В одном из последних выступлений министр внутренних дел РФ Борис Грызлов заметил, что организованная преступность все настойчивее пытается пробиться в сверхприбыльные секторы российской экономики. В качестве примеров глава МВД привел ситуацию в нефтедобывающей и лесозаготовительной отраслях, заметив при этом, что "криминал усиливает активность и в других сферах". Наглядным примером к последнему утверждению может служить история морских ворот северной столицы. Правда, "активность" в случае с Петербургским морским портом была "усилена" еще в начале 1990-х. Уже десять лет важнейший перевалочный узел страны обслуживает интересы криминально-олигархических кланов.
Смерть капитана
Своеобразный аккорд десятилетнего портового беспредела прозвучал в минувшем мае. В парадной собственного дома был найден мертвым капитан Морского порта Михаил Синельников. На следующий день в припаркованном автомобиле взорвали его помощника по охране и безопасности Сергея Боева.
Следствие выдвинуло несколько версий. Все они так или иначе связаны со служебными обязанностями Синельникова и коммерческой деятельностью Боева. Детали расследования не разглашались, но осведомленные люди неофициально рассуждали о вероятных заказчиках. Эти рассуждения сами по себе проливали свет на истинное положение дел в порту. Даже поверхностное знакомство с некоторыми фигурами, вовлеченными в деятельность "морских ворот", дает представление о глубине криминальной пропасти, разверзшейся в Невской гавани.
Прилагательное "портовый" с некоторых пор стало синонимом "авторитетного". Портовый -значит при деньгах и, что называется, "на пальцах". Притом необязательно плакатный "братан" - персонаж может быть вполне интеллигентным человеком с заслуженным во всех отношениях прошлым.
Все могут Короли
Особенно если они родом из ГБ. Как, скажем, Андрей Владимирович Король, начинавший свою деятельность простым опером в отделе контрабанды питерского "Большого дома".
Продемонстрировав незаурядный розыскной талант, Андрей Владимирович за короткое время дорос до начальника отдела - в сферу его компетенции входил порт и деятельность тамошних пограничников. Показатели раскрываемости в этот период росли как на дрожжах -правда, тогда же появились слухи, что некий предприимчивый чекист сумел договориться с "погранцами" и неплохо нагревался на денежных вознаграждениях за проводку контрабандных грузов. Дела постепенно шли в гору, и в 1991 году была открыта фирма по хранению и продаже конфиската, она процветала до 1996 года, когда Короля едва не "детронизировали". К его счастью, с электропроводкой вовремя случилось короткое замыкание. Склады с конфискатом полыхнули ярким пламенем. Расследовать в служебном порядке стало нечего.
В то же самое время на портовой "поляне" появились другие игроки. Одним из главных служебных достижений Короля, выступавшего в оперативном тандеме с коллегой по ФСБ, которого чаще называют по отчеству Валентинычем, было сотрудничество с ныне покойным Константином Карольевичем Яковлевым. Иначе говоря - Костей Могилой, "воровским смотрящим" по Петербургу. Морской порт был одной из главных жемчужин воровской короны. Носит эту корону бывший патрон Могилы -главный персонаж многочисленных недетских сказок Дед Хасан.
В 1996 году человек с такой кличкой засветился в питерском порту. По его приказу владелец ИЧП с идиллическим названием "Доброта" некто Гулиев оформил на себя территорию складов по торговле кофискатом. Тем самым оборотистые чекисты были вдвойне застрахованы от возможных неприятностей после упомянутого пожара.
И все бы ничего, если бы не "заслон на пути бандитизма", установленный Королем. В порту открылась тогда охранная фирма "Заслон", оформленная на не слишком примечательных лиц, но, как поговаривали в народе, реально контролируемая "кем-то из ЧК", а также известным авторитетом Витей Мурманским. Деятельность предприятия проходила по схеме, апробированной еще в 1991 году, и через некоторое время на конфискованную дармовщинку, как бабочки на огонек, стали слетаться господа типа знаменитого Андрея Маленького. После долгих перипетий (и череды "убоев") Король уволился из ФСБ и всплыл на 3-м причале Морского порта в роли начальника службы безопасности.
"Кого там Костя приводил?.."
Именно конфликт с руководителями 3-го причала стал, по одной из версий, причиной гибели капитана Синельникова. Версия более чем неофициальная - 3-м руководят люди в высшей степени авторитетные. А потому любое сходство с реально существующими физическими и юридическими лицами является чисто случайным.
Повторимся, всякое сходство возможных заказчиков с вероятными исполнителями и наоборот исключается. Возможны лишь случайности. Совершенно случайно, к примеру, через десять дней после Синельникова нашел свою смерть Костя Могила. Совершенно случайно из тени Деда Хасана одновременно вышли Андрей Мироедов и Артур Кжижевич - оба теперь претендуют на вакантное место питерских "смотрящих". И на контроль за портом.
Но там, как говорится, "нас и без вас много". Есть еще одна портовая сила, с которой опасно ссориться. Это - группа поддержки инициатив г-на Ильи Трабера, в свое время консолидировавшего крупный пакет акций в активах компании ОБИП ("Объединение банков, инвестирующих порт"). Он же, по слухам, заведовал распродажей имущества "Балтийского морского пароходства", а в настоящее время с тем же упорством работает над возвращением распроданного государству. Схемы ренационализации, поднимаемой на щит коммунистической оппозицией, тоже предусматривают неплохую "дельту" для организаторов процесса. Хоть приватизируй, хоть национализируй - главное, держать руку на вентиле, в любом случае внакладе не останешься.
Красная зона
Кстати, о коммунистах. Из всего вышеизложенного может сложиться впечатление об ОАО "Морской порт СПб" как о лоскутном одеяле, за которое тянут со всех концов. И это будет ошибкой - хозяин в порту есть. Это один из крупнейших - и скромнейших! - членов олигархического сообщества, депутат Госдумы фракции КПРФ Виталий Южилин. Настоящий "человек и пароход".
Основной пакет акций порта давно принадлежит именно ему. Каким образом коммунист пробился в олигархи - отдельный вопрос, но что-то рассказывали о многоэтапной продаже контрольного пакета в оффшоре при участии иностранных посредников через цепочку подставных лиц. Подстраховавшись священным правом частной собственности, коммунист Южилин приобрел в порту эксклюзивные права выгодных коммерческих транспортировок. При этом работа ведется по классическим канонам самого "дикого капитализма". Игнорируются не только экологические стандарты, но и элементарные правила безопасности, что уже вызывало скандалы по всей Европе. "Южилинские лохани" с токсичными и пожароопасными грузами успели пометить своими протечками обширные аквапространства с Балтики по Атлантику.
Контролируя приличный сектор в портовом бизнесе, Южилин не забывает и о политической борьбе. Заметно укрепившиеся в регионе позиции КПРФ - НПСР - его исключительная заслуга. Разделить с ним лавры вправе разве что некий младший товарищ, якобы бывший заместитель коммерческого директора, ныне занимающийся перспективным планированием и социальными вопросами. Именно этот товарищ комсомольского возраста, появившийся в Петербурге три года назад и отрекомендовавшийся "представителем красных олигархов", организовал в прошлом году финансирование относительно успешной ЗакСовской кампании местных "комми". Деньги при этом отмывались как раз в порту. "Черный нал", по слухам, принимался в соответствующем офисе, приходовался через липовые расписки, после чего развозился по ячейкам. С приветом от "красного олигарха".
Отставные чекисты и коммунистические олигархи, бандиты и воры в законе... Полный букет - куда дальше, чего лучше? Со своим заявлением об "усилении активности" министр внутренних дел не ошибся, но явно запоздал. Впрочем, время переломить ситуацию еще есть: пока сложившиеся в порту расклады не закреплены политически, по итогам электорального цикла.
Война за Морской порт продолжается МК в Питере, 03.09.2003
Затопленные миллионы Версия-СПб, 09.12.2002
Лицемерие или запах нафталина Известия-СПб, 29.11.2002
Морской порт лихорадит от "авторитетов" МК в Питере, 18.09.2002
Воротилы "Золотых ворот" Версия, 09.10.2001
"Заказчиком убийства Маневича является губернатор Санкт-Петербурга Яковлев Владимир Анатольевич..." Новая газета, 01.10.2001
Смена ,
19.09.2003