В конце 2006 года неожиданно (во всяком случае, для большинства сотрудников аппарата МВД и тем более для внешних наблюдателей) был отправлен в отставку влиятельный заместитель министра внутренних дел России генерал-полковник Андрей Новиков, который курировал криминальную милицию страны и вообще практически все важные дела министерства. Как считают специалисты, по уровню реального влияния Новиков превосходил даже министра Рашида Нургалиева. А с некоторых пор реально метил на министерский пост – благо имел таких серьезных покровителей, как руководитель Службы безопасности Президента РФ Виктор Золотов и один из самых крупных бизнесменов страны, ключевой член «семьи» Бориса Ельцина Олег Дерипаска.
Однако повышения не произошло. Наоборот, 14 ноября 2006 г. как гром среди ясного неба грянула отставка Андрея Новикова. Правда, уволили генерал-полковника, что называется, «не до конца» - дали ему почетную, хотя и ничего не значащую (по сравнению с прежним ответственным постом) должность начальника антитеррористического центра СНГ. И тут же в различных средствах массовой информации появились спекуляции на тему, за что и почему был уволен человек, еще недавний решавший ключевые вопросы внутренних дел.
Свою версию выдали на-гора круги, близкие к покровителям Новикова. Согласно этой версии, кристально честный генерал-полковник пострадал … за борьбу с коррупцией. Дескать, замминистра внутренних дел во второй половине 2006 года активно занимался изучением строительства Комплекса защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга – пресловутой «дамбы», и обнаружил там перерасход бюджетных средств. И тогда сразу несколько влиятельных людей – и министр финансов Алексей Кудрин, и министр экономразвития Герман Греф, и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко – объединились и убедили сначала Первого вице-премьера РФ Дмитрия Медведева, а затем и Президента РФ отправить Новикова в отставку. Читатель может представить себе такую картину: приходят Греф, Кудрин и Матвиенко вместе, забыв былые разногласия, к Владимиру Путину, да и говорят: тут один милиционер слишком ретиво с коррупцией борется, не убрать ли его, пока не поздно? А то ведь всех разоблачит? Правильно, отвечает Президент, нечего с хорошими коррупционерами бороться, они у нас наперечет. И тут же увольняет не в меру активного генерала. (Согласно той же версии, к Кудрину-Матвиенко-Грефу примкнул еще и директор ФСБ РФ Николай Патрушев, который защитил от Андрея Новикова своего друга, спонсора Федерации волейбола России Владимира Крупчака).
Понятно, что те люди, которые отвечали за Андрея Новикова перед Президентом или хлопотали в свое время за генерал-полковника, должны были предъявить обществу «красивую» версию, согласно которой офицер МВД пал в борьбе с коррупцией. Хотя в том же проекте КЗС формирование и исполнение бюджетной сметы настолько прозрачны, что, если бы нарушения были, то на дамбе уже сидели бы несколько следственных бригад различных правоохранительных органов. Да и представить себе, чтобы такие разные, но, вместе с тем, такие жесткие люди, как Матвиенко, Кудрин и Греф героически скрывали от руководства страны некое «завышение сметы дамбы», практически невозможно. Можно представить другое – что зарвавшийся замминистра, давно ощущавший свою безнаказанность (не в последнюю очередь, благодаря обширным возможностям Золотова и Дерипаски), хотел «поковыряться» в дамбе по инициативе некоторых криминальных структур, которые никак не желают уводить с территории КЗС свой неоднозначный бизнес. Возможно. Во всяком случае, никаких реальных фактов за время увлечения тематикой дамбы Андрей Новиков предъявить стране и Президенту так и не смог. Только слухи и «утечки» якобы оперативной информации, которыми генерал, очевидно, щедро подкармливал Агентство журналистских расследований (АЖУР), давно известное своей близостью к тем же самым людям, что способствовали быстрой федеральной карьере Андрея Новикова.
А ведь в самом аппарате МВД, в «приватных» беседах практически не скрывают, что именно привели к увольнению Новикова. Да, действительно, нити ведут в Санкт-Петербург. Но вовсе не на дамбу. А к громкому убийству журналиста Максима Максимова, который трагически погиб еще 29 июня 2004 года. В 2005 году на базе показаний одного из свидетелей преступления возникла версия, что с Максимовым свели счеты три влиятельных питерских милиционера: замначальника 6-го отдела ГУ МВД подполковник Михаил Смирнов и два его подчиненных старшие уполномоченные по УВД майоры Лев Пятов и Андрей Бочуров. Эти люди пригласили журналиста в баню якобы для того, чтобы передать ему некую интересующую его оперативную информацию. После чего Максимова уже никто не видел. Не найден даже его труп, хотя есть свидетельства, что он был задушен и вывезен на милицейской машине с «правильными» номерами в область, а тело было зарыто вблизи одного из поворотов федеральной трассы «Скандинавия».
Сейчас упомянутых Смирнова, Пятова и Бочарова все-таки судят – но не за убийство Максимова, а за коррупцию. Дело об убийстве журналиста ушло в тину. И особо смелые сотрудники центрального аппарата МВД не скрывают, почему.
Первое. Подполковник Смирнов и его подручные считались людьми, которые замыкались непосредственно на Андрея Новикова и выполняли некоторые особо деликатные его поручения.
Второе. Незадолго до гибели Максим Максимов начал журналистское расследование некоторых особо серьезных дел и контактов Виктора Золотова и другого крупного «питерского силовика» - Романа Цепова (впоследствии отравленного). Причем большой интерес журналиста вызывали совместные дела Цепова и Золотова с тем же Олегом Дерипаской, который в 2003-2004 гг. взял обоих силовиков «в оборот». Этому расследованию и вызвались помочь те, кто пригласил Максимова в баню (с дальнейшими роковыми последствиями).
По версии, которую в МВД неофициально считают максимально близкой к истине, Смирнов, Пятов и Бочаров, прежде, чем войти в контакт с Максимом Максимовым, получили руководящий и направляющий сигнал от своего реального начальника, генерал-полковника Новикова. При этом Новиков намекнул, что «наверху» (очевидно, в Кремле) «все знают», и потому «можно действовать сколь угодно жестко».
Но «наверху» (наверное, в том самом Кремле) о специфических действиях людей Андрея Новикова узнали только осенью прошлого года. И пришли в ярость от того, что эти действия «прикрывались» именами высоких политических руководителей страны. Похоже, в Кремле пришли к выводу, что Андрей Новиков совсем потерял самоконтроль, если позволил себе отдавать некоторые более чем рискованные поручения, ссылаясь прямо на большое кремлевское начальство. А при такой потере самоконтроля чиновник с известным силовым ресурсом в руках способен вообще на все что угодно. Решение об увольнении замминистра созрело за несколько часов.
Правда, на расследовании дела об убийстве Максима Максимова это положительно не сказалось. Пока по-прежнему нет ни обвиняемых, ни даже тела журналиста. Мама покойного журналиста Римма Максимова встречалась со многими влиятельными людьми, обращалась с открытым письмом к самому Владимиру Путину. Но, судя по всему, хоть Новиков и ушел, влияния его покровителей все еще достаточно, чтобы не устраивающая их информация не выходила на поверхность [...]
Андрей Новиков удален с ключевой должности. Но покровители его – по-прежнему в строю. И пока они сильны и могущественны, дело об убийстве Максимова не будет расследовано до конца. К сожалению. Хотя Президент, уволив Новикова, свою позицию фактически сформулировал.
Оригинал статьи: http://www.informacia.ru/2007/news173.htm
Российское информационно-аналитическое интернет-издание “Секретные материалы России” (“СекретИнфо”).
"Секретинфо" ,
9.02.2007