Владимир Путин во вторник приехал в Санкт-Петербург на открытие международного экономического форума. Для него министр экономического развития и торговли Герман Греф затеял игру-дискуссию о пользе либерализма и вреде патернализма. Резюме Путина по предложенной теме оказалось уклончивым - в отличие от его заявления спикеру украинского парламента Владимиру Литвину. Российский президент без обиняков пояснил, что воровство российского газа обойдется Украине в 1,3 млрд. долларов.
'По уровню представительства мы уже приближаемся к Давосу' - так глава Минэкономразвития Герман Греф анонсировал открывшийся во вторник в Санкт-Петербурге IX Международный экономический форум, организованный Парламентской ассамблеей стран СНГ. Ни состояние Таврического дворца, принимавшего форум, ни интерес бизнеса к этому событию версию Грефа не подтверждали, но министра это, казалось, абсолютно не смущало. Он знал, что главным гостем питерской площадки будут не бизнесмены и парламентарии, а Владимир Путин, впервые посещающий форум в качестве президента.
'Не все, что происходит в России, правильно'
В ожидании главного гостя форума предприниматели откровенно скучали. Утренняя пресса, служебные документы, а также игры в мобильных телефонах интересовали их куда больше, чем выступления спикеров обеих палат российского парламента Сергея Миронова и Бориса Грызлова. Вниманием собравшихся на несколько минут удалось завладеть спикеру Верховной рады Украины Владимиру Литвину, говорившему о 'мучительном процессе смены элит', через который прошло его государство, и о 'поиске рецепта модернизации политической системы в рамках конституционной реформы'.
На сороковой минуте ожидания сидевшие на галерке бизнесмены добрались до газетных кроссвордов. Глава 'Газпрома' Алексей Миллер, занимавший почетное место в первом ряду партера, что-то доказывал своему соседу - ректору петербургского горного института и бывшему научному руководителю Владимира Путина Владимиру Литвиненко. В этот момент в зале появился российский президент в сопровождении своего азербайджанского коллеги Ильхама Алиева - специального гостя форума.
Путин, сорвавший на пару с Алиевым шквал предпринимательских оваций, пояснил собравшимся, что девиз форума 'Эффективная экономика - достойная жизнь' - это цель, к которой должны стремиться все главы государств. И хотя 'не все, что происходит в России, правильно' (высокий уровень инфляции, недостаточные темпы экономического роста), бизнес уже начал реализовывать здесь свои инвестиционные проекты. После этого Путин предложил поговорить о роли государства в экономике: 'Казалось бы, все точки над i давно расставлены, но сейчас это один из наиболее дискуссионных вопросов'.
Впрочем, сам Путин в спор вступать не стал. Ведущий форума Сергей Миронов предложил президентам спуститься с трибуны в зал, чтобы послушать дискуссию о том, какой путь является для России более эффективным: либерализм или патернализм.
Глава Минэкономразвития, отвечавший за проведение этого 'круглого стола', подошел к своим обязанностям с чрезвычайной серьезностью. Не успели президенты переместиться в зал, стали вносить в партер маленькие столики, больше напоминавшие детсадовские парты. Расставлявшие их люди упорно поворачивались к президентам спиной. Путин и Алиев отвечали им взаимностью - беседовали с соседями по второму ряду. Алексей Миллер, которого от президентов отделял небольшой проход, плохо скрывал свое разочарование, ведь Владимир Путин беседовал не с ним, а с президентом ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым.
'Проблема оказалась неразжеванной'
Минут через пять места за 'партами' напротив президентов заняли люди, которые, скорее всего, давно не находились в таком неудобном физическом положении. Среди них оказался и Герман Греф, предложивший экспертам определиться в терминах: либерализм и патернализм. Вице-президент 'Ренессанс Капитала' Игорь Юргенс из-за своего столика признался, что выступать перед двумя президентами 'не простая вещь' и не стоит удивляться, если он вдруг собьется. Тем не менее он довольно быстро объяснил, что термин 'патернализм' происходит от слова 'опека', а либерализм - от 'свободы', и, если государству необходимо себя защищать, ему необходим первый путь, если же оно хочет развиваться, ему надо 'выводить себя из экономики'. Если государство перераспределяет 20% ВВП, пояснил Юргенс, значит, экономика может считаться свободной, если - 40%, значит, она под опекой государства. Правда, как обстоят дела с российской экономикой, он уточнять не стал (в России более 30% ВВП перераспределяется государством. - ГАЗЕТА).
Слово взял президент Чувашии Николай Федоров. В ходе краткого исторического экскурса он вспомнил, что в России госвлияние всегда влечет за собой 'бурную аппаратную активность', надежды на царя-батюшку, но 'эта проблема оказалась так и неразжеванной'. Поэтому 'поставить рамки государственного влияния' необходимо, резюмировал он, по сути повторив один из главных тезисов последнего президентского послания. Поддержал коллегу и тверской губернатор Дмитрий Зеленин, предложивший государству заняться развитием военных мощностей, инновационных технологий и исследованием космоса.
Единственным явным противником либеральной модели оказался директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер, опоздавший к дискуссии примерно на полчаса и начавший сразу с главного. По его словам, худшее, чего можно было бы ожидать, - что 'у правительства появится своя утвержденная идеология'. Но пока Ивантер видит ситуацию в 'пределах нормального поведения'.
Владимир Путин, внимательно слушавший научно-предпринимательский спор, предпочел не делать из него однозначных выводов. Он против избыточного участия государства в хозяйственной жизни страны - 'оно становится тормозом для предпринимательской инициативы'. С другой стороны, по его словам, 'государство не может полностью самоустраниться' - 'прежде всего имею в виду отдельные объекты инфраструктуры, оборонно-промышленный комплекс'.
'Не хотелось бы начинать все сначала'
Решением последней задачи Владимир Путин и занялся несколько минут спустя: на встрече с Владимиром Литвиным ему пришлось выяснять газовые отношения с Украиной, где российское топливо снова стало бесследно пропадать.
Как уже сообщала ГАЗЕТА, 'Газпром' обвиняет Киев в том, что из украинских хранилищ исчезло 7,7 млрд. кубометров российского экспортного газа. 'У нас вызывают настороженность последние события в отношении вечной проблемы - отношений с 'Газпромом'... По документам газ есть, а в наличии его нет', - уточнил во вторник Путин.
'Газпром' настаивает: если Украина не может вернуть газ, она обязана компенсировать его стоимость по мировым ценам - 160 долларов за тысячу кубометров, при том что сейчас Киев импортирует российское топливо по 50 долларов. Этот же тезис повторил во вторник и Путин, уточнив, что украинскому бюджету потерянный Россией газ может обойтись в 1,3 млрд. долларов. 'Мы, конечно, завтра не потребуем вернуть эти деньги, но специалисты должны с этой проблемой разобраться', - посоветовал он.
'Мы много сделали, чтобы избавить Украину от имиджа ненадежного партнера. Не хотелось бы начинать все сначала', - напомнил Путин Литвину, который и сам в ранге главы администрации Леонида Кучмы не так давно принимал непосредственное участие в реструктуризации украинского газового долга на 1 млрд. долларов. Во вторник спикеру осталось лишь признать, что проблемы с газом у Украины действительно существуют: 'Хотелось бы, чтобы их не было. Наши специалисты с этим разберутся', - заверил он Путина.
Шушары и Мори
Поговорив о проблемах, президент отправился отмечать российские инвестиционные успехи. В поселке Шушары он принял участие в закладке завода Toyota, который начнет производство автомобилей Camry в декабре 2007 года. Японцы собираются выпускать ежегодно 50 тысяч машин и потратить на это около 4 млрд. рублей. Правда, как заявил во вторник глава компании Хироси Окуда, в перспективе Toyota готова расширить производство до 200 тысяч автомобилей в год.
Путин пожелал компании успехов на нашем рынке, а экс-глава японского правительства Есиро Мори, к которому российский президент обращался как к 'дорогому Еси', благодарил и Москву, и Санкт-Петербург за поддержку. После торжественной церемонии Путин пригласил Мори, являющегося сопредседателем российско-японского 'Совета мудрецов', на встречу в Константиновский дворец. Центральной темой их переговоров стало опять же экономическое сотрудничество, которое, по мнению Москвы, должно содействовать и решению территориальной проблемы.
Газета ,
15.06.2005