А.Маркова вопрошает, насколько богаты субъекты РФ, чтобы «бросаться» такими руководителями, как В.Яковлев
«Уважаемые господа!
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении N 12-П от 09.07.2002 сформулировал правовую позицию, которая заключается в следующем. Органы государственной власти и должностные лица становятся носителями государственной власти в результате свободных выборов, причем право на осуществление властных полномочий предоставляется только на определенный срок (срок легислатуры).
Данный вывод основывается на положениях Конституции Российской Федерации, ее статей 3, 32 и 81. Кроме того, данный подход соответствует принятым Российской Федерацией обязательствам, предусмотренным Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Статья 3 Протокола N1 к указанной Конвенции обязывает ее участников проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа.
Учитывая положения статьи 77 Конституции Российской Федерации данный принцип должен применяться и при установлении системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, т.е. формирование и функционирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации должно основываться на принципах выборности и сменяемости. В Конституции Российской Федерации данный принцип реализуется в статье 81, согласно которой одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Данное правило позволяет защитить от искажения демократическую природу конституционного строя Российской Федерации.
Выборность, сменяемость и иные условия избрания на должность высшего должностного лица Российской Федерации определяют специальный конституционно-правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
В целях восполнения пробела в правовом регулировании, существовавшем до 1999 года, субъекты Российской Федерации сами определяли сроки полномочий и формы ротации высших должностных лиц. Указанное ограничение не может рассматриваться как ограничение прав граждан, нарушающее статью 55 Конституции Российской Федерации.
В то же время, при оценке того или иного явления необходимо учитывать реальную социально-экономическую ситуацию в стране в целом и в субъекте Российской Федерации - Санкт-Петербурге, в частности.
Оценки указанной ситуации сходятся в одном - положение в стране и в городе требует энергичных и последовательных действий, направленных на его улучшение.
В этой связи особенно остро встает вопрос о преемственности власти. Самые полезные долгосрочные проекты и программы обречены на провал, если они не будут поддержаны при смене власти. Однако в случае прихода нового руководителя города или региона в качестве первого шага, как правило, все начинания и дела предшественника объявляются несовершенными, неэффективными. В результате значительные ресурсы и время оказываются потраченными впустую. Достаточно ли богата Россия и ее субъекты, что бы позволить себе подобные эксперименты? Представляется, что нет. Принимая решения, влекущие указанные проблемы, необходимо следовать не только букве закона, но и его духу. Сохранение власти - это не самоцель, а условие реализации прав и свобод человека и гражданина, которые согласно статье 18 Конституции Российской Федерации определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга, председатель Административного комитета А.Б. Маркова».