Минобороны Сербии признало факт поставки 3500 ракет для украинских установок «Град», отметив, что поставить боеприпасы Киеву Белград вынудило руководство Евросоюза, гарантировав, что ракеты не используют против России. Взамен Белграду европейцы разморозили кредитную линию на строительство железной дороги (правда, как отмечают эксперты, выделенные ЕС средства покроют лишь четвёртую часть строительства, а остальные деньги сербам придётся клянчить где-то в другом месте – например, в Москве).
История этого предательства имеет, таким образом, свою цену. На строительство железнодорожного полотна из Белграда в Ниш президент Вучич выручил от ЕС 610 миллионов евро. То есть, именно этой суммой Европа «стимулировала» поставку сербских 122-миллиметровых снарядов М-21 для «Градов», переданных компанией «Крушик» украинским военным. Что же, Вучич, похоже, не прогадал, ведь 610 миллионов – не каких-то там тридцать сребреников. Есть, правда, нюансы. Три с половиной тысячи ракет – это лишь поставки за 4 и 6 февраля. А были и другие. Разобраться, сколько именно снарядов «Крушик» отгрузил канадской посреднической фирме JNJ Export Import, пока не представляется возможным, но речь может идти о десятках тысяч боеприпасов. Россия поставляла их Сербии, а Сербия передала Украине. Вопрос, зачем канадцам российские ракеты для российских «Градов», в Белграде никого в тупик не поставил.
Тут есть ещё занятный нюанс – из Сербии снаряды были направлены не в Канаду, а почему-то в Турцию. Приняла груз турецкая фирма Arca Savunma Sanayi Ticaret. И вот дальнейший маршрут хорошо бы прояснить. Вроде бы груз из Турции прибыл на Украину через Словакию. Но есть и другие данные – боеприпасы из Турции морем (!) были доставлены в Одессу. «Зерновой транзит»?
Справедливости ради отметим, что поставками Украине ресурсов для войны с Россией промышляют не только сербские «братушки», но и болгарские. В конце января в германском издании Die Welt вышел материал «Страна, которая тайно спасла Украину». В нём сообщалось, что до 40 процентов потребностей ВСУ в солярке якобы покрывает Болгария – прямиком с НПЗ «Лукойл Нефтохим Бургас». Одна из беднейших стран Европы стала основным поставщиком дизельного топлива для ВСУ. И снова – в рамках «зерновой сделки»? Как известно, с 5 декабря страны G7 и ЕС ввели запрет на морские перевозки российской нефти. Но ничего не говорилось о том, что для Болгарии будет сделано исключение! А болгарская газета «Капитал» утверждает, будто ответный запрет на экспорт российской нефти в страны, принявшие потолок цен на российскую нефть в размере 60 долларов за баррель, почему-то не коснулся НПЗ в Бургасе. Чудеса, да и только.