|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
На сто дней ближе к реальности
23.01.2004 00:01
Первый "промежуточный финиш" новой петербургской администрации - событие условное, ни к каким объективно существующим политическим или экономическим точкам отсчета не привязанное. Напомним: в США принято ("так сложилось"), что после нескольких месяцев предвыборной нервотрепки, жестких дебатов и прямых обвинений вновь избранный американский президент получает возможность в течение ста дней поработать в льготном режиме. В этом плане говорить о петербургских "ста днях" бессмысленно. Здешние самопровозглашенные лидеры общественного мнения предрекали провал каждого из предстоящих ста дней нового губернатора Петербурга задолго до выборов - с того самого момента, когда стало понятно, что действовавшие в течение семи лет безотказные механизмы манипулирования властью и обществом пришли в негодность. Ни о каком "временном зазоре", который позволил бы взбудораженному выборами городу успокоиться и консолидироваться, не могло быть и речи. Новому губернатору сразу же попытались навязать "очень важные" вопросы, как то: из числа бывших комсомольцев или нынешних банкиров сформировать правительство? правильным или неправильным строительным фирмам пожаловать городские заказы? тем или другим банкам предложить эксклюзивную роль в обслуживании городского бюджета? наконец, перенести столицу из Москвы в Питер полностью или частично? Искушение было велико. Матвиенко - вовсе не новая Екатерина Великая, а всего лишь квалифицированный чиновник высокого ранга. Следует отметить, что в самом общем смысле проблема, с которой столкнулась Матвиенко в октябре 2003 года, очень похожа на проблему, с которой столкнулся Путин в мае 2000-го. Вся огромная виртуальная Россия ждала от нового президента отставок и назначений, арестов и запретов - в общем, чего угодно, кроме того, что было сделано в первую очередь. А в первую очередь были оперативно, может быть, не очень удачно, но в пожарном порядке решены проблемы, которые всем вокруг казались решенными раз и навсегда, - ликвидирована "шляхетская вольница" в Совете Федерации, составленном из глав областей; выстроена не очень удачная, но выправившая систему управления структура федеральных округов. А потом - почему-то - были решены "невкусные" для политтусовки, но жизненно важные вопросы легализации страны - будь то символика, будь то трудовые отношения, будь то собственность на землю - вопросы базисные, без решения которых уходили в виртуал и политика, и экономика России. Некоторые аналитики не без раздражения обратили внимание на "зацикленность" нового губернатора на теме бюджета. Матвиенко буквально носится с содержанием бюджета, с его наполнением, с механизмами его исполнения. Но "скучной" тема бюджета является только в виртуальной реальности, где никакие задачи на ставятся всерьез и никакие деньги не направляются на решение - всерьез - именно этих задач. Как только власть принялась строить экономику "в реале", сразу же обозначились зияющие дыры в бюджете, преподнесенном новой администрации "в наследство" дружным коллективом наследодателей. Сразу же было предложено и еще одно "скучное", но доказавшее свою эффективность на федеральном уровне решение - переход на казначейскую систему. Одновременно изменился характер постановки и решения задач. Первые шаги в социалке ознаменованы отказом от относительных величин и переходом к абсолютным. Это не математика, а элементарная порядочность - вместо того, чтобы годами принимать красивые решения о повышении тех или иных пособий и выплат "вдвое", "втрое" и "на 101,2 процента", новая администрация совместно с ЗакСом провела решения о подтягивании пенсий и зарплат бюджетников до уровня прожиточного минимума, а также о повышении стоимости "бесплатных" школьных завтраков до суммы, за которую действительно может позавтракать школьник (а не его домашний хомяк). И сразу же стало ясно, что до сих пор "удваивались" и "утраивались" числа, близкие к нулю. Стало ясно и другое - что десятки тысяч стариков и бюджетников могут рассчитывать по максимуму на минимум. Но теперь они могут хотя бы это - и власть теперь должна сравнивать свои следующие шаги не с абстракцией собственных нормативов, а с реальной грустной цифрой уровня выживания. Похожим образом развивались в течение этих ста дней и другие сюжеты. Вроде бы о том же, о чем и раньше, - да только с точностью до наоборот. Одна из "добрых традиций" - административно-хозяйственная тусовка. Регулярные встречи руководителей регионов с главами естественных монополий так же популярны в виртуале, как "ходилки" и "стрелялки". "Междусобойчики" Валентины Матвиенко с руководством "Газпрома" и РАО "ЕЭС" опять грубо вывалились в оффлайн: заключены соглашения о газификации пригородов, дополнительных газопоставках и снижении тарифов на электроэнергию. Другая традиция - популизм, сочетающий "заботу о человеке" с наглой обираловкой (как это случилось в печально известной истории с "платой за капремонт"). Здесь Матвиенко пошла по непривычному пути - почему-то противопоставила бюджетно-финансовым аргументам нравственность и поддержала странную идею жителей города - что, дескать, нельзя взимать плату за неоказанные услуги. Еще одна любимая площадка - строительная. Еще на предвыборном участке городу успели объяснить главное в строительной политике Матвиенко - передел рынка в пользу московских строителей (впрочем, некоторые считали, что передел будет, но в пользу питерских строителей). Но в первую очередь новая администрация занялась несколько другими вопросами - причем, кажется, именно теми, которые ей и положено решать. А именно: вместо того, чтобы определять, кто и за сколько будет строить, она определила наиболее кричащие приоритеты по капремонту, создала механизм решения острых жилищных проблем и приступила к формированию системы ипотечного кредитования. В общем, довольно скучной оказалась и "федеральная составляющая" политики нового губернатора. Никаких хэппенингов, никаких срочных переездов всех ветвей власти. А вот брошенная Валентиной Матвиенко фраза о "миссии Петербурга", определенной как превращение Питера в город европейских стандартов качества жизни, была откомментирована московскими экспертами как доказательство реальной федеральной роли главы петербургской администрации. Это, кстати, подтверждают и последние рейтинги влияния политиков - Валентина Матвиенко и Юрий Лужков остаются единственными главами субъектов Федерации, входящими в десятку наиболее влиятельных федеральных политиков.
Известия-СПб ,
23.01.2004
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |