Правые ищут кандидата в президенты для выборов 2008 года. Именно его съезд Союза правых сил должен будет избрать лидером партии этим летом. Сейчас СПС ведет переговоры с одним из потенциальных лидеров, однако его имя не разглашается. Будущий глава российских либералов описывается как политик известный и сильный. Стоит отметить, что, по словам члена правления РАО "ЕЭС" Леонида Гозмана, Анатолий Чубайс не собирается становиться партийным боссом. Любопытно, кстати, что на пресс-конференции в четверг в Москве члены президиума политсовета СПС объявили, что ищут и нового спонсора. При этом не было уточнено, взамен какого старого - Ходорковского или Чубайса. Максимум спонсорских пожертвований, насколько можно судить, прежде в СПС приходил от РАО "ЕЭС". Возможно, г-н Чубайс не только поддержал на выборах г-на Путина, но и оставил свою партию без средств к существованию. Представляется, что от того, какие действия предпримут либералы в ближайшее время, во многом будет зависеть их политическое будущее.
Еще ночью седьмого декабря, когда стало ясно, что ни “Яблоко”, ни СПС не преодолевают пятипроцентный барьер, высказывались различные версии по поводу того, что же случится с демдвижением и его лидерами. Много было сказано о необходимости его обновления и даже перерождения, о необходимости смены лидеров и ориентиров, приближения к народу и многом другом.
Владимир Путин, со своей стороны, практически сразу после завершения выборов в нижнюю палату российского парламента пообещал трудоустроить видных представителей либеральных сил, не попавших в Думу. Однако время шло, а многочисленные оставшиеся не у дел “яблочники” и члены СПС так и не получали сколько-нибудь значимых предложений.
Поначалу казалось, что из двух либеральных партий, имевших шанс преодолеть пятипроцентный барьер, но не справившихся с этой задачей, ближе к власти окажется СПС. Во-первых, у правых был более длительный опыт сотрудничества с Кремлем - несколько лет назад они с гордостью вручали Владимиру Путину увесистый томик своей программы. Да и в структуре их электората было немало сторонников Владимира Путина. Глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс также как-то не выглядел оппозиционно по отношению к президенту. Что касается “Яблока”, то его представители, напротив, какое-то время заявляли, что у них уже есть единый кандидат на должность президента и это Григорий Явлинский.
Тем не менее, время и, очевидно, некоторые другие обстоятельства заставили ситуацию на правом политическом фланге измениться. "Яблочники" так и не выставили никакой своей кандидатуры на высший государственный пост в стране. Они вообще как-то затихли. А один из теперь уже бывших сопредседателей СПС Ирина Хакамада, так и не дождавшись одобрения со стороны соратников по партии, самовыдвинулась в президенты. Причем, с того момента, как госпожа Хакамада приступила к реализации плана избирательной кампании, стало ясно, что она явно выступает в амплуа жесткого критика сегодняшней власти. Представляется, что последующее решение съезда “Союза правых сил” о свободном волеизъявлении членов партии на президентских выборах несколько отстранило Ирину Хакамаду от данной политической структуры. Был также создан оппозиционный "Клуб-2008", в который помимо нескольких столичных журналистов и Гарри Каспарова вошел Борис Немцов. В либеральных СМИ любимой темой стало печальное будущее российской демократии. Все это на фоне полученного "партией власти" большинства в нижней палате парламента создавало видимость атмосферы конца восьмидесятых, начала девяностых годов прошлого столетия в СССР с политическими кружками и разного рода протопартиями.
Первой ласточкой того, что либералы вместе со своими лидерами не окажутся политическими маргиналами, стала встреча Владимира Путина с Владимиром Лукиным еще в середине января. Тогда большинство аналитиков склонялись к тому, что Лукин, в прошлом посол России в США, получит какую-то должность в МИДе или в одном из диппредставительств за рубежом. Вероятно, переговоры с этим "яблочником" велись долго и тяжело, так как оглашалась только минимальная информация.
Следующим шагом стало заявление лидера “Яблока” Григория Явлинского, сделанное им на днях на презентации своей новой книги "Периферийный капитализм". Он, в частности, призвал власть и политиков к консенсусу и предложил заключить некий всеобъемлющий общественный договор. Напомним, что до этого Григорий Явлинский не отличался благосклонностью ко всякого рода договорным теориям государственного строительства. Сразу после того, как Григорий Явлинский внес это конструктивное предложение, президент Владимир Путин своим официальным письмом предложил Государственной думе утвердить Владимира Лукина на посту уполномоченного по правам человека в РФ. А лидер думского большинства Борис Грызлов почти сразу высказал предположение, что Дума утвердит Владимира Лукина на эту должность.
Почти одновременно с этим трудоустроился и бывший лидер “Союза правых сил” Борис Немцов. Он, правда, как и обещал в недавнем интервью Стране.Ru, не пошел на государственную службу, а нашел себе применение в частном секторе. Немцов стал председателем совета директоров концерна "Нефтяной". По словам Бориса Немцова, в его обязанности будет входить “обеспечение безопасности и эффективности вложений концерна, взаимодействие с органами власти и управления”. Что же касается общественной деятельности, то господин Немцов собирается ее продолжать, однако не в ежедневном режиме, и носить она будет стратегический характер.
Представляется, что в среднесрочной перспективе из партийной жизни в бизнес-структуры или на госслужбу уйдут и ряд других видных деятелей правого политического спектра. Кем и каким образом будут обновляться СПС и “Яблоко”, пока не совсем понятно. Однако, как утверждает социология, либеральная электоральная ниша в России сохраняется. На данный момент она небольшая, но если суммировать показатели СПС и “Яблока”, что, конечно, не совсем корректно, - то мы получим приблизительно девять процентов населения, на которые смогут ориентироваться либералы в ближайшее время. В любом случае, если избирательное законодательство не будет пересмотрено, для возвращения себе статуса парламентских представителей правым придется приложить немало усилий. Ведь в 2007 году им, впрочем, как и всем остальным партиям, придется преодолевать уже не пяти-, а семипроцентный заградительный барьер для проведения списка своих кандидатов в парламент.
Мария Богословцева ,
13.02.2004