Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Валентина Матвиенко: Я верну выпавшие миллиарды
15.06.2004 00:01

9 июня губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко выступила с ежегодным посланием к Законодательному Собранию.

Среди «вызовов, перед которыми стоит город» и о которых шла речь в пространном губернаторском докладе, почему-то не был упомянут весьма актуальный - финансово-правовой вызов, исходящий сегодня со стороны федерального центра и адресованный регионам. Особенно регионам-донорам.

Умолчание было тем более странным, что незадолго перед тем Валентина Матвиенко довольно эмоционально поведала горожанам об этой проблеме, вернувшись с очередного заседания Госсовета.

Газета «Дело» попросила Валентину Ивановну прокомментировать данный парадокс.

- В послании я об этом не сказала только потому, что его объем был ограничен. Кроме того, я хотела все же сконцентрироваться на программных документах, на тех шагах и действиях, которые будет предпринимать правительство Санкт-Петербурга. Что же касается проблемы межбюджетных отношений регионов и центра, то она имеет всероссийский масштаб. Я свою точку зрения откровенно высказала и на Госсовете, и в ходе рабочих встреч с представителями Минфина и Минэкономики. Она заключается в том, что сегодня межбюджетные отношения выстраиваются в стране некорректно.

- В чем, на Ваш взгляд, корень зла и в чем конкретно это зло проявляется?

- В свое время было принято решение о распределении налогов между регионами и центром в пропорции 50:50.

- Вы имеете в виду соответствующее положение Бюджетного кодекса РФ?

- Да. Такая схема давала субъектам федерации стимул к тому, чтобы лучше работать и больше зарабатывать. В последнее время пошел перекос, и с каждым годом все больше средств изымается из субъектов РФ и уходит в федеральный бюджет. В Петербурге, например, сегодня остается всего 40 процентов налоговых поступлений, а 60 процентов уходит в центр. При этом если регионам-реципиентам какая-то часть потом компенсируется, то регионам-донорам, как правило, не возвращается ничего. По итогам прошлого года, мы потеряли порядка 10 миллиардов рублей, из них примерно половину все же удалось правдами и неправдами получить в виде компенсаций. По тем законам, которые сейчас рассматриваются в Госдуме, Петербург должен будет потерять, по предварительным расчетам, порядка 5,5 миллиардов рублей.

- Такая ситуация для новейшей истории Петербурга вполне типична. Хотя в Бюджетном кодексе и зафиксирована паритетная норма дележки налогов между центром и регионами, ежегодный закон о бюджете, который принимает Госдума, эту норму БК РФ всякий раз игнорирует. И «главнее» в итоге оказывается тот закон, который выгоднее федеральному центру. Не получится ли так, что, абсолютно правильно ставя проблему, Вы попросту окажетесь не в силах ее решить?

- Повторяю, это проблема общефедеральная. Понять федеральное правительство можно. Есть ряд общегосударственных функций - содержание армии, милиции, высшей школы и т.д., - на что они вправе аккумулировать средства в федеральном бюджете. Есть также тезис, с которым нам трудно согласиться, но который мы можем понять, - что федерация стремится к выравниванию средних социальных стандартов по всей стране. Ведь не виновата, например, Тыва, что производственные мощности сконцентрированы в Петербурге, а не в Тыве! Я как губернатор, естественно, буду защищать интересы города.

- Но как?

- Объясняю. Первое. Я так же, как и ряд других губернаторов, буду настаивать на изменении соотношения.

- Как? Подобно шахтерам, объявите голодовку?

- Повлиять на федеральное правительство можно, заняв позицию и отстаивая ее у президента, в правительстве, в Государственной Думе. Но если федеральный центр все же примет иное решение, то моя задача - добиться того, чтобы выпадающие доходы вернулись в виде федерального финансирования городских объектов и программ. И это реально! Я это могу, и мы это сделаем.

- И все же: каков механизм воздействия «снизу», со стороны регионов, на структуры - Госдуму, правительство, - на которые сегодня принято влиять исключительно «сверху»? Если я Вас верно понял, Вы - по умолчанию - обещаете петербуржцам, что сумеете убедить президента Путина в необходимости изменить бюджетную пропорцию в пользу регионов. Уверены ли Вы в том, что Вашего - бесспорно, колоссального - обаяния хватит для решения столь масштабной задачи?

- Я считаю, что если не в этом году, то через год, через два все равно мы этого добьемся! А что касается следующего года, то мы вернем выпадающие 5,5 миллиардов. Мы внесли предложения в федеральную Адресную инвестиционную программу, получили кредит в 100 миллионов евро от Европейского банка реконструкции и развития, 61 миллион долларов город получит от федерального центра на реконструкцию. То есть за счет предметной работы с министерствами и соответствующей аргументации - я не просто хожу, прошу или там пользуюсь связями! - мы добиваемся выделения средств: на Кольцевую дорогу, на защитные сооружения, на реставрацию исторического центра...

- Иными словами, речь идет о бесконечных ходатайствах перед федеральными структурами?

- Это - временная тактика. Выступая на Госсовете, я заявила, что наступил новый этап в развитии федерации. В предыдущие четыре года сильны были сепаратистские настроения, сейчас этого нет. Но федерация по-прежнему тянет одеяло на себя, стремится выполнять те функции, которые должны быть переданы субъектам федерации. Но поскольку процесс изменения законов длительный, для начала нужно заключать соглашения с министерствами о делегировании регионам части функций.

- Выступая по итогам заседания Госсовета, Вы также подвергли критике засилье федеральных структур на уровне регионов. Это был камень в огород полпредства?

- Ни в коей мере! Я считаю, что полпредства как институт сегодня нужны. Я говорила о бесчисленных представительствах федеральных министерств и ведомств, находящихся на территории города и дублирующих соответствующие комитеты администрации города. Кроме того, в подражание полпредству расплодились еще и северо-западные филиалы федеральных структур, которые за пределами Петербурга практически ничего не делают. 13 тысяч человек работают в этих филиалах, 10 тысяч федеральных служащих! И я сказала: надо сократить федеральные представительства, передать их функции Петербургу.

- Выходит, появление полпредств спровоцировало массовое размножение чиновничества...

- Полпредство здесь ни при чем! Это правительство решило создать свои северо-западные филиалы, боясь, что полпредство перетянет канат на свою сторону.

- Не кажется ли Вам, что сама философия выдвигаемых Вами предложений приходит в противоречие с идеологией «вертикали власти», предусматривающей абсолютную административную проницаемость государства сверху донизу? Вы говорите о разграничении функций, об обретении субъектами федерации свободы для политического творчества...

- Россия все же федеративное государство. И многие, говоря о «вертикали власти», просто некорректно это понимают. Вообще, сейчас мы подошли к тому моменту, когда можем начать выстраивать цивилизованное федеративное государство, где четко и ясно понятно, что относится к функциям федерации, а что - к функциям субъектов.

- Не мешает ли этому выстраиванию разговор о «вертикали власти»?

- А это, скорее, журналистский сленг...

- Как?! Это «сленг» вполне официальных лиц...

- Правового понятия «вертикаль власти» не существует. Да, на определенном этапе об этом говорили официальные лица: когда речь шла о необходимости создания правового пространства, не может быть федеративного государства с разными законами принципиального характера на разных территориях.

- То есть Вы за «вертикаль» правовую, а не административную.

- Конечно!

- То есть Вы против того, чтобы высшие должностные лица вторгались в собственно внутреннюю жизнь регионов?

- Конечно! Абсолютно против!

- В послании Вы заявили о том, что «основные цели и задачи Санкт-Петербурга неотделимы от целей и задач России». Однако нынешний разговор с Вами убеждает в том, что в чем-то очень важном интересы города и федерального центра расходятся. Может быть, имеет смысл начать говорить об этом вслух?

- Абсолютно не согласна с Вашим посылом. Не могут отличаться интересы Петербурга от общегосударственных интересов - таких, как развитие экономики, повышение благосостояния народа и т.д. Цели у нас совпадают...

- Вы же сами говорите: цель федерации - уравнять регионы, цель Петербурга - быть максимально богатым. Эти цели противоречат друг другу...

- Вы берете только одно направление, которое нельзя оценивать как «стратегические цели и задачи Петербурга». Если каждый регион начнет противостоять государству, толку не будет! Должна быть единая стратегическая политика - экономическая, социальная. А региональная специфика должна проявляться на ее фоне.

- И последний вопрос. Лейтмотив Вашего послания - достижение городом и горожанами европейских стандартов жизни. Но возможно ли достижение европейского качества жизни в условиях азиатской модели власти?

- Нет, конечно.

- Почему же Вы не ставите вопроса о превращении Петербурга в парламентскую республику европейского типа?

- Я не считаю, что для России и для Петербурга приемлема парламентская форма правления. И ментально, и исторически наша страна к этому не готова. У нас демократические институты только устанавливаются, и депутаты, к сожалению, вынуждены заниматься популизмом, чтобы нравиться избирателям, и они не всегда будут готовы к принятию необходимых решений. Вообще, я убеждена, что право избирать главу города должно принадлежать не депутатам, а петербуржцам. И каждый должен заниматься своим делом: законодатели - писать законы, правительство - их исполнять.

Дело , 15.06.2004

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru