|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
«Я возвращаю вашу шайбу!»
25.11.2003 00:01
Владимир Путин создал Совет при президенте РФ по борьбе с коррупцией. Таким образом он ответил Михаилу Ходорковскому, который в феврале в Кремле призвал Путина бороться с коррупцией. Тогда президент ответил Ходорковскому так: "У компании (ЮКОС. - ГАЗЕТА) были проблемы с неуплатой налогов. Я возвращаю вашу шайбу". По иронии судьбы сразу после ареста Ходорковского Путин потребовал от правительства срочно внести предложения по борьбе с коррупцией. В результате было решено создать совет. Его решения носят необязательный характер. Между тем проект закона о борьбе с коррупцией по-прежнему пылится в Думе, как и кодекс поведения госслужащих, направленный на предотвращение конфликта интересов.
Создание совета - это явный ответ Путина на неоднократные обращения к нему по этому поводу. Еще два года назад на «прямой линии с президентом», когда телеканалы принимали вопросы Путину, из более чем полумиллиона поступивших вопросов 8 процентов касались коррупции. Зимой этого года на встрече с крупными бизнесменами, входящими в бюро РСПП, Михаил Ходорковский адресовал Путину упрек в коррупции правительства. «Я возвращаю вашу шайбу!» - сказал тогда Путин Ходорковскому и объяснил, что коррупции способствуют сами бизнесмены. По иронии судьбы после ареста Ходорковского Путин поручил правительству подготовить предложения по борьбе с коррупцией. Пару недель назад в правительстве объявили, что предложения готовы. Они как раз и заключались в создании совета. Созданный вчера новый Совет по борьбе с коррупцией не имеет права принимать решения. Это совещательный орган - он может только рекомендовать. В этот новый орган вошли шесть человек: премьер-министр, спикеры Совета Федерации и Госдумы, главы Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов. В положении о совете его функции прописаны довольно туманно. Например, совет «заслушивает ежегодно доклад генерального прокурора о состоянии дел в сфере борьбы с коррупцией». Совет не будет вести расследования и рассматривать конкретные факты. Он будет лишь «рассматривать подготовленные Комиссией по противодействию коррупции предложения по предупреждению и пресечению коррупции в федеральных органах государственной власти». Как часто совет должен собираться, тоже неясно: «Заседания совета проводятся по мере необходимости». При совете, созданном Путиным, будут работать две комиссии: собственно по борьбе с коррупцией и по разрешению конфликта интересов. Кто в них войдет - пока тоже неизвестно, поскольку состав и численность комиссий будут определены только тогда, когда соберется совет. В администрации президента ГАЗЕТЕ затруднились сказать, когда состоится первое заседание совета. Напомним, что инициативы по борьбе с коррупцией во множестве выдвигали депутаты Госдумы. 20 ноября 2002 года они приняли в первом чтении внесенный группой «Народный депутат» законопроект о борьбе с коррупцией. 'Субъектами коррупционных отношений' в нем признавались все чиновники - федеральные, муниципальные и региональные, штатские и военные, а также руководители коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе и лидеры партий, кандидаты в депутаты различного уровня, судьи, адвокаты, арбитражные управляющие, аудиторы, оценщики и нотариусы. То есть все, кто может получить взятку. Новых методов борьбы с коррупцией закон не предлагал: все они уже описаны в Административном, Уголовном и Гражданском процессуальном кодексах. Зато Народная партия предложила сделать упор на 'антикоррупционном образовании и воспитании'. Законопроект лежит в комитете и ко второму чтению, скорее всего, допущен не будет. С понятием «конфликт интересов» пытался разобраться и СПС. Правые внесли в Госдуму проект кодекса поведения госслужащих, все содержание которого сосредоточилось вокруг этого конфликта. Согласно кодексу конфликт интересов возникает, если 'госслужащий имеет личную заинтересованность, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное исполнение им служебных обязанностей'. По мнению правых, для разрешения конфликта интересов госслужащий обязан 'принимать меры по его предотвращению' и 'сообщать непосредственному или вышестоящему руководителю о любом реальном или потенциальном конфликте интересов'. Авторы законопроекта предполагали, что соблюдение данного кодекса будет являться составной частью трудового договора чиновника, а за его нарушения предусмотрены дисциплинарные взыскания, самое тяжелое из которых - увольнение. Однако принятый в первом чтении кодекс был провален во втором голосами депутатов центристских фракций. О конфликте интересов говорили и в процессе работы над пенсионной реформой. По определению Минэкономразвития, конфликт интересов возникает в тех случаях, когда чиновники или их близкие извлекают выгоду из отношений с юрлицами, задействованными в инвестировании накоплений. Для предупреждения конфликта интересов замглавы МЭРТ Михаил Дмитриев предложил правительству создать межведомственную комиссию, участники которой будут препятствовать распространению инсайдерской информации. Но это предложение не прошло. Кремль продекларировал, что берет на себя инициативу управления конфликтами интересов. В администрации президента говорят, что «комиссия по разрешению конфликта интересов должна содействовать урегулированию ситуаций, когда личная заинтересованность госслужащих может повлиять на объективное исполнение ими своих обязанностей». Но при этом комиссия будет работать только «наверху» - она станет заниматься конфликтом интересов только на уровне высокопоставленных госчиновников. Впрочем, решения этой комиссии тоже носят рекомендательный характер. Она лишь может направлять предложения президенту и премьер-министру. 'Чтобы не запугивать окончательно наш истеблишмент' Комментарий руководителя аналитического департамента Центра политических технологий Алексея Макаркина: 'Подписание указа о создании антикоррупционного органа ожидалась давно, но задержалось. Причина - разное понимание антикоррупционной работы у ряда ведомств. Была идея создания специальной службы - либо в рамках МВД, на чем настаивало министерство, либо вне МВД, что его явно не устраивало. Эта спецслужба получила бы некие чрезвычайные полномочия. И в связи с этим были существенные опасения. Предложенный вариант - создание совета, комиссий - это, видимо, несколько иной подход, призванный скоординировать усилия уже существующих структур, как силовых, так и гражданских, чтобы не запугивать окончательно наш истеблишмент, который и без того изрядно напуган арестом Ходорковского. Сейчас можно надеяться, что в деятельности совета не будет перекоса в силовую сторону. Тот факт, что президент пошел по пути создания координирующих органов, свидетельствует об успехе гражданской части его окружения. Функции этого органа - не борьба с коррупцией, а согласование интересов различных ведомств, которые борются с коррупцией. Советы у нас, как известно, борьбой не занимаются. Совет сформирован при президенте - он показал, что будет персонально патронировать антикоррупционную деятельность. В этом есть и предвыборный элемент, и элемент вполне реальной политики. Ибо президенту важно, чтобы такие вопросы замыкались на нем как на главе государства'.
Газета ,
25.11.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |