращение в суд основателя и главы «Ассоциации Александры Экстер» Андрея Накова. Он заявил, что большая часть выставленных работ — подделки. К организации этой выставки, кстати, имел отношение Игорь Топоровский. Он предоставил для выставки в Туре четыре картины, приписываемые Александре Экстер. В числе других эти картины были изъяты полицией, как «вызывающие большие сомнения». Причины: поддельные подписи и недостоверный провенанс. Местный эксперт, назначенный судом Тура, произвел анализы, которые показались суду не достаточно убедительными. Топоровскому разрешили забрать свои «шедевры». Позже он заявил, что «французский суд доказал подлинность работ». Спустя девять месяцев суд Орлеана счел неправомерным иск, который повлек за собой арест выставки «Александра Экстер и ее русские друзья». Суд признал, что Наков не является правонаследником художницы и не может выступать в качестве арбитра при решении вопросов о подлинности произведений. При этом суд уклонился выносить определенное решение о подлинности картин. Кстати, Андрей Наков сам был в центре скандала в 1980-х, когда его обвинили в присуждении подлинности более тысяче сомнительных рисунков пастелью и карандашом другого светила русского авангарда Михаила Ларионова. Наков предъявил иск «Трибьюн де Женев» за опубликованную об этом статью и выиграл дело. Суд постановил, что его целью не было намеренное продвижение подделок. В 2011 году специалисты Государственной Третьяковской галереи отказались признать подлинность значительного числа работ Наталии Гончаровой, опубликованных в двух каталогах, вышедших в Англии и Франции. В обоих изданиях одновременно с классическими произведениями Гончаровой присутствовали работы, нигде ранее не публиковавшиеся (около 150). Спустя год опубликованные подделки начали появляться на арт-рынке. Выставка «Русский авангард: от кубофутуризма до супрематизма» в итальянской Мантуе встревожила часть экспертов по русскому авангарду. По их мнению, на ней было представлено множество поддельных произведений. Но все организаторы выставки, которая открылась в ноябре 2013 года и продлилась до 23 февраля в Доме Мантенья в Мантуе, возражали, опираясь на то, что выставленные работы прошли проверку в лаборатории миланского Политехнического университета. Но, к примеру, здесь продавался натюрморт «Игры», датированный 1920-ми годами. Трубки, шахматы, карты, а посередине стоит пепельница с дымящейся сигаретой с фильтром. Хотя первые сигареты с фильтром произвели только в конце 1930-х годов. Недавно Дюссельдорфский музей (Kunstsammlung NRW) вынужден был подтвердить, что супрематическая композиция Казимира Малевича «Чёрный прямоугольник, красный квадрат», полученная из коллекции Гаральда Хака в 2014 году, оказалась подделкой. Взяв образцы краски, эксперты пришли к выводу, что картина не могла быть создана до 1955 года. Особенно неприятно для музейных работников оказалось то, что этот «шедевр» использовалась в качестве логотипа Дюссельдорфского музея. Вместе с «Чёрным прямоугольником, красным квадратом» были получены в подарок и 40 рисунков, приписываемых Малевичу. Сейчас они также проходят проверку. Afkmibdfz супрематическая композиция Казимира Малевича «Чёрный прямоугольник, красный квадрат» Параллельно в Финляндии Центральная криминальная полиция KRP завершила расследование «дела о 15 миллионах евро». Изготовлялись подделки в Финляндии, но вся сопроводительная документация была сделана в России. На экспертизу в Национальную галерею было доставлено 250 сомнительных полотен. Заявлений в полицию по данному делу было зарегистрировано более 80. Судя по имеющимся данным, фальшивые картины были проданы в Финляндии, Швеции и, возможно, во Франции. Подделки также выставлялись на аукционах в Суоми и за рубежом. Всего в деле 25 подозреваемых. Но самой громкой за последние годы аферой, связанной с подделкой русского авангарда, стало «Висбаденское дело». "Висбаденские авангардисты" Так окрестила этих мошенников пресса. Афера с подделками картин, которые принесли им миллионы, считается одной из самых громких в сфере арт-бизнеса. Летом 2013 года после полицейских рейдов в Израиле, Германии и Швейцарии было конфисковано около 1800 подозрительных работ русского авангарда, причем примерно 1000 из них была обнаружена на складе мебельного магазина, совершенно не приспособленного для их хранения. В связи с этим полиция арестовала 72-летнего израильтянина ливийского происхождения Ицхака Заруга и его делового партнера, гражданина Германии, выходца из Туниса Моеза бен Хазаза. Чтобы их найти, стражи порядка прочесали несколько десятков квартир в Баварии, Гессене, Гамбурге, Баден-Вюртемберге и Рейнланд-Пфальце. Следствие считало, что они якобы продали через основанную ими в 2005 году галерею SMZ в Висбадене сотни поддельных работ Василия Кандинского, Казимира Малевича, Алексея Явленского и Наталии Гончаровой, сделанные в Израиле. Предполагалось также, что действиями подозреваемых был нанесен ущерб в размере €11 млн., а судебное разбирательство станет крупным шагом в борьбе с торговлей поддельным русским авангардом. Но все вышло совсем наоборот. Как писала газета Guardian, после грандиозного четырехлетнего расследования по поводу тысяч конфискованных работ в обвинение было включено только 19 произведений. Все остальные полотна оказались без подписей авторов, а значит, злого умысла что-то подделывать не было? Видимо, их подписывали именами известных русских художников перед самой продажей. Ничего не скажешь, придумано умно. Подделками в итоге эксперты-свидетели признали лишь три работы(!), приписанные Эль Лисицкому, Казимиру Малевичу и Александру Родченко. Бывший владелец художественной галереи SMZ в Висбадене Ицхак Заруг Земельный суд немецкого Висбадена в марте 2018 года огласил приговор фигурантам дела о «продаже поддельных картин русских авангардистов». Бывший владелец художественной галереи SMZ в Висбадене Ицхак Заруг и его партнер Моеза бен Хазаз были приговорены к двум годам восьми месяцам и трем годам тюремного заключения соответственно. И сразу же освобождены, поскольку уже отбыли эквивалентное время в следственном изоляторе. Фальшивые эксперты Со слов Уильяма МакДугалла, директора Лондонского аукционного дома MacDougall’s Auction Hous, самое страшное заключается в том, что этот скандал в Висбадене ставит под сомнение надежность экспертных заключений ведущих аукционных домов планеты. Дело все в том, что на 19 сомнительных работ официально были оформлены заключения экспертов, и они так же имели безупречные истории происхождения. Как известно, определяющим подлинность художественной работы, является мнение эксперта. Эксперт имеет право решающего голоса. Так устроен современный мир искусства. Искусствоведы-эксперты - закрытая каста. За плечами эксперта с мировым именем десятки лет работы, большой опыт, изданные монографии, работа в музеях, аукционах, галереях, безусловное признание в академической среде и репутация. При этом обычно эксперты имеют очень узкую специализацию. Казалось бы, они должны отличать подделки с первого взгляда. Тем не менее, имена даже самых известных экспертов постоянно сопровождаются скандалами. 10 международных экспертов (среди которых был Андрей Наков) по «Висбаденскому делу» не смогли прийти к единому мнению и предъявить убедительные доказательства того, что почти 2000 предъявленных суду картин также являются подделками. Экспертные мнения «против» либо были отозваны самими экспертами, либо отклонены судом. Эксперт по творчеству Казимира Малевича Патриция Рейлинг, а заодно и президент «Международной палаты русского модернизма», более известной как «InCoRM», встала на защиту «агента Моссад» Ицхака Заруга, заявив, что показанные ей картины «вписываются в представления о геометрии работ этого художника». И ее экспертное мнение для суда стало почему-то решающим. Экспертная группа, получившая название «Международная палата русского модернизма» (InCoRM) была создана в 2007 году для атрибуции работ русского авангарда. Базируется в Париже, состоит из дюжины экспертов из Восточной Европы и России. До недавнего времени генсекретарем «InCoRM» был Жак Сайяг, ему приписывают фразу: «Сегодня, когда вы разговариваете о русском авангарде с коллекционерами или даже просто с любителями искусства, создается впечатление, будто вы предлагаете им кокаин». Хозяева галереи SMZ Заруг и Хазаз неоднократно щедро оплачивали «экспертизы и научные труды» членов этого объединения. На суде даже сами члены «InCoRM» весьма скептически оценивали компетенцию Рейлинг. В 2014 году в Лондоне проходила крупнейшая за последние 30 лет ретроспектива «Малевич. Революционер русского искусства». Это Патриция Рейлинг написала о работах, которые оказались банальным «новоделом»: «Всех сомневающихся в подлинности заверяю: работы из частных коллекций, приведенные впервые в этом исследовании, прошли ряд тщательных проверок, подтвердивших, что им не менее 60 лет, безо всяких состариваний...». Что тут можно добавить о квалификации Патриции Рейлинг. Разве что вспомнить, что она бывшая жена Андрея Накова и всегда выступает в пику ему. Казалось бы, такая малость как разлад в отношениях бывших супругов, а смогла разрушить крупнейшее в истории дело о подделке картин русского авангарда. Дело о краже древних манускриптов Ни суд, ни многочисленные обвинители и эксперты не озаботились тем, чтобы повнимательней ознакомиться с темными пятнами биографии главного «висбаденского мошенника» Ицхака Заруга. А пятен этих предостаточно. Взять хотя бы давнюю историю 1994 года о краже древних еврейских манускриптов в Петербурге. Зимой 94-го из Российской национальной библиотеки (РНБ) похитили 92 древние уникальные рукописи и ритуальных предмета общей стоимостью $140 млн. Аукционная же их цена была в два раза выше. Еврейские манускрипты VII-IX веков планировалось контрабандой вывезти из Петербурга в Израиль. Помочь в этом международному преступному синдикату вызвался сканадально известный персонаж 90-х Дмитрий Якубовский, он же «генерал Дима», правительственных «вертушек» начальник и спецсвязи командир. Пронести более ста килограммов ценнейших рукописей мимо таможенников было нереально. Такое "чудо" мог совершить лишь человек, которого таможня просто не досматривает. Фигура Якубовского подходила для этой цели идеально. Влияние его и связи были хорошо известны, что позволяло ему неоднократно вылетать за границу не только без визы, но и без паспортного контроля. Для того, чтобы договориться о гонораре за содействие Якубовский одним днем слетал в Тель-Авив. Кроме других подельников, встретился он и с Ицхаком Заругом. Серьезность партнера, видимо, убедила «генерала Диму». По некоторым данным, только исполнители ограбления должны были получить $20 млн. И вскоре после кражи рукописей из Москвы в Израиль должен был стартовать специально заказанный Якубовским самолет Ставропольского авиаотряда с неким «важным грузом» на борту. Не случилось. За украденным «товаром» в Петербург Якубовский послал из Москвы своих водителя и охранника. Но вылететь в Израиль с сумками, набитыми манускриптами, «генерал Дима» не успел, хотя у него уже была оформлена израильская виза. Всю банду сдали бдительные пенсионеры, на квартире которых хранились сумки с украденными манускриптами. Суд признал абсолютно доказанным, что Якубовский вступил в состав организованной преступной группы. Ему дали пять лет. Его подельники также получили разные сроки в России и Израиле. Дмитрий Якуюовский А организатором многомиллионной аферы, по данным российского следствия, являлся уже хорошо нам знакомый Ицхак Заруг. На тот момент он имел офис в Тель-Авиве, который по договору о совместной аренде делил с другими участниками будущей кражи в РНБ. Рассматривался и израильской полицией как основной заказчик кражи манускриптов, но осужден не был. Русский авангард шагает по планете Тем не менее, подлинный русский авангард год от года бьет ценовые рекорды и все дороже продается на аукционах Christie’s и Sotheby’s. Специалисты сайта artnet.com посчитали доллары, собранные русскими художниками на международных аукционах за последние пятнадцать лет. В период между 2004- 2008 гг. во всем мире был отмечен значительный рост объемов продаж русского искусства. В 2004 году возник MacDougall’s — первый и единственный аукционный дом, специализирующийся исключительно на русском искусстве. Кроме того, Sotheby’s, Christie’s и Bonhams с ноября 2005 года начали проводить специализированные русские торги. По статистике из базы данных artnet, объем торгов русским искусством в 2007- 2008 гг. достигал рекордные $600 млн., что на 730% превышало уровень 2003 года. «Русский феномен» стал настолько интересен и значителен, что Sotheby’s в Нью-Йорке в 2004 году организовал русский отдел. Это позволила аукционному дому получить за последние годы более $300 млн. Глобальная рецессия повлияла на российский арт-рынок: в период с 2008 по 2009 год продажи упали более чем на 57%, однако в 2013 году продажи возросли до $400 млн. Общий объем-аукционных-продаж русского авангардного искусства с 2000 по 2015 гг. В целом же десятка самых продаваемых русских художников по данным на 1985–2015 годы выглядит так: 1.Марк Шагал (1887–1985) — $1,4 млрд. 2. Василий Кандинский (1866–1944) — $547 млн. 3. Хаим Сутин (1893–1943) — $328 млн. 4. Алексей Явленский (1864–1941) — $325 млн. 5. Иван Айвазовский (1817–1900) — $180 млн. 6. Серж Поляков (1906–1969) — $154 млн. 7. Казимир Малевич (1879–1935) — $128 млн. 8. Наталия Гончарова (1881–1962) — $114 млн. 9. Николай Рерих (1874–1947) — $85 млн. 10. Константин Коровин (1861–1939) — $78 млн. Как показывает этот список, аукционный рынок поддерживается продажами работ российских художников, принадлежавших преимущественно к авангардным течениям. «Супрематическая композиция» Казимира Малевича(1916) остается наиболее дорогой работой русского художника. Она была продана за $60 млн. на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке в наиболее успешный момент для аукционного рынка русского искусства, в 2008 году. Недавно, в июне 2015 года, еще одна картина Малевича «Супрематизм, 18-я конструкция» (1915) стала второй из самых дорогих проданных на аукционе русских работ — она ушла на Sotheby’s за $32,8 млн. Наталья Гончарова — «амазонка авангардизма» и правнучатая племянница той самой пушкинской Натальи Николаевны Гончаровой, на сегодняшний день является одной из самых дорогих художниц в истории искусства. По общему зачету на арт-торгах Christie’s и Sotheby’s последних лет продажная цена только 10 картин художницы составила более $50 млн. Что касается фальшивок, то тут тоже есть положительные подвижки. Совсем недавно Sotheby’s начал давать пятилетнюю гарантию на картины известных художников: если товар окажется фальшивкой, деньги возвращают. Аукционный дом теперь это может позволить себе, так как недавно купил научно-аналитический центр Orion Analytical в Массачусетсе одного из лучших арт-детективов современности Джеймса Мартина. Таким образом Sotheby’s стал первым аукционным домом с собственной исследовательской лабораторией. Руководство рассудило, что содержать лабораторию выгоднее, чем выплачивать компенсации пострадавшим покупателям; к тому же такое решение повышало доверие ко всем произведениям искусства, проходящим через Sotheby’s. В прошлом году Джеймс Мартин уже проанализировал картины общей стоимостью более $100 миллионов до того, как они стали объектом торгов или частных сделок – ни одной ошибки. Очередь за Christie’s?
Главный редактор Ленправда.Ру Сергей Плужников ,
23.12.2019
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |