Лениградская Правда
24 NOVEMBER 2024, SUNDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Легендарный крейсер «Аврора» не вписался в юбилейный фарватер
11.05.2003 00:01
100-летие единственного сохранившегося российского корабля-участника Цусимского сражения несправедливо осталось в тени 300-летнего Юбилея Петербурга. А ведь этот легендарный крейсер почти всей своей судьбой неразрывно связан с городом на Неве... Для любого корабля самыми важными считаются три даты. Во-первых, день закладки: для «Авроры» это 23 мая 1897 года; место рождения — верфь «Новое Адмиралтейство» (ныне — «Адмиралтейское объединение»), Санкт-Петербург. Постройка корабля обошлась тогда казне в 6400 рублей. Во-вторых, дата спуска корабля на воду: в нашем случае — 11 мая 1900 года (по старому стилю). После этого будущий крейсер «Аврора» в течение трех лет стоит на воде, где его достраивают. И третья значимая для «Авроры» дата — 16 июля 1903 года — день вступления крейсера в строй боевых кораблей российского флота. Таким образом, в 2003 году «Аврора» будет праздновать 100-летие своей службы Отечеству. Есть у этого единственного в своем роде корабля и другие памятные даты, одна из которых также в этом месяце — 14 мая (по старому стилю) 1905 года «Аврора» участвовала в печально завершившемся для России Цусимском сражении во время русско-японской войны. Как рассказал старший научный сотрудник филиала Центрального военно-морского музея на крейсере «Аврора» Георгий Авраамов, с 26 июля 1992 года на корме «Авроры» вновь красуется Андреевский флаг. Под таким же стягом корабль шёл в свой первый бой... 1 октября 1998 года крейсер-музей был удостоен звания Лауреата «Золотой книги Санкт-Петербурга». 5 ноября того же года был восстановлен иконостас когда-то существовавшей корабельной церкви, где отпевали погибших моряков перед их захоронением в море. 26 июня 2002 года крейсеру вручена эмблема члена Международной ассоциации исторических кораблей. «Аврора» участвовала в русско-японской, Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войнах и двух революциях 1917 года. После полученных 30 сентября 1941 года 1300 пробоин от вражеских артиллерийских снарядов крейсер был посажен на грунт в Ораниенбаумской гавани. В 1945-1947 годах «Аврора» прошла капитальный ремонт, в ходе которого внешний вид корабля был реконструирован по состоянию на 1917 год: установили соответствующие орудия, корабельные щиты для которых были выполнены по рисункам ветеранов-авроровцев. Подводная часть корпуса корабля была сделана водонепроницаемой при помощи бетонной «рубашки», а внутренние помещения переоборудованы для жизни и службы курсантов и преподавателей. Энергетическую установку сняли, за исключением двух котлов для отопления и средней паровой машины, оставленной в качестве учебного пособия. Были восстановлены надстройки, в том числе полностью заменены дымовые трубы. Позже подводная часть корпуса была признана неремонтопригодной; ее отрезали, заменив новой, а старая конструкция сейчас используется для основания мола в Усть-Лужском порту. В настоящее время на корабле, помимо научных сотрудников музея, служит команда из 6 офицеров, 12 мичманов и 42 матросов. Корабельный музей на «Авроре» был открыт в 1956 году. С тех пор его посетило 29 миллионов человек, здесь побывали официальные делегации из 162 стран мира. Обычно экскурсия включает в себя осмотр машинного отделения, собственно музея, знаменитого носового орудия; высоким делегациям показывают и боевую рубку корабля. В экскурсию включена вся столетняя история крейсера, и рассказывается она, по словам Георгия Авраамова, «объективно, без личных оценок, на фоне истории страны». Все официальные делегации дарят «Авроре» подарки. В музее хранится и эмблема НАТО, и герб королевства Таиланд, подаренный наследным принцем, и медаль от французских летчиков эскадрильи «Нормандия-Неман». В этом году 26 апреля на «Авроре» был экипаж шведского фрегата, и командир 3-й бригады надводных кораблей ВМС Швеции преподнес крейсеру эмблему этого соединения. Музей посещает множество российских туристов, особенно летом. Среди иностранцев же чаще попадаются немцы, американцы, англичане, французы... Но больше всего китайцев: «Они считают, что в Китае всё самое хорошее началось с выстрела «Авроры», — говорит Г. Авраамов. Во времена школьных каникул и официальных праздников в день на «Авроре» бывает около 10 тыс. человек. В обычные будни — 2-2,5 тысячи. В прошлом году, например, «Аврору» увидели 481 тыс. 430 человек, сотрудники провели 1985 экскурсий, заработано 444 тыс. 253 рубля. Все деньги идут на счета Центрального военно-морского музея. При этом вход на «Аврору» свободный для всех, платные только экскурсии. Как считает Георгий Авраамов, если брать с каждого посетителя исторического корабля за вход всего по 5 рублей, а экскурсии, наоборот, сделать бесплатными, «Аврора» зарабатывала бы по 2-2,5 млн. рублей в год. Естественно, музей — бюджетная организация, так что прожить на оклад его сотрудникам невозможно, только вкупе с военной пенсией. Никаких современных средств связи, кроме телефона, на крейсере нет. «Мы отстали на целый выстрел «Авроры», — шутит ее старший научный сотрудник. Ремонт экспонатов осуществляется на средства Центрального военно-морского музея. Оплата инженерных коммуникаций — за счет Министерства обороны, так как служащие на крейсере матросы подчиняются Ленинградской военно-морской базе. В музее работают 7 сотрудников, при этом научные работники одновременно являются экскурсоводами, занимаются архивными исследованиями, выставками, изданием брошюр. В дни юбилея Петербурга крейсер-музей будет открыт, как и всегда в праздники. Уже несколько иностранных делегаций выразили желание посетить его, но официальных заявок пока не поступало. К 300-летию города крейсер должны покрасить, как это делается практически каждый год, однако пока лишь натянули брезентовые обвесы. Для обновления «Авроры» нужно несколько тонн краски, а «мы не имеем средств к существованию», говорит Г. Авраамов. Об участии в юбилейных торжествах, о чествовании легендарного российского крейсера речи вообще не идет. И непонятно, коснется ли «Авроры» широко разрекламированный водный праздник в акватории Невы. В июне сотрудники музея планируют устроить выставку «100-летие вступления в строй крейсера «Аврора», торжества по этому поводу намечаются и в масштабе Ленинградской военно-морской базы. Однако, ничего точного сотрудники музея пока не планируют — ждут, когда закончатся мероприятия, связанные с юбилеем города на Неве. В связи с 300-летием перенесена даже дата ежегодной встречи на крейсере потомков участников Цусимского сражения — с 27 мая (день участия «Авроры» в Цусиме по новому стилю) на 14 мая (та же дата, но по старому стилю). Первая такая встреча состоялась в 1999 году по инициативе Георгия Авраамова. Кстати, в память о том морском сражении существовала когда-то на территории Адмиралтейских верфей так называемая Цусимская церковь, она же «Спас-на-Водах». Ее открыли в 1911 году, а название храм получил оттого, что там поименно на мраморных досках были перечислены все погибшие в русско-японской войне. В 1932 году «Спас-на-Водах» разрушили, но сохранились некоторые фрески, которые передадут в построенную недавно на его месте часовню. Ее открытие планируется на 24 мая. «Аврора», как единственный сохранившийся участник Цусимы, собирается подарить часовне картину «Крейсер «Дмитрий Донской» в Цусимском сражении». ...300-летие Петербурга, очевидно, слишком громкая дата, которая затмила вековой юбилей «Авроры». Тем более что многие по привычке и незнанию считают крейсер только «революционным» кораблём, до сих пор ассоциируя его лишь с одним известным выстрелом в октябре 1917-го. С другой стороны, «водные феерии» для исторической «Авроры» — какое-то несолидное мероприятие. И до июля, когда исполнится 100 лет службы крейсера, еще есть время вспомнить о нём и воздать должное... Росбалт 11.05.2003


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru