В четверг Россию после долгих консультаций приняли в FATF - международную финансовую организацию по борьбе с отмыванием денег, полученных незаконным путем. Россия, которая в глазах Запада хочет выглядеть "чистой", ради членства в престижной организации согласилась со всеми выдвигавшимися в ее адрес требованиями. Но не исключено, что ряд новых и весьма жестких претензий возникнет уже постфактум. Эксперты полагают, что членство в FATF не стоило таких жертв и российским "финансовым разведчикам" нужно было поторговаться, как, например, на переговорах с ВТО.
FATF - международная организация, целью которой является борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Сейчас в состав FATF входят 30 стран и 2 международные организации.
До октября 2002 года Россия числилась в черном списке FATF - ее наказали за недостаточно активную борьбу с отмыванием преступных денег. После того как Россия приняла 'противоотмывочный' закон и создала Комитет по финансовому мониторингу (КФМ), который собирает информацию обо всех подозрительных сделках граждан, ее из черного списка исключили и дали в FATF статус наблюдателя.
Однако российское правительство не собиралось останавливаться на достигнутом. В конце апреля в Москву приезжала миссия экспертов FATF, которая вынесла положительное заключение о том, как Россия сражается с 'грязными' деньгами. И вчера в Берлине на заседании FATF решалось, может ли Россия претендовать на постоянное членство в престижной международной организации. Вышло, что может.
Однако для того России пришлось пойти на ряд уступок. Например, в самый последний момент - накануне решающего голосования - чиновники FATF захотели, чтобы Россия ужесточила свой Уголовный кодекс. Сейчас уголовная ответственность за отмывание преступных денег наступает только в случае, если речь идет о сумме, превышающей 2000 минимальных зарплат (900 тысяч рублей). Более мелкие преступления наказываются административным взысканием. FATF захотела, чтобы финансовых преступников сажали независимо от суммы.
'У нас возникли с этим определенные сложности, но нам удалось убедить депутатов в том, что эти поправки нужно принять', - пояснила ГАЗЕТЕ Наталья Коновалова, пресс-секретарь главы КФМ Виктора Зубкова. Примечательно, что 'убеждать' народных избранников Виктору Зубкову пришлось по телефону из Берлина.
Однако, судя по всему, это не все уступки, на которые пошла Россия ради нового статуса. Некоторые пожелания FATF могут всплыть позже. Так, по словам первого зампреда ЦБ Андрея Козлова, одно из требований FATF состоит в том, чтобы снять ограничения на проверку ЦБ РФ банков. Между тем только недавно в законодательство были внесены изменения, которые строго регламентируют возможности ЦБ по проведению таких проверок и устанавливают на них ограничения: например, проверки по одному и тому же поводу в банке нельзя проводить чаще чем раз в год.
Аналитикам не нравится, что Россия сдает позиции не торгуясь. 'Мы, например, стремимся вступить в ВТО, и там у нас тоже много чего просят, но мы же не делаем всего, что захочется международным чиновникам, и отстаиваем свою позицию. Почему в случае с FATF мы сдаемся без боя?' - заявил ГАЗЕТЕ Валерий Петров, начальник конъюнктурно-аналитического департамента Росбанка.
Эксперты отмечают, что ничего, кроме улучшения имиджа в глазах Запада, России это не даст. Правда, по словам аналитика Банка Москвы Кирилла Тремасова, такой штрих к имиджу окажется как нельзя более кстати на фоне ожидания присвоения России инвестиционного рейтинга.
Газета ,
20.06.2003