Размах капитального ремонта мостовых, обещанный московскими градоначальниками в период очередного финансового кризиса, впечатляет: внутри Садового кольца установят гранитные бордюры — «так, как исторически было», а за его пределами — новые бетонные, цитирует Бирюкова Интерфакс. «За последние 20 с лишним лет мы бордюры в городе практически не меняли, поэтому такое неприглядное состояние даже при отремонтированном асфальте имели и тротуары, и дороги», — аргументирует чиновник.
Общая протяженность улиц, проездов и набережных Москвы, по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы, на конец 2013 года составляла 5 860 км (до расширения Москвы — 4 416 км). Поскольку бордюр обрамляет улицу с обеих сторон, этот показатель надо умножить на два — именно так прикидывают фронт работ компании, занимающиеся благоустройством, только за основу берут длину конкретных улиц.
Бетонный бордюр вместе с установкой в Москве, по данным компаний, которые занимаются дорожными работами, стоит примерно 600–700 руб. за погонный метр («РоссДор» — 600 руб., «Дан-Строй-Мск» — 640 руб., «ГлавСтройМонтаж», «НерудГруп» — 700 руб.). Дополнительно надо посчитать демонтаж старых бордюров и погрузку, подчеркивает Ирицян. В «НерудГруп» эти работы оценивают в 150 руб. за метр, в «Дан-Строй-Мск» — в 130 руб.
Еще одна статья расходов — вывоз и утилизация, которая обойдется заказчику в 27,5 руб. за погонный или 550 руб. за кубический метр (кубический метр — это 20 бордюров высотой 30 см, шириной 15 см и длиной 1 метр).
Также во время работ может быть поврежден асфальт, газон или тротуарная плитка на прилегающей территории, добавляют строители, однако эти траты сложно просчитать.
Таким образом, исходя из всех возможных затрат, установка одного метра бетонного бордюра может стоить 857,5 руб. Тогда на все столичные улицы может потребоваться около 10 млрд руб., если Петр Бирюков имел в виду и Новую Москву, и 7,6 млрд руб. без учета присоединенных территорий.
Посчитать, во сколько обойдется стоимость гранитных бордюров внутри Садового кольца, оказалось проблематично: информации о том, какие именно улицы окантуют гранитом, и какова их протяженность, пока нет. По данным поставщиков стройматериалов, гранитные бордюры как минимум вдвое дороже бетонных, но разброс цен у различных поставщиков на гранит и его укладку гораздо шире.
То есть бордюры для Садового кольца, длина которого составляет 15 км, будут стоить 56 млн руб., а, например, для Тверской улицы, протяженностью 1,6 км — около 6 млн руб. Протяженность нескольких десятков крупнейших центральных улиц вместе с Садовым, но без переулков и набережных, по расчетам РБК, составляет порядка 100 км. Получается, что за гранитные бордюры только для них придется доплатить еще 200 млн руб.
Получается, что замена бордюров обойдется городу дороже, чем укладка тротуаров плитки, инициированная Сергеем Собяниным после назначения его мэром Москвы. В 2011 году потратили 2 млрд руб., а общая стоимость проекта,
по данным «Ведомостей», оценивалась в сумму до 4 млрд руб. В 2012 году РИА Новости опубликовало
информацию со ссылкой на источник в правительстве о том, что эти расходы сократят, и тротуары снова будут асфальтировать, но затем тот же
Бирюков опроверг эти слухи. «… Правительство Москвы на комфорте москвичей не экономит», — заявил тогда он.
Откуда правительство возьмет деньги на новые бордюры, и кто будет их устанавливать, пока неизвестно. До сих пор аналогичные проекты вел столичный департамент ЖКХ и благоустройства. В этом году, как следует из бюджета Москвы, на автомобильные дороги и улично-дорожную сеть (в том числе на ремонт и разметку дорог) он собирается потратить 39 млрд руб. Как пояснили РБК в пресс-службе ведомства, бордюры не входят в их компетенцию: ими займется департамент капитального ремонта, который, в свою очередь, не ответил на запрос РБК.
Директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС Ирина Ирбитская удивлена, что на такой проект нашлись деньги, потому что плохие бордюры — далеко не главный источник жалоб москвичей. «В городе есть масса проблем поважнее, которые требуют немедленного решения: беда с инженерными коммуникациями — водопроводом, электричеством, канализацией, из-за этого часто случаются аварии, — перечисляет она. — В Москве недостаточно пешеходных переходов, и жителям приходится делать большие крюки, чтобы перейти улицу. Бордюры могли бы подождать».
Как известно, в свое время в Тюмени бывшая жена Собянина получила в народе кличку «Ира-бордюр», поскольку дорожно-строительная фирма Ирины установила в городе дорогущие мраморные бордюры. Поэтому авторство идеи "подновить" в Москве бордюры на миллиарды бюджетных рублей и двух мнений не вызывает. Ничего нового не будет. История повторяется до смешного.