Во вторник Владимир Путин подписал указ о проведении парламентских выборов. Значит, в стране начался новый этап борьбы за власть, который завершится не 7 декабря - в день думских выборов и даже не 14 марта - когда мы выберем президента, а ближе к лету-2004, когда уже новая Дума утвердит внесенную только что избранным президентом кандидатуру премьер-министра, будут назначены на должности ключевые министры и чиновники администрации президента. Пока же - в ближайшие три месяца - можно будет наблюдать жесткую борьбу политических партий (и стоящих за ними группировок) за скромное право писать законы в течение следующих четырех лет.
Хроника пикирующих выборов
В этом году старт политического сезона связан не с началом работы Думы и Совфеда, а со скромным заседанием Центризбиркома, которое пройдет сегодня. ЦИК утвердит "календарный план мероприятий" и состав некоторых окружных комиссий. Дальше все - крупные и не очень политики, партии и органы госвласти, СМИ и пиаровские структуры, наконец, мы, избиратели, - будем жить по этому плану и по правилам, закрепленным в избирательных законах. Эти правила, возможно, не всегда разумны, но обязательны к исполнению.
До 10 сентября из Минюста в Центризбирком должен прийти список партий, допущенных к выборам. По информации "Известий", глава ЦИК Александр Вешняков уже направил на этот счет письмо в ведомство Юрия Чайки. Сейчас в минюстовском списке "допущенных" (или проще - тех, кому нельзя отказать по формальным основаниям) 43 партии. Это вовсе не значит, что избирательный бюллетень превратится в "простыню", в которой будут перечислены четыре десятка партпретендентов.
По прогнозу Вешнякова, там будет значиться 15-20 партий. Во-первых, не всем под силу собрать 200 тысяч подписей своих сторонников или внести залог в 37,5 млн рублей (не много желающих дать больше миллиона долларов (!) за непонятные перспективы). Во-вторых, даже если большинство партийцев справятся с этой задачей, часть из них "отфильтруют" в ЦИК. У одних подписи окажутся некачественными, у других - финансовые отчеты.
С 22 сентября партийцы понесут в Центризбирком свои документы, а через месяц мы сможем узнать, кто из них останется в бюллетене. "Простыни не будет", - пообещали "Известиям" в ЦИК. Чиновники в администрации президента говорят, что в этом есть политический подтекст: чем меньше толчеи на выборах, тем проще пройти партиям-гигантам, а судьба карликов мало кого волнует.
Черные дыры выборов
Именно так называли одномандатные округа на прошлых выборах. Предсказать, что за сила придет в Москву из далеких регионов и как поведет себя в палате, было сложно. Чаще всего одномандатники распределялись по фракциям тех партий, которые их поддерживали, а беспартийные примыкали к тем, кто им ближе по взглядам. При этом служили они верой и правдой не партиям и не верховной власти, а губернаторам своих регионов. Это особенно хорошо было видно во время бюджетных дебатов - в схватке за региональную копейку парламентарии шли поперек всякой партдисциплины.
Сейчас к одномандатникам - особое внимание. С благонадежными уже провели беседы в администрации президента, остальным дали понять: ждите серьезной конкуренции в своих вотчинах.
Политическая подоплека этого интереса проста. Кремль надеется сформировать пропрезидентское большинство если не за счет депутатов-списочников, то за счет одномандатников. Дотошные политтехнологи уже подсчитали, что одномандатников-оппозиционеров в следующей Думе станет 40-50 депутатов. Остальные 175-190 составят авангард пропрезидентских фракций.
В Центризбиркоме считают, что схватка за округа по своему накалу не будет уступать межпартийной битве на федеральном уровне. В этом есть свои минусы. Если на прошлых выборах в 8 округах они не состоялись (либо победил кандидат "против всех", либо явка провалилась), то на нынешних, как признаются в ЦИК, "таких округов может быть больше". Люди могут проголосовать ногами - если уставшего от "партийного ТВ" избирателя еще доконают забитые агитпродукцией почтовые ящики и заклеенные плакатами подъезды, ему будет не до выбора ни сердцем, ни разумом.
Организация думских выборов обойдется в 3,5 млрд рублей (следующих за ними президентских - в 4,5 млрд). Это официально. По бюджету. Этими деньгами будет распоряжаться Центризбирком, но большую их часть "съедят" местные избиркомы. Однако эти деньги - лишь малая доля реальных выборных затрат. Чтобы привлечь избирателя на свою сторону, партии потратят гораздо больше. По закону бюджет избирательного фонда каждой партии может составить 250 млн рублей (одномандатника - 6 млн). Собственно, на эти-то деньги - и только на них! - партии должны заказывать рекламу, устраивать съезды, печатать листовки и устраивать всевозможные шоу. Те, кто профессионально занимается выборами, знают: реально они тратят другие суммы. На порядок больше.
- Посмотрите сами, официально на все получается около 8,3 млн долларов. Разве это деньги? - риторически поинтересовался у корреспондента "Известий" один из технологов. - На них нельзя провести нормальную кампанию! 200-300 миллионов, а то и 400 уходит на победу кандидата в палату представителей или сенат США. А у нас страна не меньше...
- Так почем все же стоит провести кампанию?
- Претенденты на первое, второе, третье места должны потратить от 200 до 300 млн долларов. На четвертое или пятое - от 50 млн. Да и то это для партий, которые у нас на слуху. Проблема тех, кто не на слуху: на раскрутку нужно от 100 млн, а таких денег реально нет. В результате миллионов 10-15 вылетают в трубу. А точнее, "осваиваются" технологами и пиарщиками, а партия получает процента полтора-два голосов.
Найти такие деньги нелегко, но можно. Во-первых, партиям дают деньги крупные бизнес-структуры, заинтересованные в лоббировании своих проектов в Думе. Во-вторых, партийцы охотно меняют спонсорскую помощь на места в своих списках. При этом стоимость проходного мандата может потянуть на 10 миллионов. Этот "обмен" успешно практиковался на выборах в 1995 и 1999 годах. Есть все основания полагать, что по этому показателю выборы-2003 не исключение.
Затраты одномандатника скромнее. Если он давно держит за собой округ и пользуется поддержкой одновременно и губернатора, и Кремля, то спокойно уложится в $70-100 тысяч. Правда, соискателям мандатов от мегаполисов придется выложить на свою кампанию 1,5-2 млн.
Есть ощущение, что скованность от новых правил освещения избирательной кампании ощущают только журналисты. Пока они обсуждают, чем "информирование о ходе избирательного процесса" отличается от "агитации" (новая версия закона о выборах предписывает, чтобы вся "агитация" была официально оплачена из официальных фондов, а иначе она недопустима; при этом четко не разъясняет, чем "агитация" отличается от незапрещенного "информирования" о ходе выборов), а пиарщики и технологи небезуспешно ищут пути обойти закон. На ТВ уже замелькала как бы "невинная" реклама книги одного из лидеров "патриотического блока". В ближайшее время книги напишут еще несколько претендентов на думские кресла. "Нет. Это не предвыборная реклама, - заверит вас кандидат или его адвокат, - это издательство раскручивает свой чисто коммерческий проект". Не придраться. Во всяком случае, они так считают.
- Очень рассчитываю, что ЦИК сделает все от нее зависящее, чтобы обеспечить законность выборной кампании, обеспечить нормальный соревновательный процесс, без грязи, которая, как правило, возникает в ходе дебатов в месяцы, предшествующие выборам", - напутствовал Владимир Путин главу ЦИК.
В Центризбиркоме заверяют, что поблажек не будет. Специалисты ЦИК собираются мониторить любую рекламу кандидатов и партий, а после сверять ее рыночную стоимость с затратами из избирательного фонда.
Электорат устал
- Избиратели заинтересованы, чтобы в органы власти приходили профессионалы, которые могли бы реализовывать те обещания, которые они дают в предвыборной кампании, - сказал во вторник Путин.
Парадокс. С одной стороны, эксперты в унисон говорят, что "все уже схвачено и поделено" (появляется даже своеобразный список победителей). С другой - эти же люди прогнозируют "жесткое противостояние партий". Уникальность выборов-2003 в том, что впервые это будет не противостояние идеологий (1993 и 1995 годы - КПРФ и партия власти) и не борьба двух партий власти за место под солнцем (1999-й - "Отечество" и "Единство"), а соперничество отдельных группировок за право контролировать законотворчество в ближайшие четыре года. За последние четыре года партии перестали выражать интересы социальных групп и переключились на обслуживание интересов бизнес-сообщества. Отсюда и разочарование людей в начавшейся кампании и, соответственно, борьба за явку избирателей. Вешняков убежден, что на выборы придет не меньше народа, чем четыре года назад, - 65-70% избирателей. Это оптимистичный прогноз. Эксперты же упорно говорят об "усталости электората" и его "желеобразности". Удастся или нет сломать инертный сценарий этой кампании - вопрос уже первого этапа кампании. В противном случае инертной может оказаться и президентская кампания, в которую плавно перетечет думская.
Впрочем, спокойствие или даже вялость политических кампаний и даже целых политических сезонов - сами по себе не порочны. Это зависит от того, чем заканчиваются такие сезоны - общенациональным процветанием или же очередным экономическим, стало быть, политическим кризисом.
Известия ,
3.09.2003