Органы следствия уверены, что при ремонте кораблей Северного флота расхищаются огромные средства, сообщает издание «Невское Время».
В Мурманске представители правоохранительных органов объявили о возбуждении сразу трёх уголовных дел, связанных с аферами при ремонте кораблей Северного флота. На заводах, в свою очередь, говорят, что нормальному проведению работ мешают проблемы, накопившиеся в этой сфере. Причём решить их за короткий срок невозможно и необходимо менять всю государственную политику в судоремонтной отрасли.
Каких только поводов для проверок не давали в последнее время судоремонтные предприятия! Заполярные следователи говорят, что количество материалов, на основании которых начались расследования, в последние два-три года увеличилось в разы. Впрочем, сложности в отрасли были и до этого, потому что сама процедура выполнения государственных контрактов Министерства обороны многоступенчата и трудно поддаётся контролю. Тем более что в сопроводительных бумагах можно написать что угодно. Поэтому даже сотрудникам правоохранительных органов трудно понять, где злой умысел, где обычное разгильдяйство, а где патовое положение, несмотря на все усилия судоремонтников.
Одной из самых громких новостей, связанных с махинациями при судоремонте, стала история с якорем авианосца «Адмирал Кузнецов». Военные прокуроры заявили, что якорь, установленный на флагмане Северного флота, ржавый и контрафактный. По их данным, он был поставлен на завод из Китая через Польшу и Голландию. На 35-м заводе, где происходил ремонт авианосца, с сообщением правоохранительных органов не согласились. Разбирательства длятся до сих пор. В середине ноября прокуроры снова вернулись к теме «Адмирала Кузнецова».
– На авианосце было установлено пиратского оборудования на сумму в 5,5 миллиона рублей, – рассказал прокурор отдела областной прокуратуры Максим Давыдов. – Такая же ситуация выявлена на малом противолодочном корабле «Брест» и КИЛ-146.
В частности, на одном из морских самоходных плавучих кранов вместо новых были установлены старые осушительный насос и воздушный компрессор.
– После обнаружения этих нарушений возникла необходимость ревизии и дополнительного ремонта, – добавляет начальник отдела УБЭПиК УМВД по Мурманской области Алексей Кайгородов. – Пришлось ещё потратить бюджетные средства.
Схема махинации: «Элементарно, Ватсон!»
Для всего оборудования, которое меняют судоремонтники, существует государственный стандарт. Документы оформляются, словно по ним приобретена новая деталь или оборудование. На самом деле она уже бывшая в употреблении или ремонтировавшаяся. Чтобы разница не была заметна, оборудование просто перекрашивается. А разница в стоимости нового и бэушного оборудования кладётся в карман. Причём иногда выручка составляет миллионы рублей.
У судоремонтников своя правда. Они объясняют, что фактически им неоткуда взять детали, поэтому крутятся как могут. Ведь большинство предприятий, производящих оборудование для военных кораблей, почило в бозе ещё в 1990-е. Оставшиеся же занимаются чем угодно, кроме декларируемой деятельности. Конечно, детали можно купить и в других странах, но только стоить они будут намного больше, чем предусмотрено оборонзаказом.
Пока полицейские следователи возбудили по фактам, выявленным на 35-м заводе, уголовные дела по статье «злоупотребление должностными полномочиями», а также «мошенничество». Причём фигурант последнего пока не установлен. Однако правоохранители считают, что кто-то из руководителей 35-го завода завысил цены в договорах и сметах на 18 миллионов рублей. Сейчас следователи пытаются выяснить личность расхитителя и куда делись средства.
Вторым предприятием, частенько оказывающимся в последнее время в центре скандалов, является судоремонтный завод «Нерпа». На этот раз в правоохранительных органах уверены, что на производстве незаконно увеличили сумму оборонзаказа на 160 миллионов рублей. Также, по словам следователей, судоремонтники затянули работы. По договорённости они должны были быть завершены ещё три года назад. При этом указанные в госконтракте средства предприятие давно получило.
– По версии следствия, действия предприятия подорвали обороноспособность нашего государства, – продолжает Максим Давыдов. – Работы недостаточного качества были проведены на большом морском сухогрузе «Яуза». Возбуждено уголовное дело по статье «злоупотребление должностными полномочиями».
По данным правоохранительных органов, предварительная сумма ущерба составляет 415 миллионов рублей.
«Ошибочка вышла, гражданин начальник!..»
У руководства этого завода также иное мнение о происходящем. Местные начальники вообще крайне удивлены заявлениями, сделанными следователями и прокуратурой.
– На предприятие не поступали документы, указывающие, что в отношении нас ведётся расследование, – говорит директор «Нерпы» Аркадий Оганян. – Но если к нам будут предъявлены какие-то претензии, то мы готовы ответить правоохранительным органам.
На заводе объясняют, что на модернизацию корабля ушло много времени и сил. Это связано с тем, что «Яузу» строили ещё в 70-х годах прошлого века.
– Осталась лишь коробка, которую пришлось целиком наполнять! – подчёркивают на заводе. – Причём делали всё буквально с нуля, поскольку Министерство обороны не смогло предоставить нам ни технической, ни проектной документации на сухогруз.
Проект модернизации пришлось разрабатывать в специальном конструкторском бюро в Нижнем Новгороде.
– К концу года корабль выйдет в море, – тем временем обещают на заводе. – Сейчас судно проходит швартовые испытания, проверяются корабельные системы и оборудование.
Претензии со стороны правоохранительных органов на предприятии объясняют сложностью госконтракта, где много пунктов, которые можно трактовать по-разному. Причём некоторые работники завода считают, что просто кому-то выгодно найти проблемы на предприятии, где только недавно всё наладилось. Есть версия, что речь идёт о попытке рейдерского захвата.
Однако правоохранительные органы уверены, что деньги действительно уходят налево. Но вот доказать это трудно. Самый распространённый способ хищения – завышение в документах стоимости услуг и заключение фиктивных договоров с фирмами-однодневками. Затем деньги выводятся через них и обналичиваются.
– На каждом оборонном заказе работает не один подрядчик, – говорят силовики. – Зачастую деньги похищаются ими.
Предварительный ущерб по последним уголовным делам составил 450 миллионов рублей.
Уголовных дел возбуждено много, но до суда они доходят с трудом. Необходимо слишком много экспертиз, и зачастую специалистов для них собирают со всей страны.
«Что документы поддельные, мы узнали от прокуратуры»
До сих пор продолжается расследование уголовного дела, связанного с ремонтом на 35-м заводе большого десантного корабля «Александр Отраковский». Его ведут сотрудники Северо-Западного следственного управления на транспорте.
Они считают, что, пока корабль находился в доке, было приобретено 11 единиц донно-забортной арматуры на средства госконтракта. Однако командир корабля обнаружил, что к ней не было сопроводительных документов, а также ему показалась сомнительной маркировка. Он пришёл к выводу, что оборудование уже было в употреблении, и запретил его устанавливать.
Специалисты завода предоставили в Минобороны копии сопроводительных документов, что аппаратура произведена в Польше и закуплена через ряд коммерческих фирм. В итоге оборудование всё-таки установили. Но следствие заявило, что документы, предоставленные заводом, поддельные. Оборудование не производилось в Польше и не пересекало границу Таможенного союза.
– Ущерб, причинённый государству, превысил 450 тысяч рублей, – сообщили в Северо-Западном следственном управлении на транспорте. – Вред нанесён и боеготовности Северного флота.
На заводе свою вину отрицают. Руководство предприятия говорит, что арматура прошла все необходимые испытания.
– То, что документы поддельные, мы узнали от представителей прокуратуры, – рассказал директор завода Александр Мальцев.
Мальцев отметил, что к сертификатам на арматуру, представленным фирмой-посредником, у заводских специалистов вопросов не возникло: «Фирма-посредник уже вернула нам предоплату за арматуру. Мы намерены пригласить представителей польской фирмы-производителя на завод, чтобы они подтвердили технически исправное состояние и надлежащее качество установленных комплектующих».