В Петербурге застрелен известный общественный деятель, защитник прав национальных меньшинств, ученый Николай Гиренко. Правоохранительные органы рассматривают различные версии этого убийства, в том числе и месть со стороны нацистов. Дело в том, что Николай Гиренко выступал экспертом на многих судебных процессах, где так или иначе затрагивалась тема разжигания межнациональной розни.
В субботу около полудня в квартиру Николая Гиренко позвонили. Ученый подошел к двери и посмотрел в глазок. В этот момент раздался выстрел. Пуля пробила деревянную дверь и попала в плечо Гиренко. Легкое, на первый взгляд, ранение тем не менее оказалось смертельным: была задета ключичная артерия. В милицию о случившемся сообщила дочь ученого, которая в это время находилась дома. Имя Николая Гиренко было хорошо известно как в научном мире, так и среди петербургских правозащитников. Ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии, кандидат исторических наук, он занимался этническими проблемами. Кроме того, Гиренко выступал экспертом на многих судебных процессах, где затрагивалась тема межнациональных отношений. В его обязанности входил анализ публикаций и лозунгов: разжигают ли они межнациональную и расовую рознь. В 1990 году Гиренко был избран в Санкт-Петербургский городской совет народных депутатов как представитель партии «Демократическая Россия». Его политическая и научная деятельность была тесно связана с именем Галины Старовойтовой. Как рассказал ГАЗЕТЕ председатель петербургского отделения 'Демократической России' Руслан Линьков, Николай Гиренко активно сотрудничал с питерскими представителями различных национальных диаспор. В частности, на базе ДК имени Кирова им был создан 'Дом этническо-культурных организаций', где находились многие общественные организации национальных меньшинств. В последнее время Гиренко работал над экспертизой по рассматриваемому сейчас одним из питерских судов уголовному делу группировки скинхедов 'Шульц-88'.
Кроме того, ученый участвовал в экспертизе публикаций, размещенных в изданиях Партии свободы Юрия Беляева и Русской партии Николая Бондарика. По просьбе адвоката Юрия Шмидта Николай Гиренко давал заключение и по делу директора и двух сотрудников музея Андрея Сахарова, обвиняемых в разжигании религиозной розни. Напомним, что это дело было возбуждено после скандального разгрома выставки 'виртуальных икон' 'Осторожно, религия!' православными верующими, утверждавшими, что устроители вернисажа оскорбили их религиозные чувства. Обвинение основывалось на выводах шести московских экспертов, которые утверждали, что в действиях подсудимых есть признаки преступления. Николай Гиренко сумел доказать суду несостоятельность этой позиции. Уголовное дело было возвращено в прокуратуру на доработку.
По словам Руслана Линькова, последнее время Гиренко угрожали по телефону неизвестные, требовавшие прекратить деятельность, связанную с поддержкой национальных меньшинств.
Как сообщил ГАЗЕТЕ сотрудник петербургского управления по борьбе с организованной преступностью Валерий Вехов, в настоящее время рассматривается несколько версий убийства. Среди них - бытовая версия, а также предположение о банальном хулиганстве. Сотрудники милиции считают, что, возможно, Гиренко хотели просто попугать. Уж больно необычный был выбран способ убийства. Уже установлено, что выстрел был произведен из винтовочного обреза, найденного, скорее всего, на местах боев Великой Отечественной войны.
Со слов свидетелей уже составлен композиционный портрет предполагаемого убийцы. Следствие ведет прокуратура Петроградского района Петербурга. Оперативное сопровождение обеспечивает 18-й отдел петербургского УБОП, который занимается экстремистскими группировками.
Дело 'Шульц-88'
Шестеро участников молодежной экстремистской организации 'Шульц-88' обвиняются в разжигании национальной розни, публичных призывах к свержению конституционного строя и хулиганстве. Название группировки, в которую входило около 30 человек, по данным следствия, было придумано одним из ее лидеров - Дмитрием Бобровым. Шульц - это прозвище Боброва, а 88 - удвоенный порядковый номер буквы Н в немецком алфавите. Именно с этой буквы и начинаются слова Heil Hitler - традиционное приветствие нацистов. По данным следствия, члены группировки причастны к нескольким совершенным в 2003 году нападениям на кавказцев. Тот, кто участвовал в таком нападении впервые, получал знак отличия - привилегию завязывать свои ботинки красными шнурками.
Петербургские скинхеды
По данным петербургского ГУВД, в Санкт-Петербурге насчитывается более 20 экстремистски настроенных молодежных группировок и их число постоянно растет. В настоящий момент число членов организованных банд и экстремистов-одиночек в возрасте от 16 до 25 лет в городе превышает 18 тысяч человек.
Закон о защите участников уголовного судопроизводства существует лишь в проекте
В действующем российском законодательстве нет закона о защите свидетелей. Принять его депутаты Госдумы пытаются уже более 10 лет, однако сделать это не удается главным образом по причине отсутствия финансирования, необходимого для того, чтобы закон начал реально действовать. Разработчики документа подсчитали, что предлагаемые законом меры по защите свидетелей (предоставление им охраны, переселение в случае необходимости свидетелей и их семей в другую местность, изменение паспортных и биографических данных, а иногда и самой внешности) обходились бы государству в 800 миллионов рублей ежегодно. В последний раз законопроект, предусматривающий, к слову, государственную защиту не только свидетелей, но и всех участников уголовного судопроизводства, в том числе и экспертов, рассматривался Госдумой весной 2003 года и вновь был отложен 'до лучших времен'.
Правда в Московском управлении по борьбе с организованной преступностью существует специализированное подразделение по физической защите должностных лиц, которое занимается в том числе и охраной свидетелей, однако это скорее напоминает самодеятельность, не имеющую под собой ни финансирования, ни законодательной базы. Между тем в России свидетелями преступлений ежегодно становятся около 10 миллионов человек. Примерно четверть из них, дав обличающие преступников показания на предварительном следствии, затем меняют или вовсе отказываются от них, зачастую опасаясь мести со стороны обвиняемых и чувствуя себя беззащитными перед лицом этой угрозы. Давление нередко оказывается и на экспертов, ведь во многих случаях именно на основании их заключений строится обвинение и выносятся обвинительные приговоры. Ярким примером такого рода деятельности экспертов является судебный процесс над полковником Будановым, обвиненным в убийстве чеченки Эльзы Кунгаевой. Напомним, что приговор в виде 10 лет лишения свободы был вынесен ему на основании заключения психиатрической экспертизы, признавшей полковника вменяемым.
Газета ,
21.06.2004