Народная артистка СССР Людмила Макарова скончалась пятницу в Санкт-Петербурге на 93-м году жизни.
Как сообщили корреспонденту «БалтИнфо» в Большом драматическом театре им. Товстоногова актриса умерла в пятницу 30 мая, в 9.10 МСК, Дата и место похорон Макаровой пока не определены.
Людмила Макарова родилась в Петрограде в 1921 году. В возрасте 20 лет она поступила в студию Ленинградского Большого драматического театра, тогда же была принята во вспомогательный состав театра и дебютировала на сцене в эпизодической роли Мальчишки в спектакле «Кубанцы».
В 1941 году Людмила Макарова окончила студию и была принята в труппу БДТ. После начала войны Большой театр был эвакуирован в Киров, ее муж актер Ефим Копелян ушел добровольцем на фронт, сама она осталась в Ленинграде. С 1941 года и до окончания войны служила в Театре Балтийского флота. В 1945 году Макарова вернулась в Большой драматический театр. Сценическую карьеру актрисе приходилось начинать в те времена, когда не только БДТ, но весь советский театр переживал кризис и терял зрителей. Она начинала как лирическая героиня.
В БДТ имени Товстоногова Макарова работала до конца жизни. Актриса исполнила около 50 ролей в театре и снялась в 17 художественных фильмах.
В 1956 году артистка сыграла в первом спектакле Георгия Товстоногова на сцене БДТ "Шестой этаж".
Затем Макарова играла Елену в "Мещанах" Горького, Наташу в чеховских "Трех сестрах", Анечку в "Океане" Штейна, Катю в "Пяти вечерах" Володина, Ольгу Носову в "Традиционном сборе" Розова, Гизу в "Кошках-мышках" Эркеня, Анну Андреевну в "Ревизоре" Гоголя.
Людмила Макарова удостоилась звания Народной артистки СССР в 1977 году.
Визитной карточкой актрисы стала роль свахи Ханумы в одноименном водевиле Авксентия Цагарели. В 1978 году на основе этого спектакля был снят телевизионный фильм, который принес актрисе широкую известность.
Среди других картин, в которых сыграла Макарова, - "Два капитана", "Повесть о молодоженах", "Мертвые души", "Два воскресенья", "Тайна Снежной королевы" и другие.
Макарова была супругой выдающегося мастера театра и кино, ведущего актера БДТ Ефима Копеляна, с которым артистка встретилась перед началом Великой Отечественной войны
Ее последние роли — в постановках «Дворянское гнездо», «Мещанин во дворянстве» и «Дорогая Памела».
Людмила Макарова — лауреат премий «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (в 2006 году) и «Золотой софит» с формулировкой «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру» (в 1999 году).
Интервью Светланы Мазуровой с Людмилой Макаровой от 23 апреля 2003 года, в газете «Восточно-Сибирская правда»:
Удивительно, как в такой русской актрисе Товстоногов разглядел Хануму!
- Актриса должна все уметь, перевоплощаться в кого угодно. И потом, когда проведешь столько лет с Георгием Александровичем и в большой дружбе с актерами... Было очень легко играть и репетировать. У нас собралась грузинская группа: художник, балетмейстер, композитор. Мы так весело и интересно репетировали! И довольно быстро сделали спектакль. Публика до сих пор о нем вспоминает. Даже сейчас в кассе спрашивают: "А когда "Ханума" будет?"
- Сколько вы ее играли?
- Очень долго и много, больше 300 спектаклей, наверное. Пока не начались печальные события в нашем театре - один за другим стали уходить из жизни актеры: Копелян, потом Стржельчик. Короче говоря, спектакль сошел. Восстанавливать его было трудно. Несколько раз пытались, но не получилось. Хорошо, что остались воспоминания. И до сих пор зрители смотрят "Хануму" по телевизору. Мне даже из Тель-Авива звонили и говорили, что смотрели (там же много наших, ленинградцев), и в таком восторге все! Это был наш любимый спектакль. Так что если вы его посмотрели, я очень рада за вас.
- Теперь, наверное, ваша самая любимая роль - Памела?
- Сейчас - да. Потому что она - единственная. Все мои роли уже ушли. Вместе с моими партнерами. Восстанавливать спектакли, которые делал Товстоногов и в которых играли такие замечательные актеры, очень трудно. Хотя и говорят, что незаменимых нет... Есть, есть!..
Долгое время у меня ничего нового не было. Доигрывала "На всякого мудреца довольно простоты".
Пока Евгений Алексеевич Лебедев не умер. Потом, уже без Георгия Александровича, поставили "Женитьбу Бальзаминова", тоже долго играли. А потом наступил мой 80-летний юбилей. Я предложила "Дорогую Памелу", Кирилл Лавров согласился, чтобы для меня ее поставили... Публика принимает спектакль великолепно. Роль замечательная. Таких ролей очень мало - возрастных, с юмором. Я была очень увлечена ею и до сих пор играю ее с удовольствием.
- Про вас пишут: "Роман с кино у нее не сложился". Это так?
- Особого романа у меня не было, так что и нечему было складываться. По этому поводу у меня не было особой печали. Были какие-то небольшие роли. Было даже несколько довольно хороших ролей, но картины не проходили; знаете, как часто бывает: раз-два, и все. Очень давняя история - фильм "Степан Кольчугин", где я играла с Юлианом Паничем. Хорошая роль. Были какие-то предложения совсем не интересные. Я была не очень заинтересована в кино. Мне казалось, что там я хуже, чем в театре. Зачем тогда мне это? Думаю, что была права.
- Вы всю жизнь служите в одном театре...
- Нет, в войну работала в Театре Балтфлота. Там были замечательные актеры. Недавно мы, те, кто остался, встречались. Нас уже очень мало: я, Иван Дмитриев, Герман Орлов, Олег Милявский... Вся война у меня связана с ними. Сначала это были бригады. Мы играли по разным портам (ездили на лодочке), на кораблях, однажды даже в подводной лодке. Потом сделали большой спектакль "У стен Ленинграда" (к нам приехал Вишневский, дал пьесу, ее поставил Пергамент, наш художественный руководитель), играли его в ДК "Выборгский".
После блокады ездили с театром в Москву и в Новороссийск. А потом вернулся из эвакуации, из Кирова, Большой драматический театр. И я пришла сюда. Потому что ставили "Вишневый сад", а эта роль (Анечки) была моей самой первой - я играла ее еще до войны. Мой муж Ефим Захарович Копелян уже демобилизовался из армии, пришел в театр, и я с тех пор, с 1945 года, не выхожу отсюда.
Сегодня работаю, сколько полагается. Сейчас в театр приходят новые режиссеры, и многие из них не хотят связываться со мной. Не думаю, что они знают, сколько человек играл, может ли еще что-то сделать. Главное - бабе много лет. Видно, я им неинтересна. Поэтому и не получаю никаких предложений. Но просить, выпрашивать "Дайте мне роль!" - не буду. Я очень много играла. Очень много видела - мы ездили с театром по всему миру.
Так что не могу обижаться. Ролей для моего возраста не так много, и все они играны-переиграны. Памела мне очень помогла. Надеюсь, что долго буду ее играть, пока жива и здорова. Эту роль играют чуть ли не во всех городах. В Москве Ольга Аросева свой юбилей тоже встретила этой ролью. У нас в Петербурге собираются ставить антрепризный спектакль "Дорогая Памела"...
Вы знаете, сейчас как-то все стали моложе меня. Мне 82 года. У меня много друзей. Живу с сыном. И с собакой. Замуж я больше не выходила.
- О сыне расскажите...
- Кирилл был неплохим артистом. Но случилась жуткая история. Его избили до полусмерти, едва вытащили из комы. Он инвалид первой группы, уже пять лет нигде не работает. Это моя печаль. И мой крест. Наверное, я в чем-то согрешила... Сын не женат. К сожалению, у меня нет внуков. Вот и вся моя жизнь.
Но я большой оптимист. По-моему, это видно по моим ролям. Конечно, живу я скучно. Без театра, без ролей жить скучно. Правда, я в худсовете, все время со всеми вижусь, друзья ко мне хорошо относятся. Но хотелось бы немного больше участвовать в театральной жизни. Актрисам вообще очень трудно в театре. Например, такая яркая актриса, как Нина Усатова, играет всего один спектакль. Она совершенно замечательно играла в "Кадрили", в "Женитьбе Бальзаминова". К великому сожалению, не занята Зинаида Шарко. Но она молодец, играет в антрепризах, снимается в кино, не сидит без дела. То ли режиссеры боятся нас, старых баб, то ли еще что...
34 года Людмила Макарова была женой Ефима Копеляна. Знаменитый артист блестяще играл на сцене БДТ, в театре его боготворили, он много снимался в кино.
- Поженились мы в 1941 году, в мае, перед самой войной. Познакомились в театре. Но поженились не сразу, прошло два года "приглядки". Он был почти на 10 лет старше. А сколько у него было поклонниц!
Что сказать? Я живу воспоминаниями. Это было чудесное время. До сих пор мне его не хватает. Я одна. Когда муж ушел из жизни, я была еще в приличной форме, но не могла себе даже представить, что в мой дом войдет какой-то другой мужчина, а не Фимочка! Он был старше, умнее меня, многому меня научил - отношению к жизни, к людям...
- А вместе вы играли?
- Очень мало. Моими партнерами были Стржельчик, Лавров. В молодости мы с Ефимом Захаровичем играли мужа и жену в "Девушке с кувшином". Потом - в спектакле "Шестой этаж" (тоже мужа и жену). Ох, какой был зажигательный спектакль (первая постановка Георгия Александровича)!
Я очень любила эстраду, а Фимочка - нет. Все-таки однажды я уговорила его сыграть в концерте "Хозяйку гостиницы" Гольдони - чудесный отрывок. Он очень не хотел, а потом все-таки согласился. И прекрасно сыграл! Потом, когда его не стало, мы играли это с Владиком (Стржельчиком).
- Говорят, будто бы Товстоногов, когда умер Копелян, сказал: "Из театра ушла совесть"...
- Да. Все знают, что Ефим Захарович был замечательным артистом и человеком. Никогда не вмешивался ни в какие интриги. Хотя должна честно сказать, что в нашем театре не было интриг. Георгий Александрович это очень не любил и так воспитал нас. И до сих пор у нас в театре атмосфера все-таки неплохая по сравнению с другими театрами...
У Копеляна было потрясающее чувство юмора. Хотя вид у него был довольно грозный. И некоторые наши ребята, особенно молодые или новички, кто плохо его знал, немного даже побаивались его. А он был замечательным, справедливым, добрым, очень смешливым человеком.
Как мы жили? В жизни всякое ведь бывает. И поругаемся. И выпьет, бывало. Очень любил играть в карты. Друзей приводил домой, был очень открытым. У нас не было богатства, хотя в последнее время Фима довольно много снимался в кино. Была машина. И дача, купленная напополам с моей мамой. Когда люди приходили, у нас всегда была хотя бы квашеная капуста. И водочка. Он так мне и говорил: "Значит, так. Сегодня мы будем играть (в карты). Купи поллитровочку. И капустку поставь. Больше нам ничего не надо". В преферанс он играл замечательно! С юмором. Я сидела в другой комнате и просто наслаждалась...
- Поклонницы мужа досаждали вам?
- Нет. Наверное, он так вел себя, что они были на расстоянии. Ему писали письма (дикое количество!), дарили подарки. Со всей страны писали - и школьницы, и учителя, и все-все-все.. С годами он становился все красивее и красивее. Был такой мужественный, интересный, с усами. Сейчас уже я думаю: господи, даже если он кем-то и увлекся когда (он ведь много ездил), это же счастье! Теперь, "с высоты" прожитых лет, я так думаю: даже если у него и было что-то (мы же актеры, мы должны увлекаться), то слава тебе, господи. Я сама увлекалась партнерами. И он это видел - как у меня горели глаза. Но все было в меру. Это наша жизнь. Иначе какие мы артисты, если будем "сухарями"? Не думаю, что можно жизнь прожить и ни на кого глаз не положить. Так ведь не бывает. Но это никогда не мешало нашей жизни и нашим отношениям...
- Людмила Иосифовна, вы прекрасно выглядите. Замечательно играете. Попробую разгадать ваши секреты. Молодость души? Веселый характер?
- Наверное. И еще. Честно скажу, я никому не завидую. Злость, зависть всегда отражаются на лице, это заметно. Я неплохо прожила свою творческую жизнь. Годы идут. Но что поделаешь?
Я люблю бывать на свежем воздухе. Обычно с мая живу на даче. Устраиваю себе там "растительную" жизнь, отдыхаю, занимаюсь только готовкой. Люблю готовить, правда, если бы еще мне кто-то приносил продукты...
Конечно, я слежу за собой. Нас всех приучил к этому Георгий Александрович. Когда мы приходили в театр, все были подтянуты, хорошо одеты. А когда наряжались на какой-то праздник, он говорил: "Ох, какие у меня артистки красивые!" Так что он все-все за нами замечал. Все наши достоинства и недостатки.
Меня спасают воспоминания. Характер у меня, вероятно, от мамы. У нее была довольно сложная жизнь. Но она как-то умела быть жизнерадостной, веселой. Думаю, и меня этим наградила. Я ей очень благодарна... Иначе бы совсем плохо было. Во всех отношениях...