В пятницу президент ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Владимир Якунин в компании губернаторов Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко и Ленинградской области Валерия Сердюкова принял участие в торжественном запуске комфортабельного электропоезда, который будет курсировать между Северной столицей и Приозерском. За счет электричек повышенной комфортности РЖД планирует сделать безубыточными пригородные перевозки. Правда, пока новая электричка большим спросом не пользуется.
Напомним, что еще при прежнем президенте РЖД, Геннадии Фадееве, компания объявила о том, что собирается сделать рентабельными большинство направлений в своей деятельности, в первую очередь пассажирское. Зарабатывать деньги в дальнем сообщении будет создаваемая специально для этих целей "Федеральная пассажирская компания". Для снижения своих убытков в сегменте пригородных перевозок железнодорожники совместно с региональными властями тоже создали отдельные компании, которые будут заниматься пригородным сообщением. Напомним, что месяц назад РЖД одобрило появление такой структуры и в Петербурге, -- специальная компания, в которой правительству города принадлежит блокирующий пакет, с будущего года начнет осуществлять перевозки между Северной столицей и Оредежем. Помимо этого РЖД приступило к запуску электричек, которые будут перевозить пассажиров не по регулируемым государством тарифам, а по рыночным, что позволит железнодорожникам не только окупать свои затраты, но и получать прибыль.
В минувшую пятницу господин Якунин провел презентацию "коммерческой" электрички, которая уже несколько дней ходит между Петербургом и Приозерском, губернаторам Северной столицы и Ленобласти. Новый электропоезд, стоимостью 80 млн рублей, имеет в настоящий момент два класса вагонов. Первый класс представляет собой салон, оснащенный мягкими креслами и несколькими телевизорами. Второй выглядит точно так же, как и обычная электричка, за исключением разве что занавесок на окнах. "Фирменный" состав, пообещали железнодорожники, будет преодолевать расстояние до Приозерска на 50 минут быстрее, чем так называемый социальный.
Правда, и проезд в нем будет стоить дороже: вместо 105 рублей за место в "социальном" поезде пассажирам придется выложить 176 рублей за возможность проехать в первом классе и 115 -- за второй. Состав будет курсировать между двумя городами один раз в сутки по будням и два раза -- по выходным. Как уверил корреспондента Ъ заместитель начальника Октябрьской железной дороги (ОЖД) по пассажирским перевозкам Геннадий Верховых, сокращения маршрутов "социальных" поездов в связи с введением в строй "коммерческого" поезда не будет. Правда, господин Верховых не исключил, что в расписание могут внести коррективы.
Во время торжественной церемонии, посвященной запуску новой электрички, Владимир Якунин и Валентина Матвиенко отделались общими приятными словами, и лишь Валерий Сердюков, вспомнив о том, что на приозерском направлении активно строятся горнолыжные курорты, категорично заявил публике: "Сколько можно стоять в пробке по три-четыре часа, чтобы покататься с какой-то горки в Финляндии?!" -- и настойчиво порекомендовал всем собравшимся кататься на горных лыжах исключительно в Ленобласти. А добираться до местных курортов, разумеется, только на новом электропоезде. Пока, впрочем, практика показывает, что горожане и жители области еще не "распробовали" новинку. За три дня работы поезда на него, по данным ОЖД, было продано всего 42 билета на сумму 4,75 тыс. рублей.
Иван Ступаченко, КоммерсантЪ ,
5.12.2005