Легендарный крейсер «Аврора» не вписался в юбилейный фарватер
100-летие единственного сохранившегося российского корабля-участника Цусимского сражения несправедливо осталось в тени 300-летнего Юбилея Петербурга. А ведь этот легендарный крейсер почти всей своей судьбой неразрывно связан с городом на Неве...
Для любого корабля самыми важными считаются три даты. Во-первых, день закладки: для «Авроры» это 23 мая 1897 года; место рождения — верфь «Новое Адмиралтейство» (ныне — «Адмиралтейское объединение»), Санкт-Петербург. Постройка корабля обошлась тогда казне в 6400 рублей.
Во-вторых, дата спуска корабля на воду: в нашем случае — 11 мая 1900 года (по старому стилю). После этого будущий крейсер «Аврора» в течение трех лет стоит на воде, где его достраивают.
И третья значимая для «Авроры» дата — 16 июля 1903 года — день вступления крейсера в строй боевых кораблей российского флота. Таким образом, в 2003 году «Аврора» будет праздновать 100-летие своей службы Отечеству.
Есть у этого единственного в своем роде корабля и другие памятные даты, одна из которых также в этом месяце — 14 мая (по старому стилю) 1905 года «Аврора» участвовала в печально завершившемся для России Цусимском сражении во время русско-японской войны. Как рассказал старший научный сотрудник филиала Центрального военно-морского музея на крейсере «Аврора» Георгий Авраамов, с 26 июля 1992 года на корме «Авроры» вновь красуется Андреевский флаг. Под таким же стягом корабль шёл в свой первый бой...
1 октября 1998 года крейсер-музей был удостоен звания Лауреата «Золотой книги Санкт-Петербурга». 5 ноября того же года был восстановлен иконостас когда-то существовавшей корабельной церкви, где отпевали погибших моряков перед их захоронением в море. 26 июня 2002 года крейсеру вручена эмблема члена Международной ассоциации исторических кораблей.
«Аврора» участвовала в русско-японской, Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войнах и двух революциях 1917 года. После полученных 30 сентября 1941 года 1300 пробоин от вражеских артиллерийских снарядов крейсер был посажен на грунт в Ораниенбаумской гавани.
В 1945-1947 годах «Аврора» прошла капитальный ремонт, в ходе которого внешний вид корабля был реконструирован по состоянию на 1917 год: установили соответствующие орудия, корабельные щиты для которых были выполнены по рисункам ветеранов-авроровцев. Подводная часть корпуса корабля была сделана водонепроницаемой при помощи бетонной «рубашки», а внутренние помещения переоборудованы для жизни и службы курсантов и преподавателей.
Энергетическую установку сняли, за исключением двух котлов для отопления и средней паровой машины, оставленной в качестве учебного пособия. Были восстановлены надстройки, в том числе полностью заменены дымовые трубы. Позже подводная часть корпуса была признана неремонтопригодной; ее отрезали, заменив новой, а старая конструкция сейчас используется для основания мола в Усть-Лужском порту.
В настоящее время на корабле, помимо научных сотрудников музея, служит команда из 6 офицеров, 12 мичманов и 42 матросов.
Корабельный музей на «Авроре» был открыт в 1956 году. С тех пор его посетило 29 миллионов человек, здесь побывали официальные делегации из 162 стран мира. Обычно экскурсия включает в себя осмотр машинного отделения, собственно музея, знаменитого носового орудия; высоким делегациям показывают и боевую рубку корабля. В экскурсию включена вся столетняя история крейсера, и рассказывается она, по словам Георгия Авраамова, «объективно, без личных оценок, на фоне истории страны».
Все официальные делегации дарят «Авроре» подарки. В музее хранится и эмблема НАТО, и герб королевства Таиланд, подаренный наследным принцем, и медаль от французских летчиков эскадрильи «Нормандия-Неман».
В этом году 26 апреля на «Авроре» был экипаж шведского фрегата, и командир 3-й бригады надводных кораблей ВМС Швеции преподнес крейсеру эмблему этого соединения.
Музей посещает множество российских туристов, особенно летом. Среди иностранцев же чаще попадаются немцы, американцы, англичане, французы... Но больше всего китайцев: «Они считают, что в Китае всё самое хорошее началось с выстрела «Авроры», — говорит Г. Авраамов.
Во времена школьных каникул и официальных праздников в день на «Авроре» бывает около 10 тыс. человек. В обычные будни — 2-2,5 тысячи. В прошлом году, например, «Аврору» увидели 481 тыс. 430 человек, сотрудники провели 1985 экскурсий, заработано 444 тыс. 253 рубля. Все деньги идут на счета Центрального военно-морского музея. При этом вход на «Аврору» свободный для всех, платные только экскурсии.
Как считает Георгий Авраамов, если брать с каждого посетителя исторического корабля за вход всего по 5 рублей, а экскурсии, наоборот, сделать бесплатными, «Аврора» зарабатывала бы по 2-2,5 млн. рублей в год.
Естественно, музей — бюджетная организация, так что прожить на оклад его сотрудникам невозможно, только вкупе с военной пенсией. Никаких современных средств связи, кроме телефона, на крейсере нет. «Мы отстали на целый выстрел «Авроры», — шутит ее старший научный сотрудник.
Ремонт экспонатов осуществляется на средства Центрального военно-морского музея. Оплата инженерных коммуникаций — за счет Министерства обороны, так как служащие на крейсере матросы подчиняются Ленинградской военно-морской базе. В музее работают 7 сотрудников, при этом научные работники одновременно являются экскурсоводами, занимаются архивными исследованиями, выставками, изданием брошюр.
В дни юбилея Петербурга крейсер-музей будет открыт, как и всегда в праздники. Уже несколько иностранных делегаций выразили желание посетить его, но официальных заявок пока не поступало.
К 300-летию города крейсер должны покрасить, как это делается практически каждый год, однако пока лишь натянули брезентовые обвесы. Для обновления «Авроры» нужно несколько тонн краски, а «мы не имеем средств к существованию», говорит Г. Авраамов. Об участии в юбилейных торжествах, о чествовании легендарного российского крейсера речи вообще не идет. И непонятно, коснется ли «Авроры» широко разрекламированный водный праздник в акватории Невы.
В июне сотрудники музея планируют устроить выставку «100-летие вступления в строй крейсера «Аврора», торжества по этому поводу намечаются и в масштабе Ленинградской военно-морской базы. Однако, ничего точного сотрудники музея пока не планируют — ждут, когда закончатся мероприятия, связанные с юбилеем города на Неве.
В связи с 300-летием перенесена даже дата ежегодной встречи на крейсере потомков участников Цусимского сражения — с 27 мая (день участия «Авроры» в Цусиме по новому стилю) на 14 мая (та же дата, но по старому стилю). Первая такая встреча состоялась в 1999 году по инициативе Георгия Авраамова.
Кстати, в память о том морском сражении существовала когда-то на территории Адмиралтейских верфей так называемая Цусимская церковь, она же «Спас-на-Водах». Ее открыли в 1911 году, а название храм получил оттого, что там поименно на мраморных досках были перечислены все погибшие в русско-японской войне. В 1932 году «Спас-на-Водах» разрушили, но сохранились некоторые фрески, которые передадут в построенную недавно на его месте часовню. Ее открытие планируется на 24 мая.
«Аврора», как единственный сохранившийся участник Цусимы, собирается подарить часовне картину «Крейсер «Дмитрий Донской» в Цусимском сражении».
...300-летие Петербурга, очевидно, слишком громкая дата, которая затмила вековой юбилей «Авроры». Тем более что многие по привычке и незнанию считают крейсер только «революционным» кораблём, до сих пор ассоциируя его лишь с одним известным выстрелом в октябре 1917-го. С другой стороны, «водные феерии» для исторической «Авроры» — какое-то несолидное мероприятие. И до июля, когда исполнится 100 лет службы крейсера, еще есть время вспомнить о нём и воздать должное...
Росбалт
11.05.2003