Экспозиция европейских витражей XV-XVII веков представлена в Большом соборе Зимнего дворца
В Большом соборе Зимнего Дворца открылась выставка «Какое красок дивное соцветье. Западноевропейские витражи и проектные рисунки к витражам XV-XVII веков из собрания Государственного Эрмитажа». В экспозицию вошли работы немецких, швейцарских, французских и нидерландских мастеров. Тридцать два миниатюрных изображения — примерно десятая часть эрмитажной коллекции — показывают мини-ретроспективу развития витражного искусства.
Витражи стали доступными для специалистов и ценителей средневекового искусства после долгой работы сотрудников лаборатории по реставрации витражей Эрмитажа. По словам главной хранительницы коллекции Елены Шликевич, «современные реставраторы отдают дань истории, ставя своей задачей восстановление яркости красок и утраченных фрагментов витражей, по возможности избегая «новоделов». «Пусть время hi-fi отдает предпочтение незамысловатым строгим формам и лаконичным рисункам, а технологии ушли далеко вперед, цветовые изыски средневековых мастеров не исчерпаны, и есть чему поучиться», — отметила она.
Для ранних витражей, набранных из цветных стекол, спаянных при помощи свинцовых жилок, характерны религиозные сюжеты и простота форм. В представленной экспозиции к ним относится немецкий витраж первой половины XV века с изображением Святого Георгия. Более поздние экспонаты, например, «Фортуна — Щитодержательница» швейцарского мастера Никлауса Вирт фон Виля, отличают щедрая, многоплановая роспись, соединение различных приемов витражной техники и тяготение к светским сюжетам и военной символике.
В экспозицию также вошли тонко выписанные пером и тушью подготовительные рисунки к витражам. По признанию специалистов, шедевром эрмитажного собрания является единственный сохранившийся до наших времен фрагмент подготовительного картона для витража «Мадонна с младенцем», исполненный Альбрехтом Дюрером для церкви в Нюрнберге.
Все экспонаты в разное время приобретались музеем на аукционах и поступали по завещаниям. В частности, 100 работ оставил российский император Николай I, еще 20 в 1840 году завещал Эрмитажу Василий Татищев.