ОАО «Совкомфлот» («Современный коммерческий флот», 100% акций в госсобственности) принадлежат 55 судов различных типов общим дедвейтом 3,9 млн тонн. Компания специализируется на морской транспортировке энергоносителей, участвует в реализации крупных российских индустриальных проектов – «Сахалин-2», Варандей, Приразломное. Офисы компании располагаются в Москве, Санкт-Петербурге, Лимассоле (Кипр), Лондоне, Женеве. ФГУП «Адмиралтейские верфи» (100% государственное предприятие) уже два десятилетия строит танкеры, в том числе и ледового класса, для российских и зарубежных компаний. Предприятие, основанное еще при Петре I, располагается в центре Петербурга. |
Контракты предусматривают строительство двух танкеров ледового класса дедвейтом 70 тыс. тонн каждый для вывоза нефти с Приразломного месторождения, лицензия на освоение которого принадлежит ЗАО «Севморнефтегаз», а также трех танкеров дедвейтом 47 тыс. тонн каждый. Суда будут построены в соответствии с правилами двойной классификации Российского морского регистра судоходства и Lloyd Register.
На церемонии подписания крупнейших в новейшей истории России контрактов присутствовала губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Комментируя заявление Сергея Франка о том, что с 1 июля компания «Совкомфлот» будет перерегистрирована в Петербурге, губернатор одобрительно подчеркнула, что теперь и «Совкомфлот», и «Адмиралтейские верфи» будут петербургскими предприятиями.
«Морская столица России должна иметь у себя крупнейшую судоходную компанию», – заявила Матвиенко.
Аналитик ИК «Солид» Игорь Нуждин отмечает, что оптимизм Валентины Матвиенко вполне обоснован: теперь часть налоговых отчислений будет идти в Санкт-Петербург. К тому же альянс судовладельца и судостроителя не вызовет нареканий со стороны антимонопольных органов. Сотрудничество этих предприятий имеет давнюю историю. В 2003–2004 годах ФГУП «Адмиралтейские верфи» передало ОАО «Совкомфлот» танкеры «Троицкий мост» (Troitsky Bridge), «Tучков мост» (Tuchkov Bridge), «Башенный мост» (Tower Bridge) и «Торговый мост» (Torgovy Bridge). Контракт на строительство двух танкеров – продуктовозов дедвейтом 47,7 тыс. тонн каждый – ФГУП «Адмиралтейские верфи» и ОАО «Совкомфлот» подписали 7 августа 2001 года. В апреле 2003 года «Адмиралтейские верфи» и «Совкомфлот» подписали контракты на поставку еще четырёх танкеров дедвейтом 47,4 тыс тонн. Общая стоимость шести судов составила $160 млн. |
В то же время ещё один информированный источник выразил предположение, что таким образом государство намерено изучить на практике взаимодействие госзаказчика и крупного судостроителя.
«Если сейчас судостроители вознамерятся создать ОСК (Объединённая судостроительная корпорация. – "Газета.Ru"), то на примере сотрудничества этих двух компаний государство сможет оценить эффективность партнёрства и подобрать определённый костяк будущей корпорации для её эффективного развития,
– поясняет источник. – К тому же над "Совкомфлотом" до сих пор висит угроза разбирательства Генпрокуратуры по факту излишней расточительности при покупке трёх танкеров у корейских судостроителей для нужд "ЛУКойла". Возможно, это и подтолкнуло компанию к нынешнему сотрудничеству».