|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Тайна смерти бензинового короля
20.08.2001 00:01
В ночь на понедельник 14 августа на базе отдыха, расположенной в поселке Балсово Псковской области и принадлежащей «Балтийской финансово-промышленной группе» (БФПГ), скоропостижно скончался во сне председатель совета директоров ЗАО БФПГ 35-летний Виталий Рюзин. По официальной версии смерть наступила от острой сердечной недостаточности. Первичный осмотр проводили врачи из псковских медучреждений, однако, для вскрытия тело бензинового короля было почему-то в срочном порядке доставлено в Петербург. Официальные результаты вскрытия по сей день не обнародованы. По неофициальной и тщательно скрываемой руководством БФПГ информации, Рюзин умер от передозировки наркотиков…
Жизнь «отморозка» Топ-менеджеры БФПГ на спешно собранной во вторник 15 августа пресс-конференции старались не поднимать тему кончины Виталия Рюзина. Но все же на прямой вопрос журналистов о том, не считает ли руководство, что смерть председателя совета директоров произошла не из-за обычной сердечной недостаточности, как официально заявлено, а в силу каких-то других причин, реакция была скупой. Заявив, что "все неожиданно" и что "35 лет - это не тот возраст, когда смерть может считаться нормальной", финансовый директор БФПГ Елена Шатилова заявила: "мы ничего не заявляем" и "предполагается расследование". В частных же разговорах коллеги Виталия Рюзина утверждали, что в последнее время он сильно нервничал и пил. Ему постоянно угрожали, и сердце его не выдержало. На вопросы о том, кто это мог быть, сотрудники БФПГ не ответили. Зато на страницах «Коммерсанта-СПб» по поводу смерти главы БФПГ незамедлительно высказался Владимир Барсуков (Кумарин), чье имя тесно связывают с деятельностью «Петербургской топливной компанией» (ПТК) - основного конкурента БФПГ на топливном рынке Петербурга: «Виталий Рюзин умер от страха - он боялся, что органы докопаются до того бардака, который у них царил в БФПГ, и ему не поздоровится». За несколько дней до внезапной кончины Рюзина правоохранительные органы действительно проводили обыски и выемки документов в офисах БФПГ. «Маски-шоу», по нашей информации, инициировал сам Барсуков через свои возможности в силовых структурах города (обысками руководил некто Задков, сотрудник УБЭПа при поддержке Орлова и Жданова после личной просьбе Кума). О результатах этих оперативно-следственных действий, которые могут пролить свет на странный уход из жизни младоолигарха питерского масштаба, мы узнаем еще не скоро. Впрочем, отдельные моменты криминальной деятельности главного финансиста БФПГ Виталия Рюзина – известны. Именно в них, без сомнения, и кроется тайна смерти бензинового короля. Виталий Вячеславович Рюзин родился 17 июля 1966 года в Херсоне. Образование высшее. Окончил Санкт-Петербургский государственный технологический институт по специальности «экономика и менеджмент». В 1985-87 гг. проходил срочную службу в ракетных войсках стратегического назначения. В 1989 году пришел на работу в ГП «Эко-Балт». С 1992 года руководил финансовым управлением АОЗТ «Норд-Балт-Инвест». По имеющимся данным, Рюзин числился соучредителем более десятка фирм (в том числе и двух вышеуказанных), большинство из которых были зарегистрированы в 1992-1993 годах. Совет директоров ЗАО БФПГ - одного из крупнейших нефтетрейдеров Санкт-Петербурга, - Виталий Рюзинв возглавил после гибели генерального директора этого предприятия Павла Капыша, который погиб 26 июля 1999 года после обстрела его бронированного джипа «Шевроле-Сабурбан» из гранатометов. В сентябре 1992 года сотрудники петербургского УБЭП возбудили уголовное дело о фальшивых авизо, обнаружив в московском отделении банка "Санкт-Петербург" поддельные платежки почти на полмиллиарда тогдашних рублей. В ходе расследования выяснилось, что расчетно-кассовый центр Главного управления Центробанка принимал авизовки некой ташкентской фирмы, адресованные пяти петербургским предприятиям-получателям. Во всех 44 авизо фигурировало банковское кодовое слово "арбуз", означавшее 10 миллионов рублей, а счета, на которые поступили «воздушные» миллионы, принадлежали пяти фирмам с названиями, начинавшимися на "Эко" и входившим в еще только формировавшуюся в то время БФПГ (напомним, что Виталий Рюзин был учредителем фирмы «Эко-Балт»). Подозрение в мошенничестве пало на тогдашнего главу БФПГ Павла Капыша, он был арестован и помещен в следственный изолятор бывшего КГБ. Капыш настаивал на том, что все фирмы были проданы им неизвестным узбекским покупателям. Проверили юридический адрес ташкентской фирмы-партнера Капыша - в здании на проспекте Навои оказался театр. Четыре месяца провел Капыш на нарах комитетского изолятора, но, как ни бились сотрудники УБЭП, так и не смогли опровергнуть его версию. Не помогло даже выявление оперативным путем личности знакомой Капыша, которая работала в том самом отделении банка "Санкт-Петербург". Подозревать подозревали, а доказать, что утечка информации (кодового слова) шла через нее, не смогли. Между тем во все инстанции посыпались многочисленные жалобы от сотрудников предприятий Капыша: они дружно защищали своего работодателя. Уголовное дело запросила Генпрокуратура РФ. В Москву отправился следователь, а вместе с ним в купе поезда странным образом оказались друзья Капыша. Что происходило в купе, так и осталось тайной. Узнали о совместной поездке позже в результате оперативной комбинации, и следователь попал под подозрение коллег из УБЭП. Но уголовное дело в итоге пришлось прекратить за недоказанностью. Капыш вышел на свободу. А его "финансовый уполномоченный" Рюзин вообще остался тогда вне поля зрения правоохранительных органов. И 44 ташкентских "арбуза" стали неплохим фундаментом для строительства будущей "топливной империи" БФПГ. Но не прошло и года, как Капыш снова оказался в следственном изоляторе, теперь уже вместе с Рюзиным. 29 августа 1993 года в продовольственном магазине Лужского абразивного завода прогремел мощный взрыв. Самодельное взрывное устройство, как установили позже, находилось в дипломате, оставленном в торговом зале. Погибла одна женщина, семь человек были ранены. Это был уже шестой по счету взрыв в Луге за последние полтора года, но ни местная милиция, ни питерские сыщики никак не могли выйти на злоумышленников. На этот раз оперативникам повезло больше. Благодаря свидетельским показаниям удалось быстро обнаружить спешно покинувший место преступления черную BMW, в которой находились Павел Капыш, Виталий Рюзин и Виталий Бетин. Машина оказалась зарегистрированной на ТОО "Артэкс", среди учредителей которого числилась супруга Капыша. В багажнике BMW были обнаружены мельчайшие следы взрывчатого вещества. Эксперты подтвердили - того самого, что рвануло в Луге. ОРБ (РУБОП) возбудило уголовное дело N 981899, главным фигурантом которого оказался, впрочем, не Капыш, а Виталий Рюзин, подозреваемый в вымогательстве и организации преступного сообщества. С помощью взрывов «отцы-основатели» БФПГ тогда пытались подмять под себя лужских предпринимателей. По версии Рюзина (без сомнения, разработанной с помощью квалифицированных юристов), в момент взрыва емкость багажника BMW, случайно находившегося рядом с магазином, всосала в себя продукты сгорания взрывчатого вещества. К тому же, результат повторной экспертизы, проведенной по жалобе адвокатов, был уже не столь категоричен. На этот раз эксперты почему-то выразили сомнение по поводу взрывчатки в багажнике. Отсидев семь месяцев, Рюзин вышел на свободу. Из трех пассажиров черного BMW, задержанного в Луге, на сегодняшний день в живых не осталось никого. Бетин умер в "Крестах" в 96-м. Капыш расстрелян на Университетской набережной в 99-м, Рюзина похоронили на днях. И еще один типичный эпизод из жизни БФПГ. В августе 1997 года в поселке Лялицы (Ленинградская область) был остановлен за превышение скорости автомобиль "Жигули". Алчность сотрудников ГАИ, видимо, спасла жизнь одному из его пассажиров - менеджеру БФПГ Зайцеву. Жестоко избитого Зайцева вместе с тремя «попутчиками» доставили в кингисеппский горотдел милиции. Все четверо оказались работниками БФПГ. Потерпевший Зайцев дал весьма ценные показания, на основе которых было возбуждено уголовное дело, переданное в прокуратуру Ленобласти. Согласно показаниям потерпевшего, Зайцев был направлен в служебную командировку в Кириши. Внезапно по неясным причинам его неожиданно перехватили и вернули в один из петербургских офисов БФПГ. Там Зайцева жестоко избивали, применяя пытки. Затем повезли в тот самый поселок Балсово, где располагалась база отдыха БФПГ. В этом отдаленном уголке Псковской области Зайцеву предстояли «исправительные работы» - рубка кустарника под строгим наблюдением вооруженных надсмотрщиков. Такой порядок, как выяснилось, издавна практиковался в БФПГ по отношению к проштрафившимся работникам. В ходе расследования по данному делу из офисов БФПГ были изъяты распечатки «прослушки» телефонных переговоров, оперативные установки на физических лиц и т.п. Вели эту деятельность сотрудники службы безопасности БФПГ, явно знакомые с оперативной методикой спецслужб. Объектами таких разработок были не только конкуренты БФПГ, но прежде всего работники самой компании. Каждый их шаг контролировался, малейшая оплошность влекла за собой суровые наказания - от штрафов до избиений и рабского труда в Балсово. Выяснилось также, что существовала в БФПГ и группа ликвидаторов, занимавшихся сотрудниками, на которых не подействовало перевоспитание физическим трудом. Хотя уголовное дело о похищении и избиении Зайцева дошло до суда, скандала оно не вызвало. Квалификация адвокатов и прессинг своих сотрудников позволили руководителям БФПГ спустить дело на тормозах. Ни один из ликвидаторов или надсмотрщиков персонально не засветился перед судьями, а большую часть документов, компрометирующих компанию, по некоторым сведениям, удалось заблаговременно уничтожить. Что привело рядового менеджера БФПГ Зайцева на грань жизни и смерти, доподлинно неизвестно по сей день. Судя по всему, волею судьбы он оказался замешан в каком-то конфликте между руководителями БФПГ. И эти криминальные эпизоды лишь отчасти высвечивают те силовые методы, с помощью которых руководство респектабельного с виду холдинга достигло своего могущества прежде всего в Северо-Западном регионе России. А размах деятельности БФПГ был неслабым. Империя БФПГ ЗАО “Балтийская финансово-промышленная группа” была создана в 1994 году. Учредители - частные лица - Скугарев В.А., Иммухаметов Ф.Г., Гаврилов Б.И., Моднев А.Ю, Рюзин В.В., Капыш П.Г. Основной вид деятельности - нефтепереработка и реализация нефтепродуктов. Специализируется на закупке и переработке нефти на давальческой основе на Киришском НПЗ, Ухтинском НПЗ, Московском НПЗ, Рязанском НПЗ, Сызранском НПЗ. Имеет собственный перевалочный узел дизельного топлива в порту Санкт-Петербурга. В 1998 году в период наивысшего расцвета холдинга объем поставок нефтепродуктов БФПГ достиг 4,5 млн. тонн. Ядро БФПГ – нефтетрейдерская компания «Балт-Трейд», начавшая свою деятельность еще в 1991 году. В БФПГ входит 40 специализированых предприятий, основными из которых являются ЗАО “Роснефть–Балтика”, ЗАО “Балт–Маркет интернешнл”, ЗАО “Севзап–маркет”, ООО “Транс–Лес”, ООО “Голден–Ойл”, ЗАО “Балтика–Дорсервис”, ЗАО “Сигма–Ойл” (Новгород), ЗАО “ТИК “Балт–Трейд”. Численность персонала - 3500 человек. Сбытовая сеть БФПГ – около 100 АЗС. Группа контролировала около 30% рынка нефтепродуктов в Санкт-Петербурге и 60% в Ленинградской области. Активно работала на топливных рынках в 63 регионах России. БФПГ. Балтийская ФПГ снабжала топочными мазутами, дизтопливом и бензинами таких крупных промышленных потребителей как целлюлозно-бумажные комбинаты Светогорска, Сегежи, ГП “Архангельские воздушные линии” и даже обеспечивала заправку российских самолетов в ирландском аэропорту «Шеннон». БФПГ также специализировалась на бункеровке российских и иностранных судов торгового и рыбного флотов в морских портах Санкт-Петербурга, Мурманска, Калининграда, в бассейнах Баренцева, Северного и Норвежского морей. Компания “Экор”, входящая в холдинг БФПГ, располагает собственным флотом танкеров, накопительных и бункеровочных судов. Объем поставок нефтепродуктов по этому направлению составлял более 200000 тонн в год. Кроме этого, БФПГ занимается рыболовством во внутренних водоемах и северных морях (владеет рыболовецким портом на Чудском озере и 20 рыболовецкими судами), деловыми и коммерческими авиаперевозками (имеет свое авиапредприятие и небольшой парк авиатехники). Группа участвовала в реализации федеральной программы по отселению с Северных территорий населения (возводила жилье в центральных регионах России). В этой связи БФПГ имеет генеральные соглашения о сотрудничестве с администрациями Ленинградской, Псковской, Вологодской, Архангельской, Тверской, Мурманской областей, Чукотским АО, правительствами республик Татарстан, Карелия. Группа сотрудничала с такими российскими нефтяными и газовыми гигантами, как "ЛУКОЙЛ, ЮКОС, "Славнефть", "Татнефть", "Газпром" ("Лентрансгаз" и "Волготрансгаз"). Смерть Капыша Наивысшего расцвета БФПГ достигла к 1999 году, когда основным ее топ-менеджером был Павел Капыш. К этому времени нефтебизнес БФПГ, от которого холдинг собственно и получал основную прибыль и инвестиционные ресурсы, перешел в ту стадию, когда необходимо было определяться с выбором союзника из числа крупнейших нефтедобывающих российских компаний. На эту роль вполне бы подошел «ЛУКОЙЛ», имевший обширные интересы в Северо-Западном регионе. В 1999 году лично Вагит Алекперов вел с Капышем переговоры об инвестировании в БФПГ значительных средств, но Капыша не устроила потеря контроля над компанией, переговоры зашли в тупик. И история проникновения «ЛУКОЙЛА» на топливный рынок Санкт-Петербурга и Ленинградской области ознаменовалась целой серией скандалов и конфликтов с БФПГ. Более того, БФПГ довольно успешно занялась собственными исследованиями и разработкой месторождений нефти в Тимано-Печерском нефтяном регионе – безраздельной вотчине «ЛУКОЙЛА». Капыш Павел Григорьевич родился 18 марта 1956 года в Мурманске, в семье офицера. В 1978 году закончил ЛГУ, в 1983 аспирантуру при Ленинградской Инженерно-Финансовой Академии. Кандидат экономических наук. Работал преподавателем финансово-экономического института, где читал политэкономию. В 1989 году возглавил арендное госпредприятие "Эко-Балт". В 1994 году создал БФПГ и до 1999 года оставался ее бессменным руководителем. В справочниках "Кто есть кто в России" и "Кто есть кто в Ленинградской области" числился среди самых влиятельных фигур российского бизнеса. Был действительным членом Института Нефти, членом престижных международных бизнес-клубов, таких как Английский Клуб и Ротари-Клуб. В принципе, «ЛУКОЙЛ» способен был раздавить Капыша при помощи клана Мирилашвили в одночасье. Но БФПГ своевременно заручилась поддержкой олигарха Михаила Ходорковского и активно стала продвигать на петербургском топливном рынке интересы ЮКОСА. В совместных планах БФПГ и ЮКОСА было строительство обширной сети АЗС, которая со временем могла пошатнуть монополию «Сургутнефтегаза» и «Петербургской топливной компании» в городе на Неве. По оценке экспертов альянсу БФПГ – ЮКСИ (неосуществленный проект слияния ЮКОСА Ходорковского и «Сибнефти» Березовского-Абрамовича) на Северо-Западе России противостоять не смог бы практически никто. И это предопределило трагическую развязку. 26 июля 1999 года в Петербурге было совершено пожалуй самое дерзкое заказное убийство 90-х. В историческом центре города - на углу Университетской набережной и моста Лейтенанта Шмидта, - среди бела дня, на глазах у многих очевидцев был расстрелян автомобильный кортеж Павла Капыша. Ликвидация Капыша была организована на самом высоком профессиональном уровне. Бизнесмен обычно ночевал в одной из трех своих квартир, причем, никогда заранее не было известно, в какой именно он проведет ближайшую ночь. Поэтому за Капышем было установлено тотальное наружное наблюдение, либо преступники были заранее проинформированы о месте ночлега их жертвы. Кроме того, организаторы убийства несомненно знали по какому маршруту кортеж Капыша обычно едет из определенного дома к нему в офис. Преступники, вооруженные двумя армейскими гранатометами "Муха", оснащенными кумулятивными гранатами, и двумя автоматами Калашникова, ожидали свою жертву на лестнице спуска к Неве. Другой участник преступления должен был находиться неподалеку от пересечения Первой линии Васильевского острова (там жил покойный) и Университетской набережной. Сразу после того, как автомобиль Капыша и машина сопровождения с охраной сделали правый поворот с Первой линии на набережную, наводчик должен был сообщить по рации (или сотовому телефону) находившимся на спуске к Неве у моста Лейтенанта Шмидта сообщникам, что до появления "объекта" на линии огня остается около двух минут. После этого в игру наверняка вступил еще один помощник, который должен был позаботиться о том, чтобы кортеж бизнесмена остановился на нужном месте. В момент приближения автомобилей Капыша к повороту на мост на светофоре, имевшем ручное управление, загорелся красный сигнал. Киллеры поднялись на тротуар набережной, выстрелили из обоих гранатометов по джипу, где находился Павел Капыш, после чего под прикрытием автоматного огня пересекли проезжую часть набережной, бросили автоматы и уехали на поджидавшем их автомобиле. Гранатометы преступники захватили с собой. Удивительна была меткость стрельбы, которую продемонстрировали гранатометчики. Обе кумулятивные гранаты попали в самое уязвимое место бронированного джипа "Шевроле-Сабурбан" – в боковую стойку, где расположен стык бронированных листов, закрепленных собственно на стойке и на задней двери. При попадании заряда в это место возникает так называемый "краевой эффект" - сопротивление брони ослабляется. Вызывает удивление и то, что столь обеспеченный человек как Павел Капыш ездил на одном из самых дешевых автомобилей такого класса – на производимом американской фирмой "О'Гара" бронированном джипе "Шевроле-Сабурбан" в самом простом исполнении стоимостью около 100 тысяч долларов. Подобный джип с повышенной комфортностью и повышенными защитными свойствами стоит 200 тысяч (в этом случае "кресло шефа" может быть расположено в своеобразной бронированной капсуле, и при попадании кумулятивной гранаты в стойку такого броневика, пассажир бы не пострадал). Кроме того, любой "Шевроле-Сабурбан" по своим защитным качествам существенно уступает, например, бронированному "Мерседесу". Создается впечатление, что Павел Капыш вынужден был в спешке покупать первый подвернувшийся бронированный автомобиль, потому что в какой-то момент возникла реальная угроза его жизни. А быстрее "Сабурбана" купить было ничего и невозможно, поскольку только фирма "О'Гара" занимается серийным выпуском бронированных машин, другие делают их на заказ, исполнение которых занимает значительное время. Любопытно, что киллеры были прекрасно осведомлены о слабости бронированной защиты Капыша. Словом, все сходится к тому, что в службе безопасности БФПГ у киллеров имелся свой осведомитель, либо кто-то из руководства БФПГ просто предал Капыша? И только спустя почти два года после того, как Павел Капыш скончался в Покровский больнице Петербурга от необратимого болевого шока (взрывом ему оторвало ноги), появилась реальная информация о том, что в покушении на главу БФПГ поучаствовали спецы из СБ этой компании. Наши источники в спецслужбах утверждают, что Вагит Алекперов еще до смерти Капыша прогарантировал руководителю так называемого юридического управления БФПГ Сергею Иванову (на самом деле это «юридическое управление» в основном занималось вопросами безопасности БФПГ и ее руководителей) контроль над компанией, если позиция холдинга по вопросу о сотрудничестве с «ЛУКОЙЛ» позитивно изменится. Другими словами, место Капыша руководство "ЛУКОЙЛА" недвусмысленно предложило Иванову в обмен на лояльность и сотрудничество. Но этого не случилось. БФПГ возглавил Виталий Рюзин. Такое кадровое решение, судя по всему, продавил вице-президент «Петербургской топливной компании» Владимир Барсуков (Кумарина), который в этом случае получал хорошую возможность подмять под себя нефтебизнес БФПГ. Служба безопасности обезглавленного холдинга попыталась было сопротивляться такому исходу дела, заминировав несколько бензоколонок ПТК. Но взрывы были предотвращены, а сопротивление сломлено. При дальнейшем развитии событий вокруг БФПГ, возможно, были многочисленные стечения обстоятельств, которыми в своих интересах воспользовались определенные лица. Через некоторое время после убийства Капыша и после того, как БФПГ возглавил Виталий Рюзин, между руководством БФПГ и «Петербургской топливной компанией» (ПТК) начались интенсивные переговоры о сотрудничестве. Инициатором слияния был Барсуков (Кумарин), в определенных кругах известный еще и как один из лидеров «тамбовской» ОПГ. Но когда появились основания предполагать, что Барсуков и Рюзин договорятся, последнему пришло анонимное послание. Автор «анонимки», коим, скорее всего, являлся еще один авторитетный питерский бизнесмен и извечный соперник Барсукова Константин Яковлев (Костя Могила), предупреждал Рюзина, чтобы тот «был осторожнее в выборе друзей», а также сообщал, что в ближайшее время будет убит депутат Законодательного собрания Петербурга Виктор Новоселов. И 20 октября 1999-го года «заказ» на Новоселова был исполнен. На самом деле одной из сверхзадач громкого заказного убийства депутата было установление контроля над БФПГ со стороны Кости Могилы, что ему практически удалось. А двойная игра (в интересах «ЛУКОЙЛ») Сергея Иванова не увенчалась успехом, поскольку 22 апреля 2000 года, около 15 часов ему позвонил неизвестный на мобильный телефон и сообщил, что в его автомобиль заложено взрывное устройство. После проверки сигнала в багажнике «Линкольна» начальника «юридического управления» БФПГ и бывшего кандидата на пост губернатора Петербурга действительно было найдено радиоуправляемое взрывное устройство с 800 гр. тротилосодержащего вещества. Иванову пришлось умерить свои амбиции. До поры до времени. (продолжение следует) Обсудить материал в форуме
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |