По официальной версии забастовка петербургских лоцманов связана с постановлением правительство РФ №538 от 17 июля этого года "О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов". Первым пунктом этого документа стало предписание утвердить перечень негосударственных организаций, которым впредь разрешается осуществлять лоцманскую деятельность по проводу судов. Петербургского морского порта, крупнейшего в стране и имеющего самые большие доходы от деятельности лоцманов (здесь сосредоточено 110 высококвалифицированные специалисты по лоцманскому обслуживанию судов – это около одной трети всех морских лоцманов России), в этом списке не оказалось. И согласно пункту "три" вышеназванного постановления организациям, не вошедшим в список, разрешено осуществлять свою деятельность только до окончания лицензии (которая у Общества морских лоцманов Петербурга истекает 1 января 2002 года). Собственно, это обстоятельство, на первый взгляд, и заставило лоцманов сделать отчаянный шаг - добровольно отказаться от работы. Общеизвестно, что ежесуточно в морской порт "Санкт-Петербург" прибывает от 80 до сотни судов, и убыток лишь от одного дня забастовки должен был составить около 450 тысяч долларов. По мнению же наших источников, забастовка лоцманов в Петербурге была проплачена
Константином Яковлевым и его московскими партнерами с целью нанесения удара по семейству
Мирилашвили, чей бизнес связан с морскими поставками. В ближайшем окружении
Михаила Мирилашвили, находящегося под следствием и пребывающего в СИЗО, отмечают, что в последнее время кто-то пытается завладеть частью бизнеса МММ, связанного именно с Морским портом Санкт-Петербурга.