Идея Валентины Матвиенко за четыре года удвоить доходную часть петербургского бюджета не может не радовать. И ее реальное воплощение волнует не только экономическую элиту города. Ведь удвоение городских доходов касается абсолютно всех жителей Петербурга, потому как оно важно не как таковое. Главное то, какими методами эта цель будет достигаться, то есть за чей счет и к чему приведет на практике. Пока что первые шаги этого процесса вызывают больше недоуменных вопросов, чем восторженных отзывов.
Как и для чего?
Наверное, стоит напомнить, что удваивать некие экономические показатели стало модным после известной стратегической задачи, поставленной Владимиром Путиным. Еще в прошлом году российский президент неоднократно заявлял, что наша страна просто обязана за десятилетие в два раза увеличить валовой внутренний продукт. Для этого, по расчетам Путина, у России есть все возможности. А значит, немного перефразируя известную фразу все того же Путина относительно отставки правительства Касьянова, - "если можем, значит, должны".
При этом, что такое ВВП и с чем его едят, во всех деталях понимают разве что экономисты. Однако темпы его роста принято считать одним из важнейших показателей успешности развития экономики того или иного государства. Соответственно, к этому критерию привязывают и рост благосостояния жителей этой страны, и степень их социальной защищенности, и многие другие показатели того, как нам хорошо живется сейчас или заживется в будущем.
Доходная часть бюджета - это несколько иное понятие, чем ВВП, и, по большому счету, с ним может быть не связано никак. Тем более если речь идет об отдельно взятом регионе, а не о всей стране. Тем более если имеется в виду такой регион, как Петербург. Бюджет-то можно даже учетверить, причем быстрее, чем за четыре года. Вот только прямой связи между доходами горбюджета и качеством жизни горожан нет. А петербуржцев волнует именно это: реальное увеличение зарплат и пенсий, а не игра в догонялки с инфляцией; безопасность на улицах, а не увеличение количества лиц, за нее отвечающих; возможность купить квартиру, а не копить на нее годами.
Конечно, хочется верить, что городские власти и подразумевали, что удвоение приведет к существенному улучшению жизни. Но при этом как минимум два главных вопроса пока остаются открытыми. Первый: как это удвоение будет происходить и каковы его конкретные этапы? Второй: во что оно все-таки выльется, если случится?
В частной жизни итог роста доходов отдельного человека или семьи понятен всем: сколько ни получаешь, денег все равно не хватает. Но тут уж все зависит от конкретных потребностей. При этом, конечно, лучше пить элитную водку, чем дешевый портвейн, но здоровью вредит и то, и другое. Конечно, лучше ездить на дорогой иномарке, чем на изношенной "копейке", но по идее оба автомобиля позволяют решать вопросы передвижения по городу. Конечно, проще нанять для ребенка сиделку, чем самому нянчиться с ним, - чадо и так вырастет. А что произойдет с городом, если его бюджет увеличится вдвое? Будут ли интересы города в целом учитывать интересы его отдельных составляющих - жителей, компаний? Пока сие есть тайна за семью печатями, которая все же потихонечку начинает раскрываться.
О налогах и сборах
Процесс увеличения бюджета может происходить за счет использования экономического, интеллектуального и прочих огромных ресурсов Петербурга. А может -за счет увеличения различных поборов с огромного числа жителей нашего города. Конечно, оба способа можно аккуратно совмещать, но, судя по последним заявлениям и начинаниям правительства Петербурга, пока что на вооружение взят именно второй вариант роста городских доходов. Причем действия ведутся, как минимум, по нескольким направлениям.
Первое - за счет всех. Напомним, что сейчас в Законодательном собрании дожидаются поправок сразу четыре законопроекта, уже принятые "за основу", которые попросту увеличивают плату за жилье. Для большинства населения рост составит 18-20 процентов, особо богатые рискуют платить за свои честно (или нечестно) заработанные хоромы в полтора раза больше. При этом не прописано никаких четких гарантий того, что 3,5 миллиарда рублей чистой выручки не исчезнут неизвестно где, а будут потрачены на качественное улучшение услуг ЖКХ. Хотя тут новую администрацию упрекать особо не в чем: все последние питерские градоначальники именно с этого и начинали. С теми же обещаниями все кардинально улучшить и с практически нулевым результатом.
Одновременно началось и вроде бы правильное начинание -борьба с неплательщиками коммунальных услуг. Метод, правда , выбран странноватый - выселение за долги. Так ведь большинство из них и не платили, потому что никаких услуг от жилконторщиков не получали. Тем более что многие до сих пор ютятся впятером в коммуналке и ждут не дождутся, когда государство их оттуда выгонит и хотя бы по социальной норме переселит. В общем пока что новый Смольный идет по пути, проторенному Собчаком и Яковлевым: в бедах виноваты те, кто был до нас, а расплачиваться придется... горожанам.
Второе направление - за счет избранных. Ведь, как известно из сказки про Буратино, деньги берутся из толстых кошельков. И если на общероссийском уровне "мочить" олигархов уже стало общепринятой нормой, то почему бы и на местах не перенять этот проверенный опыт пополнения казны? Понятно, к примеру, что нельзя мириться с доходами питерских воротил игорного бизнеса, но здесь правила игры уже установлены - ставка налога определяется раз в год при принятии бюджета. Хотя при установленном четырехлетнем сроке удвоения городских доходов думается, что владельцам казино и игровых автоматов придется несладко.
Кстати, в нелегком процессе частичного раскулачивания помогает и федеральное законодательство. С этого года, как известно, отменен налог с продаж и установлены жесткие ставки единого налога на вмененный доход. Говоря простым языком, предприниматель платит не с той суммы, которую получил реально (по логике властей: продекларировал, утаив большую часть), а с той, которую он потенциально может заработать. Для Петербурга это грозит, по оценке депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой, недополучением шести миллиардов рублей по сравнению с 2003 годом. В Смольном понимают, что этот новый налог может задушить многие небольшие компании и предприятия и выступают за введение льгот для некоторых категорий мелкого и среднего бизнеса. Но пока все платят по полной программе.
Инвестиции и продажа госсобственности
Еще один проверенный общероссийский путь пополнения казны - приватизация. Слово хоть и неприятное россиянам во всех отношениях, однако определяющее очень важный способ финансовой подпитки государства. Не вдаваясь в подробности процесса и результатов ваучерной приватизации 90-х годов, следует отметить, что и сейчас год от года все больше и больше государственной собственности переходит в частные руки. Смысл достаточно простой - заработать немаленькую разовую сумму, далее получать проценты от оставшихся акций (если они остались) и в той или иной степени оставить возможность влияния на развитие предприятия. В масштабах России правительство ежегодно составляет план акционируемых объектов госсобственности и отчитывается по итогам проведенных мероприятий по продаже государственных пакетов акций. В масштабе Петербурга эта тема зазвучала по-новому на прошедшей неделе.
Как известно, губернатор нашего города Валентина Матвиенко заявила, что Петербургу нужен закон, определяющий условия передачи в частные руки исторических объектов. Аргументация этого начинания вполне разумная: не справляется город с обихаживанием всего своего наследия, так пусть частный бизнес помогает. Ведь гордый собственник чувствует себя на исторической территории совсем по-иному, чем жалкий съемщик. Он и в порядок все приведет, и красоту поддерживать будет не на уровне развалин, до которых довели здания погода, люди и правители.
Пока что речь идет лишь о трех культурных и архитектурных памятниках (усадьба Знаменка, Фонтанный дом и дворец князя Кочубея) и о том, что отданы они будут не абы кому, а "серьезным, эффективным хозяевам". Детально законопроект пока еще не предан огласке. Известно лишь, что приватизации смогут быть подвергнуты около двух тысяч объектов федерального значения, некоторые в частные руки перейти не смогут никогда, а предоставляться частным собственникам некоторые будут примерно за полцены, но при определенных условиях их эксплуатации.
Что ж, можно поздравить администрацию города с важной финансовой находкой. Поскольку желающих переместить головной офис в центр родины президента найдется предостаточно не только в нашем городе, но и во всей России. Так что источник пополнения дохода, и довольно солидного, найден почти неиссякаемый. А ведь в городе есть не только исторические объекты, купить которые многим будет попросту престижно. Сколько еще пустырей, полуразваленных заводов, теперь никому не нужных объектов оборонки! Тем более что можно их не просто продавать, а сдавать богатым дядям, к примеру в долгосрочную аренду на выгодных для города условиях. В этом плане нельзя обойти вниманием и еще одно важное для городского бюджета событие прошедшей недели - подписание договора о сотрудничестве между администрацией города и "Лукойлом". Причем интересно, что переговоры с главой компании Вагитом Алекперовым вела лично Валентина Матвиенко.
В результате одной из крупнейших нефтяных компаний предоставляется 60 участков под возведение своих АЗС. За счет вложений "Лукойла" в топливную сферу Петербурга городской бюджет может уже через два года получать от этой компании около 2,5 миллиарда рублей при нынешних 600 миллионах. По информации "Фонтанка.ру" со ссылкой на вице-губернатора Михаила Осеевского, на очереди подобные соглашения с "Сибнефтью" и "Татнефтью".
Последние примеры говорят о том, что какие-то мероприятия в деле удвоения доходов городского бюджета Смольный планирует проводить и не за счет обычных граждан. Радует, что не забывают оговорить и социальную составляющую грядущих соглашений. Ну а как окажется на деле, покажет время.
Ваш тайный советник ,
26.04.2004