В 1914 году в Белграде киллер в упор расстрелял эрцгерцога Франца Фердинанда, из-за чего разразилась первая мировая война, а в России - революция, коллективизация и прочие безобразия, с последствиями которых сейчас героически борется российское правительство. А нашлась бы пара лишних секьюрити у коляски этого злосчастного Фердинанда - и получите на выходе не 70 лет беспрерывных потрясений, а почти век зажиточной европейской жизни.
Или хотя бы эрцгерцог еще пожил - как минимум...
Как защититься от киллера?
«У киллера всегда есть шанс». Это правило работает при любой степени защиты, даже если «объект» (так на профессиональном жаргоне обзывают охраняемого) стережет батальон суперподготовленных бэтменов. Увы, вопрос противостояния «убийца - охранник» лишь в цене - сколько надо вложить в организацию покушения, чтобы оно успешно состоялось.
Причем цену этой операции легко высчитать по простой формуле: стоимость охраны противной стороны умножаем на «коэффициент убийц», который, по словам бывшего сотрудника 9-го управления КГБ Дмитрия Фонарева, около пяти.
- Поэтому убирать, к примеру, высшее должностное лицо слишком накладно, - сказал мне один из действующих сотрудников ФСО (Федеральная служба охраны). - Для этого недостаточно купить, допустим, меня. Надо иметь человека в нашем руководстве. Поэтому решают проблемы с крупными фигурами без кровопролития. Наверное, из экономии, - вдруг мрачно пошутил он.
Охрана президента сводит шансы киллеров к абсолютному минимуму, так как затраты на нее хоть и засекречены, но ясно, что внушительны.
Система охраны первых лиц «отточена» до совершенства сотрудниками 9-го управления КГБ и передана по наследству нынешней ФСО. Ее принцип простой - береженого Бог бережет. Например, планируется поездка главы государства в какой-нибудь регион. Месяца за полтора до визита начинают работать аналитики. Они отслеживают здесь практически все: уровень криминала, агрессивно настроенные религиозные течения, экологию и даже сейсмичность (не дай Бог, объект попадет в эпицентр землетрясения). Результаты расследования направляются в Москву. Затем за четыре-пять недель до визита сюда вылетают «разведчики», которые изучают обстановку на месте и договариваются с местными службами о деталях охраны. Местные обычно выполняют черновую работу - проводят облавы на лихую «братву», с которой ведутся профилактические беседы, чтобы сидела тихо.
Разведчики в это время детально обследуют гостиницу, где должен остановиться высокий гость, и объекты, которые он посетит во время визита. Причем фэсэошники заставляют персонал чинить буквально все - от электропроводки до сломанной ручки в туалете. На всякий случай.
Затем прибывают технари со специальными устройствами: одни «глушат» частоты, по которым передается сигнал радиодетонаторам, другие проверяют наличие вредных излучений, чистоту воздуха, качество пищи и многое другое.
Наконец, самого президента охраняют четыре «круга» телохранителей. Первый - рядом с главой государства: обычно это здоровые парни с наушником в ухе и чемоданом в руке (на самом деле это бронированный щит для защиты хозяина). Вид у них мрачный и вызывающий, мол, глядите, мы здесь - если что. Их задача - прикрыть президента от огня телом, а заодно своим числом и видом устрашить противника, заставляя его нервничать, а значит - ошибаться.
Второй круг состоит из неприметных людей в гражданском, скрытых в толпе. Они не должны ничем выделяться, так как работают они незаметно, как карманники, - даже ощупывают подозрительных лиц в поиске затаенного оружия. Третий - охватывает толпу по периметру для перехвата злоумышленников, направляющихся в средний или тем более ближний круг. Четвертый - самый даль-ний - составляют снайперы, располагающиеся обычно на крышах, готовые пристрелить любого, кто посягнет на жизнь президента.
Их мастерство, кстати, испытали на себе однажды сочинские фоторепортеры, снимавшие прилетевшего на отдых президента. Сделав пару немотивированно резких движений, они вдруг обнаружили на лбах друг друга красные точки лазерных прицелов.
- Это было неповторимое чувство! - ежится при одном только воспоминании очевидец. - Мы встали как вкопанные.
Любопытно, что охрана Путина по сравнению с ельцинскими временами заметно усилилась количественно и качественно. Выдали даже гранатометы для случая, если президентский кортеж попадет в засаду.
И не зря. Только по официальной информации, спецслужбы зарегистрировали три попытки покушения на Президента России.
Покушения на Путина
24 февраля 2000 года. По словам начальника службы по связям с прессой и общественностью ФСО России Сергея Девятова, предотвращено покушение, которое должно было произойти в Санкт-Петербурге на похоронах Анатолия Собчака. Готовили теракт «проигравшие схватку военным чеченские главари». Покушение было сорвано «отчетливо отличающимися от стандартных мерами безопасности».
18 - 19 августа 2000 года. Покушение должно было произойти в Ялте во время саммита СНГ. Информация о нем поступила из-за рубежа. Были задержаны четыре чеченца и несколько выходцев с Ближнего Востока. Подробности спецоперации сразу засекретили.
9 - 10 января 2002 года. Во время официального визита Президента России в Азербайджан, в Баку, Путина ожидали киллеры, но их вовремя схватили азербайджанские спецслужбы. По словам министра национальной безопасности Азербайджана Намика Аббасова, предполагаемым исполнителем теракта был гражданин Ирака Кянан Ростам, прошедший подготовку в лагерях на территории Афганистана и имевший связи с чеченскими боевиками. В январе 2002 года террорист был приговорен в Баку к десяти годам лишения свободы.
Кто кого должен слушаться?
- С этой работой не выспишься! - говорит мне 29-летний боец Сергей. - Сегодня выходной, а меня из постели вытащили: у «объекта» изменились планы. А у меня сотня неиспользованных отгулов, дочка скоро узнавать перестанет! Но ничего, в 32 года выйду на пенсию, поживу всласть. Пенсия, правда, долларов двести. Зато меня как «девяточника» в коммерческих структурах с руками оторвут. Две штуки баксов минимум в месяц положат. А если повезет, руководителем охраны можно стать какой-нибудь корпорации, а там карьеру хорошую сделать. Много случаев знаю, когда начальники охраны стали впоследствии о-о-очень (Сергей значительно поднял палец) большими людьми.
Боец долго тешился своими мечтами, но какая-та мысль вдруг его расстроила.
- А вообще знаешь, какие порядки в Америке? - неожиданно переменил он тему. - Там президент при вступлении в должность подписывает специальный документ, где обязуется выполнять все требования секретной службы, которая его охраняет. Во время ЧП 11 сентября телохранители не спрашивали президента, хочет он ехать в секретный бункер или не хочет...
Да, руководители в России - люди своенравные. Первая леди СССР Раиса Максимовна Горбачева во время загранкомандировок принимала спонтанные решения и резко меняла маршруты, вдруг обнаруживая желание посетить ту или иную достопримечательность. Сменив по одной ей только ведомой причине троих телохранителей, она вошла в историю российско-американских отношений как непревзойденный рационализатор официального этикета. Например, сотрудник секретной службы США, наблюдавший за эскортом российского и американского президентов, сильно удивился и с беспокойством спросил у русского охранника: «Почему автомобилей три?! По протоколу их должно быть два - в первом наш президент с супругой, во втором ваш президент. Кто, черт побери, в третьем?!»
- Супруга нашего президента, - мрачно процедил сквозь зубы охранник.
КП ,
23.05.2003