Вчера правительство Санкт-Петербурга приняло постановление о проектировании и строительстве первой очереди завода Toyota в промзоне Шушары. К строительству OOO "Toyota Motor Manufacturing Russia" должно приступить не позднее октября 2006 года. Первая российская Toyota Camry должна сойти с конвейера к концу 2007 года.
Согласно документу Toyota должна ввести завод в эксплуатацию не позднее чем через 30 месяцев со дня принятия постановления, то есть в мае-июне 2008 года. Но, как сообщил Ъ председатель комитета по инвестициям Максим Соколов, "первая машина сойдет с конвейера к концу 2007 года". Чтобы корпуса первой очереди были построены к началу 2007 года, КГА поручено в течение недели выдать Toyota Motor Manufacturing Russia всю разрешительную документацию, необходимую для проектирования. Заместитель председателя КГА Виктор Полищук уточнил, что границы участка, предоставленного Toyota, претерпели небольшую техническую корректировку. Куратором стройки назначен вице-губернатор Александр Вахмистров.
Проектная мощность завода составит 50 тыс. автомобилей в год, однако на первом этапе он будет выпускать 20 тыс. машин Toyota Camry. Этот достаточно большой седан стоимостью около $30 тыс. -- самая продаваемая модель Toyota в США. В перспективе мощности завода Toyota в Санкт-Петербурге планируется довести до 200 тыс. автомобилей в год. За два-три года с момента начала производства Toyota намерена расширить модельную линейку выпускаемых в России автомобилей, но за счет каких моделей это произойдет, пока не ясно.
Напомним, что соглашение о строительстве завода старший исполнительный директор Toyota Motor Corp. Токуичи Ураниси подписал с главой Минэкономразвития Германом Грефом и губернатором Валентиной Матвиенко в конце апреля. За год до этого Toyota начала поиск места для размещения завода в России. Представители автоконцерна рассмотрели свыше 20 предложенных им площадок -- в том числе в Нижнем Новгороде, Москве и Ленинградской области. В итоге компания остановила свой выбор на участке площадью 220 га в промышленной зоне Шушары на окраине Петербурга. Объем инвестиций в проект составит 4 млрд рублей. На первом этапе 450 млн рублей в строительство завода вложит Европейский банк реконструкции и развития (по такой же схеме, с участием ЕБРР, создавалось в 2001 году совместное предприятие GM-АвтоВАЗ). Завод Toyota в Шушарах будет производством полного цикла, включающим сварку, окраску и сборку, а также выпуск отдельных штампованных деталей автомобилей. Toyota не сообщает, насколько дешевле будет Camry российской сборки по сравнению с импортируемой сейчас моделью. Однако, как показывает пример ЗАО "Форд мотор компани", выпускающего Ford Focus в Ленинградской области, локальное производство позволяет удешевить автомобиль на 15-20% по сравнению с импортным.
Александра Грицкова, Анна Пушкарская, КоммерсантЪ ,
1.12.2005