В Эрмитаже представлена экспозиция редких книг и рукописей XI-XX веков
Сегодня, 17 декабря в Государственном Эрмитаже открывается выставка «Музеум книги». Экспозиция, разместившаяся в Ротонде и Арапском зале Зимнего дворца, посвящена двум знаменательным датам: в этом году исполнилось 150 лет Новому Эрмитажу и 240 лет Научной библиотеке Эрмитажа.
Основная идея выставки — проследить преемственность традиций книжного искусства и их развитие в наши дни. История эрмитажной библиотеки началась летом 1762 года, когда Екатерина II подписала указ об учреждении должности библиотекаря для своего книжного собрания. В 1852 году в здании Нового Эрмитажа открылся императорский музей, на первом этаже которого в шести залах разместились книжные коллекции русских императоров и книги эрмитажной иностранной библиотеки. В 1861 году часть экспонатов «Музеума книги» — рукописи и библиотека Вольтера — были переданы в Императорскую публичную библиотеку. Основная книжная коллекция осталась в Эрмитаже, постепенно приобретая статус музейной библиотеки. В течение 240 лет библиотека Эрмитажа всегда следовала традиции не только собирать и изучать, но экспонировать редчайшие книжные памятники.
Выставка «Музеум книги» представляет 150 наиболее интересных книг и рукописей XI-XX веков, хранящихся в фондах библиотеки Эрмитажа. Это лучшие образцы оформления и иллюстрирования рукописей и изданий, издательского, типографского и переплетного искусства. Экспозиция делится на три основных раздела: европейские, восточные и русские книги, каждый из которых построен по хронологическому принципу.
Самые ранние рукописи, хранящиеся в Научной библиотеке, и представленные на выставке — сочинение Цицерона «О дружбе» XI века на латыни и «Хроника Георгия Амартола» XIV века на русском языке. Рядом с европейскими рукописями размещены инкунабулы — ранние первопечатные книги XV века: два инкунабула, а также сочинение Кёлера «О Вакхе» и «Подражание Христу» Фомы Кемпийского. Представлены также произведения основных типографско-издательских династий XVI-XVII веков — Альдов (Венеция), Платентов и Эльзевиров (Голландия). Прекрасные образцы французских переплетов, факсимильные издания средневековых рукописей и воспроизведения классических переплетов знакомят с европейскими мастерами книжного дела XVIII-XX века.
О первых печатных книгах в России XVI века дают представление работы Ивана Федорова, например, его «Апостол» — первая, точно датированная московская печатная книга. Памятники кириллической печати XVII века расположены рядом с изданиями гражданского шрифта, введенного Петром I в начале XVIII века.
Особое внимание уделено изданиям Библий и Коранов — богослужебных книг двух крупнейших мировых религий — христианства и ислама. Отдельно экспонируется памятник китайской ксилографии и книжного искусства XVIII века. На выставке демонстрируются замечательные образцы библиофильской книги европейских и русских мастеров XIX-XX веков: роман Томаса Мэлори «Смерть Артура» и трагедия Оскара Уайлда «Саломея» с великолепными иллюстрациями Бёрдсли, «Азбука в картинках» Александра Бенуа, книги-сказки с иллюстрациями Ивана Билибина. Среди авторских книг русских и западных художников выделяются «Пантагрюэль» Франсуа Рабле с ксилографиями Андре Дерена, дидактическая поэма Вергилия «Георгики» с иллюстрациями Аристида Майоля, современные рукотворные книги, выпущенные издательством «Редкая книга из Санкт-Петербурга», а также книга мастера графики малых форм Нины Казимовой — «Максимилиан Волошин. Париж».
Завершают экспозицию современные издания об Эрмитаже и его коллекциях, каталоги временных выставок. Выставка продлится до 2 марта.