Вчера состоялось внеочередное заседание Нефтяного клуба Петербурга, вызванное решением губернатора выделить 60 земельных участков под строительство АЗС компании "Лукойл". Участки выделены "целевым назначением", то есть без проведения тендерных торгов. Заседание проходило, по понятной причине, довольно бурно: решение администрации означает, что на топливном рынке северной столицы начался передел сфер влияния.
Известно, что правительство города собирается выделить всего 250 участков под АЗС федеральным топливным компаниям. Местные операторы считают это нарушением закона о конкуренции и готовы обратиться в антимонопольный комитет и прокуратуру.
В город приходят нефтяные монстры
Петербург - единственный регион страны, в котором подавляющее большинство АЗС и АЗК принадлежат местным операторам. При этом всероссийские монстры топливного рынка, такие как "Лукойл" или "Сибнефть", представлены в городе немногочисленными терминалами. Вернее, были представлены. Ныне город собирается отдать "вертикально интегрированным компаниям" около 250 земельных участков под АЗС. Первый договор администрация заключила 22 апреля с "Лукойлом". Целевым назначением компании выделили 60 "пятен". "Лукойл" планирует открыть новые автозаправки, инвестировав в экономику города не менее 20 млн долларов. Один миллион долларов будет вложен в реализацию социальных программ. Кроме того, компания намерена отреставрировать старинный особняк на Английской набережной.
Смольный также собирается подписать соглашения о сотрудничестве с "Сибнефтью" и "Татнефтью", которые также, скорее всего, включат в себя пункт о "целевом назначении".
"Мы оставляем за собой право обратиться в прокуратуру"
Эти планы Смольного вызвали бурю негодования у петербургских операторов. Они уверены, что способны инвестировать в строительство АЗС на тех же условиях, что и "Лукойл". Но этого им никто не предложил, "целевое назначение" оказалось не для них.
- На заседании мне поручили обратиться в правительство города для разъяснения ситуации, - заявил "Известиям" Олег Ашихмин, президент Нефтяного клуба Петербурга, - при этом мы оставляем за собой право обратиться в антимонопольное ведомство и прокуратуру по поводу заключенного между администрацией и "Лукойлом" договора. Сложившаяся ситуация идет вразрез с Земельным кодексом и законом о конкуренции и ограничении монополии на товарных рынках. В городе на сегодняшний день осталось совсем мало участков под АЗС. Так что неизвестно, состоятся ли вообще торги.
Отметим, что при накалившихся в Петербурге топливных страстях, никаких инцидентов на внеочередном заседании Нефтяного клуба не произошло. По словам Олега Ашихмина, "это был нормальный диалог, обсуждение данной ситуации". На заседании присутствовали
и представители "Лукойла"... Кстати, Нефтяной клуб хочет попросить администрацию опубликовать соглашение, заключенное между "Лукойлом" и правительством.
Тендерные цены на участки поднимутся?
В 2002 году земельный участок под АЗС в среднем стоил 200 тысяч долларов, в 2003-м уже 400 тысяч. Эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение цен, связанное с приходом на рынок крупных игроков, которым необходимо закрепиться в городе. Цена в 400 тысяч для них проходная. Но сколько будет стоить участок в нынешнем году, пока никто не знает. Возможно, с учетом новых реалий среди питерских операторов возрастет конкуренция - тогда стоимость участка на торгах вполне может подняться до 500-600 тысяч. К тому же до сих пор есть неясности с выделением "пятен" под строительство автозаправочных станций и комплексов. Неизвестно, как именно будут продавать землю. Предполагается, что либо в каждый лот войдут 5 земельных участков под АЗС, либо каждый участок выставят на торги отдельным лотом.
Утром - акцизы, вечером - участки
Как и раньше, Смольный требует от топливных операторов платить акцизы в городской бюджет. Дело в том, что акцизы на моторное топливо компании могут перечислять регионам, где находятся нефтезаводы, или регионам, где топливо реализуется. В прошлом году город вместо 3 млрд рублей акцизов получил около миллиарда. Поэтому свое правление Валентина Матвиенко начала с того, что объявила: участки под АЗС достанутся тем, кто будет платить акцизы в городе. Но проблема была актуальна именно в прошлом году. Тогда регионы получали 60% акцизов. С 1 января этого года акцизы распределяются следующим образом: 60% отчислений остается в субъекте, 40% уходят в федеральный бюджет. Непосредственно региону достается 10%. Остальные 50% идут в федеральное казначейство и затем вновь распределяются по регионам. Разумеется, не по таким относительно богатым регионам-донорам, как Петербург.
Кроме того, в местном налоговом органе необходимо получать свидетельство о постановке на учет в качестве участника рынка нефтепродуктов. Сейчас такие свидетельства имеют около 12 городских операторов. Их число, несомненно, будет возрастать. В силе административного ресурса г-жи Матвиенко в начале года пришлось убедиться "Татнефти". Эту компанию, не захотевшую платить акцизы городу, моментально лишили участка под бензоколонку.
СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
Всего в Петербурге работают около 30 крупных топливных операторов и до 10 небольших, имеющих одну-две АЗС. На сегодняшний день 30% заправок в городе принадлежат Петербургской топливной компании (ПТК), 15% - "Фаэтону", еще около 15% - другим городским операторам. АЗС "Лукойла" и "Славнефти" - по 10%.