Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко поручила своим подчиненным подготовить законопроект, позволяющий ускорить процесс передачи памятников архитектуры в частные руки. Она мотивировала свое поручение тем, что инвесторы боятся вкладывать деньги в реконструкцию памятников, не обладая правом собственности на них. С критикой губернаторской инициативы уже выступили местные реставраторы, которые опасаются, что новыми хозяевами не будут соблюдаться правила реконструкции и Петербург заполнится "новоделами". Впрочем, городские власти поторопились успокоить сомневающихся, заявив, что городской закон ни в коем случае не будет противоречить закону федеральному, согласно которому новые владельцы памятников ни при каких обстоятельствах не имеют права перестраивать их по собственному усмотрению и закрывать доступ к ним со стороны простых граждан. Контроль за соблюдением этих положений законодательства будет возложен на сотрудников комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).
На последнем заседании городского совета по вопросам охраны культурного наследия губернатор Петербурга Валентина Матвиенко предложила своим подчиненным разработать законопроект о приватизации памятников архитектуры. 'Мы должны следить за тем, чтобы архитектурный облик города оставался нетронутым, - заявила губернатор. - Многие бизнесмены в разговорах со мной говорили, что, если бы арендованные дворцы были в их собственности, они бы не боялись вкладывать деньги в реставрацию'. Сегодня привлечь внимание подобных коммерсантов могут 15% от всех городских построек, или две тысячи памятников федерального значения.
Однако позволить себе реконструировать федеральный памятник могут далеко не все. Кроме финансовых возможностей компания-инвестор должна быть готова согласовывать каждый свой шаг с государством по ходу реставрации. К тому же максимум, на что может сегодня рассчитывать инвестор, - аренда здания сроком на 49 лет, которую государство может расторгнуть в любой момент. Поэтому за реконструкцию федеральных памятников в Петербурге берутся в настоящее время только очень крупные компании. В то же время большинство петербургских памятников архитектуры заняты госучреждениями или субарендаторами, которые практически не вкладывают средств в поддержание их на должном уровне.
При губернаторе Владимире Яковлеве питерские власти пытались привлечь инвесторов к реконструкции федеральных памятников, понижая их статус до 'памятников местного значения'. Однако согласование статуса в министерстве культуры двигалось настолько медленно, что в течение четырех последних лет инвестиции были привлечены лишь для десяти объектов. 'Статус федерального памятника - очень серьезное обременение. Чем ниже статус, тем легче работать инвестору со зданием. Но ни один серьезный человек не будет вкладывать деньги без достаточных гарантий имущественных прав на объект', - заявил ГАЗЕТЕ председатель комитета по управлению городским имуществом Петербурга (КУГИ) Игорь Метельский. Сотрудники комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) уже приступили к подготовке проекта закона о приватизации. 'Мы сейчас активно работаем над этим документом, поскольку сами заинтересованы в том, чтобы приватизация памятников архитектуры шла более масштабно, - заявила ГАЗЕТЕ председатель КГИОП Вера Дементьева. - Если мы протянем еще несколько лет, многие дворцы и особняки восстановить будет просто невозможно'.
На совещании совета по вопросам охраны культурного наследия губернатор особо подчеркнула, что в разрабатываемом проекте закона должны быть точно определены правила приватизации и реконструкции памятников и четко прописано, какие памятники подлежат приватизации, а какие нет. По словам председателя КГИОП Веры Дементьевой, точный список памятников архитектуры, которые будут переданы в частные руки, пока не определен. 'Это не входит в задачи нашего комитета. Определять здания, подлежащие передаче инвесторам, - дело Федерального агентства по использованию памятников архитектуры и Комитета по управлению городским имуществом, - сообщила она. Тем не менее глава КГИОП назвала ГАЗЕТЕ четыре вида памятников, которые не могут быть приватизированы ни при каких условиях.
Это 'особо ценные памятники' (такие как Эрмитаж, Русский музей, Кунсткамера, Меншиковский дворец, Мраморный дворец, Аничков дворец, Юсуповский дворец, Строгановский дворец), 'объекты всемирного наследия' (Исаакиевский собор, Дворцово-парковый ансамбль Санкт-Петербурга), 'музеи-заповедники' (Пушкин, Павловск, Константиновский дворец, Петергоф, Ораниенбаум, Петропавловская крепость) и 'памятники археологии' (парк Екатерингоф). По данным ГАЗЕТЫ, после разработки городского закона одними из первых могут быть приватизированы усадьба Знаменка, которую в настоящее время занимают гостиница и оздоровительный комплекс; дворец князя Кочубея, где сейчас располагаются ресторан и часть помещений агентства 'Росбалт'; Фонтанный дом, в котором сейчас находится музей Анны Ахматовой; Шуваловский дворец, где расположен Дом дружбы народов.
Между тем среди потенциальных инвесторов возникли опасения, что новый закон о приватизации памятников, разрабатываемый в КУГИ, может вступить в противоречие с федеральным законодательством. 'Честно говоря, трудно представить себе подобную ситуацию, - сообщила ГАЗЕТЕ пресс-секретарь КУГИ Татьяна Просвирнина. - Ведь, во-первых, закон будут разрабатывать юристы-профессионалы как из городских структур, так и из Федерального агентства по использованию памятников истории и культуры при Минкульте. А во-вторых, если помните, еще два года назад полпред президента в СЗФО Виктор Черкесов доложил президенту, что все местные законы приведены в соответствие с федеральными. Откуда же может взяться юридический казус?'
Скептически отнеслись к инициативе губернатора и петербургские реставраторы. Они считают, что, допустив частных инвесторов к приватизации исторических объектов, вместо прежних памятников город может получить 'новоделы'. 'Главная проблема в том, что сейчас памятники не имеют 'паспортов' с подробной информацией о том, что с ними можно делать и чего нельзя, - пояснил ГАЗЕТЕ глава Союза реставраторов Петербурга Виктор Смирнов. - Без них КГИОП будет не в состоянии проконтролировать качество проводимых инвестором работ'. Однако Вера Дементьева отвергла и эти опасения. 'Если приватизация памятников начнется, мы в каждом отдельном случае будем следить за тем, чтобы инвестор не проводил никаких перестроек', - пообещала она.
Эксперты отмечают еще одну потенциальную опасность в предстоящем процессе приватизации: новые владельцы памятника архитектуры, реконструировав здание, могут начать его нецелевое использование (например, оборудовать ресторан) или сдать субарендаторам, которые не будут соблюдать условия эксплуатации памятника. Однако в Смольном так далеко предпочитают не заглядывать: 'Давайте сначала начнем процесс приватизации, а дальше посмотрим, как сохранять памятники в частных руках', - заявил ГАЗЕТЕ источник в петербургском КУГИ.
Приватизация московских памятников: история вопроса
В 1994 году Борис Ельцин издал указ, разрешающий приватизацию памятников истории и культуры. После этого Москву захлестнула волна приобретений частными лицами объектов культурного наследия, причем статус некоторых объектов намеренно снижался с «федерального» до «местного». Таким образом, например, Зураб Церетели приобрел в собственность две московские усадьбы - дворец Долгоруких на Пречистенке и дом Губина на Петровке. В январе 1996 года Мосгордума приняла закон, прописывающий процедуру приватизации памятников, а в июне 1997 года столичные депутаты издали постановление «О перечне объектов недвижимости, отнесенных к памятникам истории и культуры, разрешенных к приватизации». В этом списке значатся 399 объектов, в том числе гостиницы «Москва», «Украина», «Ленинградская», дом на Большой Дмитровке, где жил Лев Толстой, дом Федора Достоевского на Знаменке, несколько бывших доходных домов, кондитерская фабрика «Абрикосов и сыновья» на Малой Красносельской. В июне 2002 года президент Владимир Путин пописал федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», допускающий наряду с государственной собственностью (а также федеральной, субъектов федерации и муниципальной) частную собственность на памятники архитектуры. В нем и прописаны ограничения, которые должны соблюдать новые владельцы: памятники должны охраняться, поддерживаться в надлежащем состоянии, их нельзя перестраивать и закрывать доступ к ним простых граждан. После выхода закона столичные власти вынуждены были отменить предыдущие решения Мосгордумы по этому вопросу, а осенью прошлого года приватизация памятников в Москве была приостановлена до окончательного решения затянувшегося на три года спора между федеральными и московскими властями о принадлежности 943 памятников.
Газета ,
20.04.2004