История с хищениями информации из базы данных Банка России и ее продажей на "открытом рынке" получила вчера продолжение: председатель ЦБ Сергей Игнатьев сообщил, что он "направил бумагу в МВД с просьбой предпринять необходимые меры". В Центробанке утверждают, что утечка носит неполный и ограниченный во времени характер. Источники "Известий" в Банке России считают, что продажи украденной информации не причинили ущерба государству.
Как сообщил "Известиям" источник в Центральном банке РФ, "проблема с утечкой информации была давно локализована". Соответствующие службы Банка России следили за ситуацией, знали о том, что на рынке появились информационные услуги, в которых использовались данные, проданные инсайдерами. Однако определить, кто конкретно продавал информацию, так и не удалось.
Тем не менее в тот момент, когда расследование комиссии ЦБ близилось к концу, инсайдеры, как рассказывает источник, прекратили продавать информацию, услуга ушла с открытого рынка (информация продавалась с помощью интернета), а спустя некоторое время база по юридическим лицам, покрывавшая период с весны 2004 года по сентябрь того же года, появилась в продаже на различных носителях. В частности, месячную информационную базу можно было купить на 80 дисках.
"Предложения по продаже информационной услуги исчезли с рынка в сентябре прошлого года, - говорит источник в Банке России. - Стареющая информация становилась все менее актуальной, и после адресной проверки, которую проводил ЦБ, инсайдеры решили избавиться от нее, продав целиком". Речь идет не о полной базе, а только о примерно 50% платежей юридических лиц, проходивших через Банк России, ограниченных во времени и не затрагивающих сведения о транзакциях государственных органов, например, налоговиков, таможенников, казначейства, других крупных бюджетных организаций.
"Невозможно оценить масштабы совокупного ущерба от продажи информации,- говорит Алексей Терехов, вице-президент компании ФБК, проводящей совместно с PriceWaterhouseCoopers аудит годовой отчетности ЦБ РФ. - Такой ущерб определяется только в каждом конкретном случае по отношению к каждой конкретной компании. Об ущербе те, кто пострадал, могут объявить, причем в судебном порядке. Пока таких заявлений не было". "Думаю, что ущерб на самом деле не слишком велик, - анализирует ситуацию вице-президент Гута-банка Андрей Мазуров.- Судя по всему, на рынке нет данных о наиболее интересных платежах наиболее серьезных юридических лиц. А главное даже не это, а то, что на рынке нет данных о физических лицах".
Специалисты в области защиты информационных баз утверждают, что, как правило, секретная информация утекает через инсайдеров, а ее искажение или стирание - это уже в большинстве случаев дело хакеров. По оценке экспертов, сумма годового ущерба от потери конфиденциальности составляет по всему миру приблизительно 700 миллиардов долларов.
Политологам, к которым "Известия" обратились за комментариями, интересен уже не технический, а политический аспект этой истории. Дело в том, что в декабре этого года президент должен представить кандидатуру нового председателя ЦБ, и, разумеется, за этот пост сейчас развернулась серьезная лоббистская борьба. "Поддерживая информационную волну вокруг истории с утечкой, которая сама по себе, конечно, возмутительна и требует тщательного расследования, конкуренты нынешнего председателя могут использовать ее в своих политических целях", - говорит гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.
Выступая в Думе, Сергей Игнатьев сказал, что он лично осуществляет контроль за ходом служебного расследования и в ЦБ приняты "технические и организационные меры по улучшению сохранности информации".
Известия ,
14.04.2005