Официальный тренд на создание в России городских агломераций берёт своё начало в 2013 году — тогда была разработана «дорожная карта» по их развитию. В 2021 году создание агломераций планировалось в 37 субъектах РФ. По прогнозам вице-премьера Марата Хуснуллина, к 2030 году в агломерациях будет жить почти половина населения России. Глава Якутии Айсен Николаев год назад заявил, что урбанизацию и создание агломераций не остановить и указал, что в Якутске уже сосредоточено 35% населения республики.
Теперь к этой тенденции может присоединиться и Архангельск. Депутат архангельской гордумы Ростислав Васильев предложил объединить Архангельск с Новодвинском. Идея не нова — ещё в 2008 году предлагалось объединение Архангельска, Новодвинска и Северодвинска.
В социальном плане городские агломерации выгодны, прежде всего, малым городам, присоединяющимся к основному ядру — они включаются в единую социальную инфраструктурную сеть, в том числе, транспортную и коммунальную. Это тоже помогает оптимизировать издержки. Например, аграрные регионы вынуждены содержать разветвлённую сеть линий электропередач и сельских дорог. В компактных агломерациях эта нагрузка значительно ниже. Объединение Архангельска и Новодвинска может дать положительный эффект уже в краткосрочной перспективе — за счёт экономии на содержании администрации.
От губернатора Архангельской области Александра Цыбульского стоит ожидать поддержки инициативы объединения городов. В 2013-2014 гг. Минэкономразвития РФ разработало прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года. В нём предполагалось активное развитие городских агломераций. Именно в этот период в министерство пришёл работать и дослужился до заместителя главы ведомства Александр Цыбульский, впоследствии ставший губернатором Ненецкого АО, а затем Архангельской области, и пытавшийся объединить эти субъекты в один. Напомним только, что с регионами ему это не удалось, несмотря на всю обоснованность и выгоду объединения. Впрочем, у слияния Архангельска и Новодвинска шансов гораздо больше — в отличие от регионов, референдум для этого не нужен.