Петербург станет первым городом России, где состоятельные люди смогут приобрести себе суперэлитное жилье - знаменитые дворцы и особняки прошлого
Не так давно на заседании городского совета по вопросам охраны культурного наследия Валентина Матвиенко заявила, что для того, чтобы сохранить архитектурные памятники Петербурга, их необходимо передать в частные руки. Чиновники профильных комитетов восприняли слова губернатора как руководство к действию и уже составили список исторических зданий, которые предполагается отдать инвесторам...
КАК ЭТО БЫЛО
Сегодня, когда большинство средств массовой информации окрестило инициативу Валентины Матвиенко революционной, как-то на второй план ушло то обстоятельство, что приватизация памятников архитектуры у нас уже давно разрешена. Еще в 1993 - 94 годах группа экспертов Минимущества совершила рабочую поездку по европейским городам - перенимать опыт передачи исторических зданий в частные руки (на Западе это очень распространено - скажем, фактически все дворцы и особняки Венеции скуплены богатыми промышленниками Японии и Азии). С результатами работы комиссии ознакомили Бориса Ельцина. Президент настолько проникся идеей отремонтировать большинство российских памятников архитектуры "на халяву" (а их, к слову, на сегодня насчитывается 80 тысяч, причем 90 процентов находится в плачевном состоянии), что приказал ускорить работы по изданию соответствующего закона.
Сказано - сделано: в конце 1994 года человек N 1 в государстве подписал указ, который разрешал передачу в частные руки памятников архитектуры регионального значения. Сделано это было для того, чтобы (цитируем) "привлечь инвестиции в сферу реставрации объектов исторического и культурного наследия и тем самым обеспечить их сохранность и содержание в надлежащем порядке". Однако, как это часто случается в России, "хотели как лучше, а получилось как всегда". Закон содержал такие расплывчатые формулировки насчет того, как эти самые памятники архитектуры надо содержать, что все те, кто приобретал исторические здания, порой искажали их до неузнаваемости. Особенно этим "отметились" в Москве (о столичной модели приватизации памятников, впрочем, чуть позднее).
ЮБИЛЕЙНОЕ ОЗАРЕНИЕ
Вскоре всем стало очевидно, что нужно принять новый закон, который бы более четко определил, на каких условиях здания должны передаваться инвесторам и что они могут потом с ними делать. Однако вот тут-то и начались проблемы. Каждая фракция в Государственной Думе предлагала свой вариант закона, не желая слушать коллег и идти на компромисс. Хорошо еще, что депутаты додумались до итогового решения по этому вопросу: принять другой закон ("Об объектах культурного наследия"), который "замораживал" передачу как федеральных, так и региональных памятников культуры в частные руки.
Интересно, что одно время администрация Президента предлагала вообще отменить приватизацию памятников - мол, у государства хватит денег, чтобы худо-бедно поддерживать их в нормальном состоянии. Как оказалось - не хватило. Окончательно всем раскрыл на это глаза юбилей Петербурга. При подготовке к 300-летию выяснилось, что в городе под охраной государства находятся 3535 памятников федерального и 2080 - регионального значения. Еще 2194 объекта относятся ко "вновь выявленным" - то есть они охраняются, но к той или иной категории пока не отнесены. И порядка 70 процентов всех этих зданий - в аварийном или предаварийном состоянии. "Ни один бюджет ни одной страны мира, тем более бюджет России или бюджет Санкт-Петербурга, не сможет содержать петербургские памятники", - увидев масштабы предстоящих работ, воскликнул бывший глава комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Григорий Томчин. "Мы должны преодолеть все коллизии, снять поправку к закону об охране памятников и разрешить нормальную приватизацию памятников вне зависимости от их уровня и охраны, так как иначе мы их можем просто потерять", - вторил ему бывший министр культуры Михаил Швыдкой. А наиболее активную "приватизационную" позицию занял Госстрой, которому предстояло приводить в порядок большинство объектов Петербурга.
Судя по всему, увидев, что колоссальные расходы федерального бюджета на подготовку Петербурга к юбилею ни к чему, по большому счету, не привели, решение о необходимости приватизации памятников принял сам Владимир Путин. Так что сегодня, хотя закон о приватизации еще не принят, можно не сомневаться, что это дело ближайших месяцев. Кстати, наверняка не случайно свое заявление о необходимости отдать дворцы и особняки Петербурга в частные руки Валентина Матвиенко сделала всего лишь спустя несколько дней после встречи с Владимиром Путиным. Очевидно, президент "посоветовал" ей сделать это заявление. Ведь сложно предположить, что Валентина Ивановна самостоятельно пошла бы на такой шаг, тем более зная, как трепетно петербуржцы относятся к своим историческим зданиям.
ПАРТИЯ СКАЗАЛА "НАДО"...
Чиновники профильных городских комитетов отреагировали на заявление госпожи Матвиенко весьма оперативно. В частности, по словам главы КГИОПа Веры Дементьевой, сейчас полным ходом идет подготовка законопроекта о передаче памятников Петербурга в федеральную собственность. По предварительной информации, законопроект предусматривает приватизацию памятников на льготных условиях (снижение стоимости имущества до 50 процентов), однако при этом собственник будет обязан проводить их ремонт и профилактику. Кроме того, планируется вменить в обязанность инвесторам несколько раз в год открывать здание для посетителей. "Бояться закона не стоит, ведь это собственность с большим обременением под жестким государственным контролем. Собственники будут обязаны привести памятники в порядок, иначе они будут изъяты", - заверяет общественность Вера Деменьева. Подготовлен и список дворцов и особняков, которые предполагается отдать в частные руки. В него входят 20 памятников архитектуры, среди них - дворец великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122, усадьба Вяземских в Осиновой Роще, дача Зинаиды Юсуповой с домом садовника в Пушкине, ряд кронштадтских фортов.
Как нам стало известно, механизм передачи городских памятников в частные руки будет выглядеть следующим образом. Сначала желающему получить в собственность то или иное здание нужно будет подать заявку в КУГИ. КУГИ, в свою очередь, известит о ней КГИОП. После этого КГИОП обяжет инвестора провести градостроительную, историко-культурную и технико-экономическую экспертизу (разумеется, за его счет), по результатам которых рабочая группа при КГИОПе и примет решение, принимать проект или нет. Последнее же слово в любом случае останется за КУГИ: только с разрешения этого комитета можно будет приобрести здание.
Вообще, учитывая состояние исторического центра Петербурга, передача памятников архитектуры в руки инвесторов действительно видится единственной возможностью сохранить их для наших с вами потомков. Ведь, с одной стороны, никто не допустит приватизации таких "знаковых" для Петербурга зданий, как Зимний дворец, дворец Меншикова, Михайловский дворец, дворец Белосельских-Белозерских. С другой стороны, продажи дворцов и особняков не стоит опасаться еще и потому, что они уже фактически "приватизированы". Ведь в старых зданиях в центре города в большинстве своем располагаются всевозможные государственные учреждения, у которых нет денег на то, чтобы привести в порядок свой "дом".
Кроме того, продавая то или иное здание, город сможет неплохо заработать. Скажем, по мнению Григория Томчина, здания с охранными досками можно продать по цене от трех до шести миллионов долларов. А уж эти деньги использовать на такие наболевшие проблемы Петербурга, как смена коммуникаций, расселение коммуналок, строительство муниципального жилья. Правда, и палку здесь перегибать не стоит, так как практика показывает, что исторические здания в России разбирают не слишком-то и охотно. Скажем, в 1997 году - самом "урожайном" на приватизированные памятники - в руки инвесторов перешли только 30 дворцов и особняков. "Ничего удивительного в этом нет, - считает заместитель директора агентства "Невский синдикат" Игорь Павлов. - Ведь к инвесторам предъявляют такие требования, что первоначально озвученная цена приватизации памятника возрастает в несколько раз. Кроме того, лично вы знаете богатых людей, которые будут согласны пускать в свой дом любого желающего? Я вот тоже не знаю. А между тем именно этого от состоятельных граждан требует КГИОП".
МОСКОВСКИЙ СЦЕНАРИЙ ПИТЕРСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ
В общем, приватизация памятников сегодня неизбежна. Однако приватизация приватизации рознь. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы Петербург пошел по пути Москвы при передаче исторических зданий в частные руки. Ибо то, что делает в столице Юрий Лужков, вообще за гранью добра и зла. На заре 90-х в первопрестольной была разработана специальная программа, которая предполагает передачу в частные руки более 400 (!) исторических памятников, в том числе гостиниц "Москва", "Украина" и "Ленинградская", дома в районе Большой Дмитровки, где жил Лев Толстой, дома Федора Достоевского на Знаменке, кондитерской фабрики "Абрикосов и сыновья" на Малой Красносельской... Часть зданий из этого списка московские власти уже сравняли с землей, а на их месте установили "копии", часто во много раз больше оригинала и имеющие весьма отдаленное с ним сходство. Это происходит из-за желания столичной администрации максимально увеличить внутреннее пространство домов, которое можно использовать под коммерческие цели. Дошло до того, что Юрий Лужков еще до пожара задумал "реконструировать" Манеж и располагающийся в нем Музей искусств. Тогда мэр решил заменить деревянные потолочные перекрытия "для большей сохранности здания", а заодно и добавить несколько этажей для ресторанов и магазинов, устроить подземный паркинг. Это примерно то же самое, что надстроить Эрмитаж на два этажа, а под Дворцовой площадью оборудовать стоянку. "Петербург никогда не пойдет по такому пути, - заверила корреспондента "МК" в Питере" Вера Дементьева. - Мы знаем негативный московский опыт и обязательно учтем его при передаче наших объектов в частные руки".
МК в Питере ,
19.05.2004