|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Пробелы в "Белой книге" Минобороны
19.12.2003 00:01
В ТАК НАЗЫВАЕМОЙ "концепции Сергея Иванова", обнародованной 2 октября с. г., весьма скупо характеризуется внутренний настрой военнослужащих. Причина ясна - гордиться нечем. В последние годы некогда легендарная и непобедимая стяжала репутацию "армии, опасной прежде всего для народа". Что же делать - похоже, ответ на этот вопрос не знают в Минобороны. Рецепт прежний - раздувать аппарат офицеров-воспитателей. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХВ распоряжении "НВО" оказались некоторые справочные материалы, подготовленные для высшего военного руководства страны. Проведенные военно-социологические исследования позволяют сделать вывод о том, что морально-психологическое здоровье офицеров и прапорщиков оценивается как удовлетворительное, но недостаточно стабильное. Его динамика приведена на графике (табл. # 1). Из него следует, что на протяжении последних лет отмечалось два всплеска некоей удовлетворенности военных своим положением, значительную же часть своего бытия военнослужащие провели и проводят в состоянии психологической подавленности, неверия в свою лучшую долю. Все это волей-неволей откладывает отпечаток и на выполнение служебных обязанностей, на уровень дисциплины в войсках.
О нестабильности морально-психологического состояния кадрового состава, его ограниченной устойчивости и управляемости свидетельствуют такие показатели, как сохраняющийся высокий уровень неудовлетворенности офицеров и прапорщиков своим материальным положением (до 75%), жилищными условиями (до 70%), условиями отдыха и досуга (80%), а также решением проблем "социальной защищенности военнослужащих и членов их семей в целом. По-прежнему высоким остается уровень неудовлетворенности офицеров и прапорщиков проводимой социальной политикой государства по отношению к ВС РФ (до 77% опрошенных). Многие кадровые военнослужащие, рассматривая службу в армии с точки зрения реализации своих жизненных перспектив, надеялись на хорошее материальное обеспечение семьи, создание условий для обучения детей, получение жилья и достойную жизнь после окончания службы. Как показала практика, за последние 10 лет улучшения ситуации в этом направлении не наступило. Наоборот, в гражданских условиях при наличии востребованной профессии стало возможным достичь значительных жизненных целей и перспектив, которые недоступны семьям военнослужащих. Получая невысокое денежное довольствие, ежегодно теряя ту или иную социальную льготу, ежедневно сталкиваясь с материальными трудностями и не видя достойной заботы о своем благополучии со стороны государства, офицеры вынуждены рано или поздно принимать решение об увольнении из ВС. Продолжается снижение числа кадровых военнослужащих, желающих продолжить службу в рядах ВС РФ. Так, в начале 2003 года впервые с начала наблюдений меньше половины опрошенных офицеров и прапорщиков (48%) высказывали намерение продолжить военную службу при определенных благоприятных обстоятельствах. Среди младших офицеров, значительную часть которых составляют офицеры, призванные из запаса на два года, число желающих продолжить службу составляет всего 45% опрошенных. Старшие офицеры, для которых к моменту увольнения важно иметь большую выслугу лет, пенсию и жилье, естественно, выражают желание продолжить службу (59%). На этом фоне самой стабильной группой, желающей служить при любых условиях, являются прапорщики (62%). Среди многих факторов, оказывающих влияние на принятие решения об увольнении из ВС, опрошенные офицеры выделяют высокую интенсивность, напряженность и нерегламентированность рабочего дня, а также отсутствие свободного времени для полноценного отдыха и досуга. К примеру, только 21% кадровых военнослужащих заявили, что в той или иной степени удовлетворены условиями, предоставляемыми им для отдыха и досуга. Одновременно, отмечают военные социологи, продолжается снижение духовно-нравственных показателей МПС офицеров и прапорщиков. С каждым годом уменьшается число офицеров, для которых значимы высоконравственные ценности военной службы - такие, как причастность к важному делу служения Отечеству, воинская честь и достоинство, интерес к своей военной профессии (табл. # 2).
Среди ценностей военной службы 81% опрошенных молодых офицеров отдают предпочтение материальному благополучию, 73% - возможности получения жилья. В целом подобная ситуация отражает сложившуюся систему ценностей у молодого поколения. Отсутствие эффективной системы подготовки и воспитания допризывной молодежи приводит к тому, что ценности военно-корпоративного характера (причастность к защите Отечества, воинская честь и достоинство) не являются доминирующими. Нравственные ценности у большинства солдат и сержантов не всегда выступают в качестве приоритетных мотивов поведения. К примеру, только 14% опрошенных военнослужащих по призыву гордятся своей причастностью к важному делу по защите Отечества. В исследуемый шестилетний период характер взаимоотношений между военнослужащими по призыву существенно не меняется, уровень конфликтности в казарме остается высоким: о конфликтах с офицерами заявляют 34%, с сослуживцами - 40% опрошенных солдат и сержантов. Культ силы и индивидуализма, широко распространившийся сейчас в обществе, видоизменяясь, доминирует во взаимоотношениях солдат и сержантов. НЕХВАТКА ВОСПИТАТЕЛЕЙВ настоящее время в органах воспитательной работы по штатам насчитывается свыше 17 тысяч 700 должностей военнослужащих, из которых почти 14 тысяч должностей непосредственно в частях и подразделениях. Таким образом, 83% должностей офицеров органов воспитательной работы сосредоточены в ротах, батальонах, полках, то есть там, где проводится воспитательная работа с личным составом. Однако в качественном отношении категория воспитателей в ротном звене явно не отвечает тем задачам, которые приходится решать органам воспитательной работы Вооруженных сил, докладывают социологи военному руководству. Должности заместителей командиров рот (им равных) по воспитательной работе на 28% укомплектованы офицерами, призванными в ВС РФ из запаса сроком на 2 года после окончания гражданских вузов, чаще без гуманитарного образования (в Сухопутных войсках количество офицеров, призванных из запаса, колеблется около отметки в 80%). Около 70% составляют офицеры - выпускники командных и инженерных вузов, получившие на выпускном курсе факультативную подготовку по организации воспитательной работы. И только около 2% составляют выпускники Военного университета. Не в лучшую сторону складывается ситуация в батальонном звене. В настоящее время среди заместителей командиров батальонов и им равных по воспитательной работе пока еще около 60% составляют офицеры, получившие образование в бывших военно-политических училищах. Подавляющее большинство из них перейдут в ближайшие три-четыре года в органы воспитательной работы "полк-дивизия" или уволятся из армии. А уже сегодня потребность Вооруженных сил в офицерах-воспитателях звена "рота-батальон" составляет 510 человек. Укомплектованность должностей заместителей командиров полков, бригад по воспитательной работе, казалось бы, вполне удовлетворительная, некомплект если и имеет место, то текущий, и в течение месяца должности, как правило, укомплектовываются. Но налицо тенденция резкого снижения образовательного уровня заместителей командиров полков, бригад и им равных по воспитательной работе. Немногим более 18% указанных офицеров имеют высшее военное образование, полученное в Военно-политической академии и Гуманитарной академии ВС Российской Федерации, а в Сухопутных войсках этот процент еще ниже - 16%. По возрасту они приближаются к критической отметке, выслужили установленные сроки и в ближайшие 5 лет подлежат увольнению из ВС РФ. Начиная с 1991 года в ВС РФ не было военно-учебных заведений, готовящих заместителей командиров рот, батальонов и им равных по воспитательной работе. Эти должности в войсках комплектовались или путем назначения на них по желанию офицеров командных и инженерных специальностей, или путем призыва на военную службу на 2 года офицеров, окончивших военные кафедры гражданских вузов. Однако анализ показывает, что реальная практическая отдача от них в войсках малоэффективна. На службе они остаются временщиками. Более того, зачастую их отношение к службе становится предметом внимания и беспокойства командиров и офицеров-воспитателей более высокого звена. С 2000 года в Военном университете на факультете руководящего состава (органов воспитательной работы) осуществляется подготовка офицеров по военной специальности "Управление морально-психологическим обеспечением войск и сил флота". Первый выпуск - 60 офицеров-воспитателей - состоялся в 2002 году. Однако факультет восполняет только естественную годовую убыль офицеров - заместителей командиров полков, бригад по воспитательной работе. Коренным образом улучшить ситуацию в войсках за счет факультета в ближайшее время не удастся. В соответствии с требованиями приказа Министра обороны # 024 РФ от 27 апреля 2002 года "О внесении изменений в приказы Министра обороны Российской Федерации" с сентября 2002 года в 9 военно-учебных заведениях видов ВС, родов войск организована подготовка заместителей командиров рот и им равных по воспитательной работе общей численностью 394 человека. А с этого года в 5 вузах началась подготовка еще 115 человек. Но результаты этого мероприятия войска ощутят только через 5-6 лет. Поэтому актуальным остается вопрос сборовой подготовки, а также переподготовки и повышения квалификации офицеров звена "рота-батальон" в соответствии с требованиями директивы министра обороны РФ # Д-1 от 08.01.2003 г. Эксперты отмечают, что должностные лица органов воспитательной работы в видах, родах войск, военных округах и флотах этому вопросу уделяют недостаточно внимания. 80% заместителей командиров рот, батальонов по воспитательной работе испытывают значительные затруднения в организации и методике проведения воспитательной работы в подразделениях. За 11 лет система учета, подготовки указанных офицеров через военные комиссариаты была разрушена. В настоящее время офицеры запаса гуманитарного профиля готовятся на военных кафедрах при 28 гражданских вузах по 6 военно-учетным специальностям гуманитарного профиля до полутора тысячи человек. Однако подготовка офицеров запаса по специальности: "Организация морально-психологического обеспечения войск (сил)" не проводится ни на одной военной кафедре. РОЛЬ И МЕСТО ВОЕННЫХ СМИМинистерство обороны имеет в своем распоряжении значительные объемы печатных и электронных средств массовой информации. Однако по ряду объективных и субъективных причин роль военных СМИ в освещении вопросов правопорядка и воинской дисциплины необоснованно принижена. Проводимые социологические исследования, а также анализ публикаций печатных СМИ показывает, что ведомственные издания не заняли свою информационную нишу и не стали для военнослужащих источником получения общественно-значимой информации. Есть и еще одна важная проблема в работе военных СМИ. Нетрудно заметить, что военные СМИ проигрывают центральным изданиям в оперативности освещения вопросов, вызывающих широкий общественный резонанс. Обозначенные проблемы военных СМИ требуют их реформирования. В настоящее время в Главном управлении воспитательной работы Вооруженных сил Российской Федерации готовятся предложения по коренной перестройке их работы. Печатные СМИ Минобороны насчитывают 51 газету и 9 журналов. Разовый тираж газет - 180 тыс. экз., а журналов - почти 46 тыс. экз. Наиболее массовая газета "Красная звезда" имеет реальный тираж около 30 тыс. экз. Учредителем является Минобороны, а функции издателя выполняют командующие округов (флотов), объединений (табл. # 3). В декабре 2003 г. появился десятый журнал, почти полный тезка "НВО" - "Российское военное обозрение". Издавать его будет агентство Военинформ, входящее в состав пресс-службы Минобороны, совместно с РИА "Новости". Военинформ уже длительное время издает три других печатных издания с официальной информацией Минобороны. Штат агентства - 60 человек.
К электронным СМИ относится Центральная телерадиостудия МО РФ, а также 5 штатных телерадиостудий округов и флотов (СКВО, ОГВ(С), СибВО, ЧФ, СФ). Кроме того, функционируют 14 штатных телерадиостудий гарнизонов и 27 нештатных гарнизонных телерадиоцентров. Все они производят свои программы, которые зачастую размещаются на государственных телеканалах. Наиболее удачным проектом военных электронных СМИ следует признать радиостанцию "Славянка". На долю военного радио "Славянка" приходится более 85% радиопередач о Вооруженных силах, выходящих в эфир на волнах основных радиостанций страны. За год собственное эфирное радиовещание составляет 763 часа. В частности, ее воскресные утренние программы собирают тысячи писем от родителей военнослужащих, солдат и матросов, ветеранов и являются наиболее рейтинговыми на общефедеральном канале "Радио России". Однако ни руководство Минобороны, ни воспитательные структуры не проявляют никакого интереса к этому явно интересному достижению, что лишний раз подчеркивает формализм, присущий всей воспитательной работе в войсках в целом. Кроме того, в наследство от Советских вооруженных сил досталось четыре сотни домов офицеров и офицерских клубов, а также свыше 1000 полковых клубов (табл. # 4). Но вот беда - специально подготовленных кадров для работы там практически нет. Отсюда и соответствующий уровень работы.
О планах реорганизации системы информирования военнослужащих и культурно-массовой работы военное командование заявило еще в начале года. Но год кончается, а ничего не произошло...
Независимое военное обозрение ,
19.12.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |