Глава Карелии Александр Худилайнен отчитался, что на встрече с Президентом России Владимиром Путиным он заявил и даже получил предварительную поддержку развития в Пудожском районе гигантского экономического комплекса.
В перспективе это может быть нечто вроде Костомукшского ГОКа, пояснил глава региона на встрече с журналистами после своей поездки в Москву.
Таким образом, идея «Пудожской Ривьеры», которой скандально прославился прошлый глава региона, оказалась реанимирована – и это несмотря на то, что сразу после вступления в должность новый губернатор комментировал проект с нескрываемым раздражением.
То ли Худилайнен наконец-то разглядел в идее пудожского мегапроекта некое рациональное зерно, то ли вмешались иные соображения, о которых можно лишь догадываться.
Напомним предысторию: 11 марта на встрече с Путиным Нелидов доложил о планах по развитию Пудожского района:
- …Его смысл (проекта «Пудожская Ривьера») заключается в следующем – есть в Республике Карелия медвежий угол Пудожский район, - пояснил тогдашний глава Карелии. - В нем нет ни энергетики, ни производств, ни работы, ничего, но живут люди, и есть лес.- По проекту предполагается строительство двух лесопильных заводов: один – по листве, один – по хвое. - А самое главное – сердцем этого всего является энергетическая установка, работающая на отходах лесозаготовок, которая производит электричество и вырабатывает тепло. Тепло идет на поселок, а электричество дает возможность развивать бизнес.
Звучало все это крайне здраво и оптимистично. Инвестиции в проект должны были составить почти 14 миллиардов рублей. Источники появления этих средств, впрочем, не уточнялись, но судя по активному проталкиванию проекта на федеральном уровне, как минимум часть этих денег должны была прийти из бюджета.
Уже тогда к этому проекту возникло множество вопросов, а когда Нелидова отправили в «добровольную отставку», то его сменщик, Александр Худилайнен не стал стесняться в комментариях по поводу этого мега-начинания:
- Мы проведем аудит. Сегодня видно, что это не является хорошим проектом для того, чтобы загрузить какие-то мощности, получить рабочие места в том же Пудожском районе. Я изучил документы по «Пудожской ривьере» - там понятно, что это не инвестиционный проект, грубее не буду говорить. Это проект, направленный на зарабатывание денег не для Республики Карелия, - заявил тогда Худилайнен.
О том, кто и как мог «зарабатывать» на Пудожской Ривьере нам рассказал руководитель природоохранной организации «СПОК» Александр Марковский:
- Для тех людей, которые профессионально работают с лесом, ситуация была очевидна. Я, конечно, не могу ничего утверждать, тем более, что проект не начал реализовываться, но по аналогии можно кое-что предполагать. Подобные лесные мегапроекты очень часто запускаются только для того, чтобы так или иначе вытянуть бюджетные деньги. Идут они трудно, с большим скрипом, а на выходе получается – пшик.
Способов освоения бюджетных миллионов, а при некотором везении (если взять в «долю» крупных федеральных чиновников), то и миллиардов, - не так уж мало. Типично, к примеру, проведение целого ряда работ, выполнение которых никто проконтролировать не сможет.
Например, обустройство временных, лесных дорог – что мешает отчитаться за строительство десятка дорог для лесовозов, на практике построив 2-3, и слегка очистив еще парочку уже существующих, завысив при этом стоимость работ раза в два?
Либо – получение и освоение средств на лесовосстановление. Либо – подготовка большого количества документации, разнообразных проектных обоснований, экспертиз и прочего бумажного хлама, который обходится бюджету в миллионы, выполняется, по отчетам, кучей разных контор, а на практике пишется парой человек, в свободной от основной работы время.
И это – только самые очевидные, бесхитростные схемы.
А ведь можно еще «крутить» с подрядчиками, раздавая контракты приближенным фирмам, или фирмам, которые являются фактическими подразделениями головной конторы. Да мало ли способов официального «освоения» (а, по сути, расхищения) государственных средств выдумают светлые головы наших чиновников?
С учетом того, что у лесоохраны в Карелии нет, по сути, серьезного аппарата по контролю за происходящем в лесу, тем более, в «медвежьих углах».
- Что реально могут сделать полтора землекопа, как они это всё на практике проверят?, - риторически вопрошает Марковский.
Конечно, нельзя утверждать, что именно это и планировалось осуществить в Пудоже.
Возможно, там-то как раз всё было бы кристально чисто, а район получил бы и инвестиции, и развитие.
Ведь сменил же гнев на милость Худилайнен, который сначала взирал на этот мега-проект крайне критически, рассуждая, видимо, примерно так, как и автор этой публикации.
Потому что происходившее на прошлой неделе в Москве, на приёме у того же Путина, вызвало ощущение стойкого «дежа-вю».
Одной из центральных тем обсуждения, по словам Александра Худилайнена, стала «перспектива реализации в республике проекта по освоению уникальных залежей полезных ископаемых в Пудожском и Медвежьегорском районах, который может стать мощным импульсом для развития карельской экономики».
- Самое главное – удалось убедить Владимира Владимировича включить в план работы правительства России на первое полугодие 2013 года заслушивание возможностей и перспектив использования Пудожского мегапроекта. На территории Пудожского и Медвежьегорского районов располагаются уникальные залежи полезных ископаемых. По оценке на сегодняшний день – это более 6 миллиардов тонн. Это очень большая работа и по подготовке, и по реализации. Она займет не один, не два и даже не пять лет, но это очень мощная перспектива для Карелии. Эта та стратегическая цель и то направление, которое может через определенное время изменить жизнь в Карелии. Но для того, чтобы это случилось, надо много работать, - подчеркнул Александр Худилайнен.
То бишь, Пудожский мега-проект реанимировали, хотя и сменили ориентиры – теперь вместо глубокой лесопереработки мы будем заниматься освоением полезных ископаемых. Впрочем, источник денежных поступлений, видимо, предполагается тот же: государственный бюджет.
Кстати, пресс-служба не уточнила – отреагировал ли как-то Путин на уже знакомое ему название «Пудож». Впрочем, вероятно для главы государства все эти провинциальные городки и посёлки давно уже слились в единый «медвежий угол».
Будем справедливы. На данный момент Худилайнен ни разу не дал повод заподозрить себя в излишней личной корыстности – ни скандалов с дорогими иномарками, ни пентхауза в элитном доме, ни дебаркадера у причала.
Наверное, новый губернатор действительно искренне заботится о благе Карелии, и, вероятно, таки рассмотрел в Пудожском проекте какое-то рациональное зерно. В любом случае, развивать район, который просто-напросто вымирает прямо на наших глазах, все-таки надо. Просто – обжегшись на молоке, дуют и на воду.
Попав впросак с «Ривьерой», сомнению подвергаем и «мегапроект». Не хотелось бы, чтобы грандиозный размах окончился всего лишь очередным «освоением бюджетных средств».