Между майскими праздниками Петербург узнал, как Валентина Матвиенко собирается сделать наш мегаполис удобным для жизни. Свет увидела "Концепция реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы". Документ касается всех и каждого - когда приведут в порядок дороги, кому сколько платить за квартиру, как изменятся маршруты транспорта, что будет с несанкционированными свалками, и т. д. Причем Смольный пошел на серьезный риск, заявив, что к губернаторским выборам 2007 года должны закончиться два из трех этапов реформы.
Обещала -реформирую
"Петербург должен получить качественно новую систему функционирования и управления жилищно-коммунальным хозяйством. Систему, которая бы, с одной стороны, остановила безудержный рост цен на услуги ЖКХ, а с другой, - обеспечила бы должное качество этих услуг". Такое заявление будущий губернатор сделала перед своими сторонниками в Горном институте еще 10 месяцев назад, 1 июля 2003 года.
Назначить контрольные точки, чтобы любой желающий смог проверить выполнение намеченного, - еще одна черта "фирменного" стиля Матвиенко. К концу 2005 года (первый этап) Петербург должен четко знать, что он имеет. В каком состоянии дома и объекты городского хозяйства, насколько обоснованны запросы предприятий-монополистов вроде "Водоканала", кто и сколько должен городской казне, и т. д. В 2006 году петербуржцы доживут до конкурентных отношений в сфере ЖКХ, а также до пресловутых персонифицированных социальных счетов. А к 2010 году (конец третьего этапа и всей реформы) за счет новых технологий, привлечения инвестиций и прочих задуманных Смольным "стратегических мероприятий" отрасли городского хозяйства превратятся из убыточных в прибыльные.
"Курица" и "яйцо" жилищной реформы
В давнем споре, что делать раньше - повышать качество услуг в сфере ЖКХ или повышать цены, - правительство, как известно, все-таки выбрало цены. Соответствующий пакет законов уже прошел первое чтение в Законодательном собрании Петербурга. Но Концепция идет еще дальше: выколачивание долгов у горожан значится в списке первоочередных задач.
Задолженность тоже "инвентаризируют", а потом с каждым неплательщиком, включая безнадежных, заключат договор на реструктуризацию и погашение долга. Если соглашение будет выполняться, поставщики, согласно Концепции, "не производят прекращение и ограничение предоставления коммунальных услуг". Кто график не выдержит, может пенять на себя. (Любопытно, что разрекламированная в марте на заседании городского правительства процедура выселения неплательщиков в Концепции не помянута ни единым словом).
Смольный считает, что, не взыскав недоимки, финансовую стабилизацию городского хозяйства не обеспечишь. Однако палка эта о двух концах. Ведь бывший губернатор Яковлев тоже повышал цены, обещая улучшить качество коммунальных услуг. И сегодня в городе есть люди, которые не платят принципиально - считают, что власть их надула, а теперь пытается содрать деньги за непредоставленные услуги или услуги ненадлежащего качества. Судебные тяжбы такого рода могут длиться годами.
Уравнение со многими неизвестными
Документ у Смольного получился неоднородный. К примеру, добрая половина раздела "Дорожное хозяйство" сводится к простому перечислению, кто чем сегодня распоряжается вокруг улично-дорожной сети (места под АЗС раздает комитет по строительству, покрытие ремонтирует комитет по благоустройству и дорожному хозяйству, свои хозяева у светофоров, подземных коммуникаций, рекламных щитов и т. д.). В то же время очень сложно описан самый главный вопрос, волнующий горожан, - порядок предоставления адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Ясно, что размер выплат будет зависеть от совокупного дохода семьи и занимаемой ею жилплощади. Цель тоже ясна: дотируя сейчас жилконторы, бюджет доплачивает одинаково и новому русскому, и бедной многодетной семье. Но в составленном уравнении - сплошные неизвестные из еще не разработанных документов (стандарты проживания в Петербурге, реестр социальных услуг, нормативы затрат на выполнение этих услуг). Есть и такой показатель, как "максимально допустимый размер собственных расходов семьи на оплату соответствующих услуг, определяемый на основе предельно допустимой доли этих расходов в совокупном доходе семьи". Тоже величина плавающая. Пару лет назад в Петербурге она составляла 18%, затем - 20%, а сейчас Валентина Матвиенко подняла ее до максимально допустимой в России планки - 22%.
Призрак Госплана
Стиль Концепции заставляет вспомнить "Основные направления развития народного хозяйства СССР". Появлялись перед съездами КПСС такие документы, один из которых обещал к 2000 году каждой советской семье отдельную квартиру. Термины "информационно-пропагандистская поддержка", "формирование у граждан активности" или предписание органам государственной власти "организовать и провести информационно-разъяснительную кампанию о целях и содержании Концепции" в комментариях не нуждаются. Получилась своего рода программа построения развитого капитализма в отдельно взятом городе. Причем капитализма государственного.
Правительство Валентины Матвиенко особо и не скрывает своих симпатий к плановому подходу. Рыночные отношения, конкуренция, которые могли бы сами по себе двигать все вперед, задвинуты в середину главки "Принципы реформирования городского хозяйства" - пункт N 8 из 15. Прежде Смольный собирается сам все продумать и просчитать. Тот же принцип положен и в основу реформы общественного транспорта. Сейчас "маршрутки" заполнили востребованные у народа ниши по принципу "везу, куда едут". Теперь все будет "по науке": планировщики из городского правительства изучат объемы перевозок, проанализируют транспортную сеть, потом ее оптимизируют и решат, по каким улицам ездить. И за муниципальный транспорт, и за частников.
Пока до народа дойдет...
Чтобы планы Смольного стали "планами народа", в смысле - всего города, нужно будет принять множество законов и других нормативно-правовых актов. И в связи с этим выражают беспокойство даже те специалисты, которые оценивают Концепцию довольно высоко. "В ней много хороших идей и правильных слов", - считает председатель комиссии ЗакСа по городскому хозяйству Михаил Амосов. - "Но какой вид эти идеи примут, когда воплотятся в законы, - большой вопрос".
Концепция, в частности, предусматривает подомовой учет и расходование средств - чтобы люди и впрямь видели, на что тратятся их деньги. А согласно "пакету ЖКХ", прошедшему первое чтение в городском парламенте, средства, собранные после повышения цен, все равно будут уходить наверх и где-то там, наверху, перераспределяться. Причем разработчики законов читали проект Концепции. И все равно первый блин вышел комом. Если дальше так пойдет, губернаторская реформа имеет все шансы разделить участь горбачевской программы "Жилье-2000".
АиФ-СПб ,
12.05.2004