Сергей Матвиенко, сын губернатора Санкт-Петербурга, в знак протеста против демонтажа советского памятника отказался от вида на жительство в Эстонии и ликвидирует свой обширный бизнес в этой стране. Потянуться из Эстонии придется и другим известным россиянам, связи которых с властями заставляют вести себя патриотично.
Два года назад Сергей Матвиенко, вице-президент «ВТБ-Капитал», приобрел недвижимость под Таллином – остров на реке Пирита, недалеко от поселка Лагеди. «Газета.Ru» тогда подробно писала об этой истории. По некоторым данным, в покупку также вложились друзья и хорошие знакомые губернаторского сына, в частности, глава «ЛУКОЙЛ-Эстония» Евгений Большов и известный петербургский банкир Александр Савельев. Место было выбрано не случайно. В Лагеди живут крупные российские предприниматели, имеющие бизнес в Эстонии. Предполагалось, что они станут покупателями жилья на острове, который местная пресса заочно окрестила «Райским». Инвесторы решили возвести на острове коттеджный поселок, построить там вертолетную площадку и открыть ежедневную VIP-авиалинию «Петербург – Таллин». Для этого партнеры собирались закупить американские вертолеты. Чтобы курировать проект, Сергей намеревался переехать жить в Эстонию.
Как бизнесмен, вкладывающий средства в экономику страны, он автоматически получил вид на жительство. Это факт имел скандальный оттенок на родине Матвиенко из-за не очень дружеских отношений Москвы и Таллина.
К тому же оппоненты обвиняли Валентину Матвиенко в том, что, пока она ищет иностранных инвесторов для Петербурга, ее сын вкладывает средства в экономику соседнего государства. Минувшей зимой неизвестные граждане отпечатали и распространили в Петербурге несколько тысяч экземпляров газеты «Петербургский дневник» в виде клона официального издания Смольного. Издание вышло с тем же дизайном, но с абсолютно иным, антигубернаторским содержанием. В числе претензий к губернатору и ее сыну упоминалась эстонская недвижимость. После этого самый последний петербургский бомж узнал, что Сергей Матвиенко собирается жить на собственном острове в Эстонии. Об эстонском проекте вновь заговорили, когда в Таллине началась эпопея с демонтажем Бронзового солдата. Пока петербургские моллы один за другим отказывались от эстонских товаров, губернатору приходилось воздерживаться от каких-либо выпадов в сторону прибалтов.
По сути, у семьи Матвиенко было два пути: делать вид, что ничего не происходит, или отказаться от эстонского проекта. Некоторые эксперты считали, что будущее «семейного острова» покажет, насколько реален обсуждаемый план похода Матвиенко в президенты. В том смысле что потенциальный кандидат не может иметь такого слабого места в своей биографии, как помощь противнику, в то время когда вся страна борется со всем эстонским. Отказ от эстонского проекта как будто подтверждает реальность большого политического будущего губернатора.
Именно потому заявление Сергея Матвиенко было обставлено, как важное политическое решение. В пятницу губернаторский сын пригласил в свой рабочий кабинет съемочную группу телекомпании «НТВ-Петербург» и сказал на камеру с серьезным выражением лица: «Так относиться к памяти советских солдат – оскорбление». По словам Матвиенко, его дед был солдатом, участвовал в Великой Отечественной войне, поэтому он решил отказаться от эстонского бизнеса в знак протеста.
Более того, и партнеры по строительству коттеджей больше не участвуют в проекте. Земля продана, проект закрыт, утверждает Матвиенко.
Сын губернатора особо подчеркнул, что это решение он принимал самостоятельно, и никто на него не давил. Вид на жительство в Эстонской республике будет ликвидирован.
Реакция эстонских властей на решение крупного российского инвестора пока не последовала. Как заявил «Газете.Ru» пресс-атташе эстонского посольства Франек Персидски, «вряд ли будет сделано какое-то заявление в отношении действий отдельных бизнесменов».
Еще раньше Матвиенко свою деятельность в Эстонии начали сворачивать и другие российские бизнесмены. Так, действия эстонского правительства по демонтажу памятника Воину-освободителю осудило руководство химического холдинга «Акрон», принадлежащего Вячеславу Кантору, известному политическому и общественному деятелю, президенту Российского еврейского конгресса. «Понимая значимость происходящих событий с переносом памятника, мы вынуждены приостановить финансирование наших инвестиционных проектов в Эстонии до урегулирования возникшей ситуации», – сообщается на официальном сайте компании. Другой российский холдинг – «Северстальтранс», владельцами которого являются топ-менеджеры «Северстали», – также объявил о приостановке строительства автосборочного предприятия в Эстонии в связи с политической ситуацией. Раньше других из прибалтийского государства уехал сын бывшего министра путей сообщения России Николая Аксененко Руслан. Еще в конце 90-х он вместе с Сергеем Глинкой и Максимом Ликсутой учредил в Эстонии фирму Worldwide Invest, которая объединила сеть вагонных и транспортных фирм, работающих преимущественно на российском направлении. Однако в декабре этого года ему неожиданно отказали в эстонском гражданстве. Бывшие друзья, а ныне совладельцы Transgroup Invest AS – Глинка и Ликсутов – до сих пор работают в Эстонии, но и они после известных событий объявили о том, что намерены перевести холдинг в другую страну.
Газета.Ру ,
28.05.2007